Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дифференцированный подход к учебной нагрузке

О способах снижения учебно-методической нагрузки преподавателей Высшей школы экономики рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

— Вадим Валерьевич, расскажите, пожалуйста, каковы действующие в ВШЭ основные принципы распределения учебно-методической нагрузки преподавателей?

— По условиям трудового договора, каждый преподаватель, работающий в ВШЭ, обязан выполнять учебно-методическую нагрузку на уровне не ниже установленных нормативов. Но помимо учебной работы у преподавателя есть и другие важные обязанности — исследовательская деятельность, а у многих еще и административная работа. Они отнимают много времени, которое также должно как-то учитываться. Поэтому мы начали более дифференцированно подходить к установлению норм учебной нагрузки и к настоящему времени уже ввели несколько механизмов, позволяющих, на мой взгляд, более эффективно ее распределять.

— Какие конкретно механизмы по снижению учебно-методической нагрузки действуют сегодня в университете? На какие категории сотрудников ориентированы данные механизмы?

— Во-первых, уже несколько лет мы даем возможность нашим молодым коллегам, которые входят в категории группы кадрового резерва «Новые преподаватели» и «Будущие профессора», сократить учебную нагрузку на 25 процентов в расчете на одного человека по сравнению с нормативами без ее перераспределения другим преподавателям. Мы надеемся, что это позволит молодым исследователям уделять больше времени академической работе. Данная возможность распространяется на период членства сотрудника в кадровом резерве.

Следующая «льготная» категория — это преподаватели, выполняющие административные обязанности на своих факультетах и кафедрах. Как известно, административная деятельность — дело хлопотное и отнимающее большое количество времени и сил. В прошлом году был подписан приказ, в соответствии с которым для каждого преподавателя-администратора в зависимости от значимости его обязанностей и величины структурного подразделения установлены различные проценты снижения нагрузки. Пониженные нормативы существовали и раньше, но не все административные позиции были учтены, и главное, снижение нагрузки в этом случае было, как правило, символическим. Сейчас эти нормативы существенно снижены, и мы полагаем, что это справедливо по отношению к коллегам, которые берут на себя нелегкий административный труд.

И, наконец, третий механизм изменений нагрузки связан с количеством и качеством публикаций, что является одним из важнейших критериев оценки преподавателей в нашем университете. В недавно утвержденном Ученым советом НИУ ВШЭ «Порядке установления условий трудовых договоров в части объема учебной нагрузки с претендентами на должности профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"» введен разный принцип расчета учебной нагрузки на основании показателей публикационной активности. Это также кажется справедливым, поскольку исследовательская работа отнимает много времени, и различия между теми, кто ее успешно ведет, и теми, у кого эта работа отсутствует или недостаточна, должны быть.

В связи с этим принято решение, что у преподавателей, имеющих академические надбавки второго и третьего уровней, есть возможность перехода (по личному заявлению) на «исследовательский» трудовой договор, предусматривающий уменьшение аудиторной нагрузки до 75 процентов от существующих нормативов. При этом суммарная нормативная нагрузка кафедры/департамента/факультета также снизится (другим коллегам не придется «отрабатывать» эти дополнительные часы).

Если же коллеги не имеют установленного количества и качества научных публикаций за отчетный период (не включая учебно-методические публикации), но они признаны в качестве хороших преподавателей, и университет хотел бы продолжить с ними сотрудничество, то кадровыми комиссиями при прохождении конкурса ППС могут быть даны рекомендации о заключении с такими преподавателями трудового договора, но с повышением аудиторной нагрузки на 25 процентов. При изменении публикационной активности в лучшую сторону возможен переход с такого «преподавательского» договора на «стандартный» трудовой договор с обычной нагрузкой или «исследовательский» трудовой договор с пониженной нагрузкой. Возможен и обратный переход — от пониженной к стандартной и повышенной нагрузке.

— Если преподаватель входит в разные категории по снижению нагрузки, например, он входит в группу «Будущий профессор», а также является заместителем декана или занимает сразу несколько административных должностей, суммируются ли его вычеты по нагрузке?

— Увы, нет. Снижение нагрузки идет только по одному из критериев, по какому именно — выбирает сам преподаватель.

— В каких официальных документах закреплены данные принципы снижения учебной нагрузки?

— Перечисленные мною принципы и механизмы снижения учебной нагрузки зафиксированы в нескольких документах. Это «Положение о группе высокого профессионального потенциала (кадровом резерве) в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики"», приказ ректора НИУ ВШЭ от 29.03.2012 года № 6.18.1-06/2903-02 «О снижении учебно-методической нагрузки разных категорий работников профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», выполняющих административные обязанности» и «Порядок установления условий трудовых договоров в части объема учебной нагрузки с претендентами на должности профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"».

 

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»

В начале ноября прошел финал ИТ-чемпионата True Tech Champ от МТС, собравшего более 12,5 тысячи школьников, студентов и молодых специалистов. Победителем трека «Алгоритмическое программирование» стал студент факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ Александр Бабин.

19 ноября, 2024 г.

Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее

1 декабря состоится вебинар «В магистратуру Вышки без экзаменов», на котором представители университета расскажут о проектах преднабора, дающих преференции при поступлении в магистратуру. Мероприятие ориентировано на студентов и выпускников бакалавриата/специалитета, заинтересованных в дальнейшем обучении. Для участия требуется регистрация.

13 ноября, 2024 г.

НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию

Высшая школа экономики объявила о приеме заявок с научным докладом на XXV Ясинскую (Апрельскую) международную научную конференцию. Программа конференции ориентирована на пять научных тем по проблемам развития экономики и общества, сохранит междисциплинарность и будет открыта для участия ведущих ученых России и мира. Основные мероприятия XXV ЯМНК пройдут в Москве с 15 по 18 апреля 2025 года.

18 ноября, 2024 г.

Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ

Более четверти студентов образовательных проектов Яндекса — девушки, и их количество с годами растет. Наибольшее число женщин учится на совместных с вузами бакалаврских и магистерских программах (41%) и в сервисе онлайн-образования Практикум (42%). В Школе анализа данных их доля составляет 36%, в Лицее 24%. С целью выяснить, что помогает девушкам на пути в IT, Яндекс Образование и НИУ ВШЭ провели исследование «Факторы, способствующие профессиональному закреплению женщин в IT».

21 ноября, 2024 г.