Вышка на VK Fest: синий трактор и распознавание эмоций
13 и 14 июля в «Лужниках» состоялся ежегодный масштабный фестиваль от «ВКонтакте», в котором уже по традиции приняла участие и Высшая школа экономики. Гостей университетского шатра ожидали эксперимент по распознаванию эмоций, викторина, посвященная искусственному интеллекту, тест на подходящую IT-профессию, детектор улыбок, VR-игра, а также синий трактор с оросителем полезных культур.
Изучая переживания
На протяжении двух дней атмосфера в шатре была наполнена положительными эмоциями, распознать которые для Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ не составляет труда. Для этого используется программное обеспечение FaceReader, способное анализировать выражения лица и объективно оценивать человеческие переживания.

Как сегодня развиваются такие технологии и как их можно использовать, сотрудники центра демонстрировали гостям фестиваля. «Мы используем их для исследовательских целей, — рассказала Анна Шепеленко, младший научный сотрудник центра. — Например, определяем, как эмоция связана с благотворительным поведением: показываем разные ролики нашим испытуемым на данную тему и видим по их мимике, как они эмоционируют. Есть разные обстоятельства, разные типы поведения, которые связаны с нашими эмоциями. Когда мы используем такие технологии аффективных вычислений, мы можем выявить связь наших эмоциональных состояний с нашим поведением».
На VK Fest гости могли посоревноваться с FaceReader, кто точнее определит человеческие эмоции, и получить за это призы. «Также мы предлагаем поиграть в пантомиму и показать разные ситуации с помощью эмоций», — добавила Анна Шепеленко.
«Никаких улыбок»
Если в одном уголке шатра Вышки предлагали активно демонстрировать переживания, то в другом действовало правило «никаких улыбок», за соблюдением которого пристально следил детектор.

«Изначально проект был создан для съемок интернет-шоу Medium Quality Production, в каждом выпуске которого принимают участие 10 человек, и по условиям им нельзя ни смеяться, ни даже улыбаться. Мы разработали нейросеть, которая анализирует видеофиксацию с нескольких камер, и если кто-то улыбается, то его сразу показывают крупным планом», — рассказал о проекте Михаил Моисеев, руководитель направления автоматизации Мастерской видеотехнологий МИЭМ НИУ ВШЭ.
Путь в науку
На фестивале был представлен проект «Я пошел в науку» Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, реализуемый совместно с Министерством науки и высшего образования РФ. Александра Долгоаршинная, младший научный сотрудник центра, — часть его контентмейкерской команды.

«Это научно-популярный развлекательный контент, который направлен на популяризацию жизни ученого и привлечение молодых людей в научные исследования», — объяснила она.
«Урожай и точка»
Еще одним необычным стендом для гостей фестиваля стал брендированный синий трактор с оросителем полезных культур, созданный в рамках студенческого стартапа «Урожай и точка».
Несколько лет назад Элир Набиев, учащийся 3-го курса ОП «Управление бизнесом» ВШБ НИУ ВШЭ, на лето уехал домой в Киргизию, где увидел, как трудно фермерам бороться с сорняками. «Существует такая специализированная сельхозтехника, как опрыскиватели. В них используется много разных жидкостей, в том числе против сорной растительности», — говорит студент. Проблема заключается в том, что вся химия попадает в том числе и на урожай. «Суть моего проекта заключается в том, что на штангу опрыскивателя устанавливаются камеры и компьютеры. В ходе движения система автоматически в режиме онлайн определяет сорное растение и дает команду включить нужную форсунку», — поясняет Элир Набиев.
Рабочий прототип был спроектирован и реализован студентами МИЭМ. «Урожай и точка» уже получил признание у профессионалов: выиграл грант «СТАРТ-ЦТ-1» в 4 миллиона рублей, а также был представлен на международной конференции AIM Congress 2024 в Абу-Даби.
Игра в виртуальной реальности

Не менее популярной локацией в шатре Вышки оказалась VR-игра. «Человек активно сражается с противником, выполняет различные задания и побеждает босса. Все это, естественно, происходит в виртуальной реальности при максимальном погружении, поделился Никита Кузнецов, студент 1-го курса магистратуры ОП «Дизайн», профиль «Системный гейм-дизайн». В дальнейшем ребята планируют расширять игру, создавая уровни и придумывая новых противников, и запустить ее на игровых платформах. Проект реализуется на базе Мастерской игровой инженерии и интерактивных систем МИЭМ НИУ ВШЭ совместно со Школой дизайна.
Гости шатра ВШЭ поделились впечатлениями с новостной службой портала «Вышка.Главное».
Елизавета Марьина

— На VK Fest я впервые, пришла с подругой, которая уже была тут ранее, ей понравилось, и в этот раз она предложила составить ей компанию. В вышкинском шатре я поучаствовала в конкурсе, где нужно не засмеяться при просмотре мемов. Моей подруге это не удалось, а у меня получилось. Выиграла наклейки с лого НИУ ВШЭ, очень милые!
Диана Кошелева

— Настрой сегодня нормальный, на таком фестивале я в первый раз. На стенде НИУ ВШЭ мы угадывали эмоции, которые показывает человек без слов. И у нас это получилось, я выиграла футболку, чему очень рада.
Анастасия Липина

— Я приехала на VK Fest из Тулы. В шатре НИУ ВШЭ приняла участие в конкурсе и смогла выиграть. Атмосфера здесь шикарная, мне все очень нравится, много позитивных людей, погода нас не подвела, и настроение прекрасное.
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»
19 ноября, 2024 г.
Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее
13 ноября, 2024 г.
НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию
18 ноября, 2024 г.
Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ
21 ноября, 2024 г.