• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Праздник креативных индустрий»: в НИУ ВШЭ прошел фестиваль Telling Stories 2024

«Праздник креативных индустрий»: в НИУ ВШЭ прошел фестиваль Telling Stories 2024

© Высшая школа экономики

Он был приурочен к 10-летию факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. 20 сентября на площадках Центра культур НИУ ВШЭ состоялись лекции, мастер-классы, дискуссии, показы работ и иные активности. В них приняли участие студенты, преподаватели и другие сотрудники факультета, деятели искусства и лидеры медиабизнеса, а также будущие абитуриенты.

Первый фестиваль Telling Stories состоялся в 2018 году и с тех пор обычно проводится в течение 1–3 дней в конце мая. На этот раз сроки были изменены, так как он стал частью юбилейной программы ФКИ.

Татьяна Ривчун
© Высшая школа экономики

«Telling Stories — это праздник креативных индустрий Высшей школы экономики, — рассказывает заместитель декана ФКИ, директор Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Татьяна Ривчун. — Он представляет собой большую программу, состоящую из лекций, семинаров, круглых столов, мастер-классов, показов работ студентов и многого другого. Отбираются лучшие и завершенные работы, которые стоит показать широкому зрителю, в том числе нашим будущим абитуриентам».

Свои достижения демонстрируют все подразделения факультета: Институт медиа, Школа дизайна, Школа коммуникаций, Институт кино и Институт развития креативных индустрий. Так что фестиваль становится площадкой для взаимодействия студентов и преподавателей разных образовательных программ.

Арсений Мещеряков
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Здесь есть возможность обсудить вопросы, выходящие за рамки интересов отдельной школы или института, — поясняет руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков. — Креативные индустрии — понятие междисциплинарное, поэтому дизайнеры должны общаться с рекламщиками, медийщики — с киношниками и так далее. Фестиваль способствует налаживанию горизонтальных связей и появлению совместных проектов».

«Я был восхищен»

Ежегодно гостями фестиваля становятся звезды креативных индустрий.

На этот раз в их числе был писатель и сценарист Александр Цыпкин. Он провел просмотр и обсуждение двух своих короткометражных фильмов, один из которых — «Прощай, любимый!» — был удостоен на «Кинотавре» награды Гильдии киноведов и кинокритиков России «За оригинальное решение традиционной темы расставания в духе новейшего времени».

«Мне очень понравилось общаться со студентами. Они не только задавали отличные вопросы, но и предлагали мне свои творческие идеи, — отметил он. — Один молодой человек перепридумал финал фильма “Прощай, любимый!”, и, по-моему, его версия круче, чем моя. Я был восхищен».

Дискуссию «От победителей “Каннских львов” до российских шедевров», посвященную технике сторителлинга в рекламных видеороликах, модерировал профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Владимир Евстафьев — легенда российской индустрии рекламы.

Владимир Евстафьев
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Мне нравится аудитория Вышки, и как преподаватель я считаю ее одной из самых интересных для общения, — сказал Владимир Евстафьев. — Здесь учатся продвинутые и заинтересованные студенты, желающие знать, мыслить и понимать смыслы. Все вопросы были по делу, и ни один человек не ушел из зала».

Вместе с мэтром в разговоре со студентами приняла участие Гюзелла Николайшвили, президент фестиваля социальной рекламы и коммуникаций LIME, также проходящего на базе ФКИ. «Мы показали блистательную работу — социальный ролик, который одержал победу в одном из сезонов. Зрители смогли убедиться, что социальная реклама — особое искусство», — добавил Владимир Евстафьев, возглавляющий жюри LIME.

«Всплеск креатива»

Лекция Игоря Кирикчи — известного медиаменеджера, гендиректора рекламно-коммуникационной группы BBDO Moscow — была посвящена креативу в рекламе. Он привел определение, согласно которому креативность — это в том числе умение человека отступать от стандартных правил, идей и шаблонов, и выдвинул тезис, что креативность определяет эффективность рекламных кампаний.

Игорь Кирикчи
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Современная история российской рекламы началась в 1989 году и в 1990-х ознаменовалась всплеском креатива, — рассказал Игорь Кирикчи. — Возможно, вам покажется странным, но в числе рекламодателей был даже вентиляторный завод. Рекламировались финансовые пирамиды — “МММ”, “Хопер-Инвест”, а также банк “Империал”, водка “Белый орел”, Herschi Cola и многое другое. Эта реклама запомнилась людям, которые жили в те времена, потому что она была самобытной, иногда немного примитивной, местами наивной, но довольно интересной».

В холле Центра культур работала площадка Всероссийского креативного конкурса «Реклам-конструктор», который ежегодно проводит Школа коммуникаций НИУ ВШЭ.

«В десятом классе я приняла участие в первом в истории конкурсе “Реклам-конструктор”, не подозревая, что это поможет мне на старте и при выборе профессии, — поделилась Арина Торубарова, студентка ФКИ. — Меня очень интересовала тема музеев, и я сделала ролик о любимых музеях моих сверстников. В нем я показала, что культура и музейное дело — это нескучно, что это настоящее культурное поле, где есть место для креатива и современного подхода. Взяла фотоаппарат у отца, смонтировала ролик и победила. Сейчас я учусь в Вышке».

Фильм о храме

Одним из ключевых мероприятий фестиваля стал показ документального фильма «Запомнить то, что хочется забыть», посвященный 20-летию трагедии в Беслане. В фокусе внимания авторов — храм Воскресения Христова, расположенный рядом со школой №1. Героями фильма стали учителя школы, бывшие заложники, родители, потерявшие своих детей, а также иконописцы.

Перед показом авторы фильма — студенты 4-го курса образовательной программы «Журналистика» Института медиа НИУ ВШЭ Арина Коростелева и Максим Селиванов — рассказали об истории его создания и продвижения. Они особо отметили роль старшего преподавателя Института медиа Александра Дюкова, который взял на себя руководство этим проектом. 1 сентября 2024 года премьера фильма состоялась на телеканале «Спас».

Студенты подчеркнули, что работа над фильмом была завершена при поддержке ФКИ — на грант от Вышки этим летом они съездили во вторую командировку в Беслан, что дало возможность сделать фильм длинным и многогранным. «Если вы хотите реализовать свою идею и вам нужна консультация по поводу того, как заполнять заявку на грант, обращайтесь, мы с удовольствием все объясним», — сказала Арина Коростелева участникам встречи.

После премьеры удалось ускорить сбор средств на завершение строительства и росписи храма. Подробнее о том, как студенты работали над фильмом, можно узнать здесь.

Чехов и Шекспир

В программу фестиваля были также включены показы художественных фильмов, снятых студентами Института кино НИУ ВШЭ. А еще состоялся показ спектакля «Чайка», подготовленного в прошлом году второкурсниками. Режиссером-постановщиком стал старший преподаватель факультета креативных индустрий Игорь Шаройко.

Главный герой пьесы — молодой режиссер Костя Треплев. Чтобы разобраться в своей судьбе, он решает поставить спектакль через призму своих воспоминаний и находит сходство между своей жизнью и пьесой Шекспира «Гамлет». В частности, он выясняет, что спокойная жизнь его семьи перестала быть таковой из-за его отца.

Жанр спектакля — сочетание физического театра, когда движения актеров доминируют над текстом, и современной драмы. Истинные ценители узнавали в звучащих со сцены репликах не только Чехова и Шекспира, но и современных деятелей театрального искусства.

Актер Сергей Болгарь, студент Института кино, рассказал, как проходила работа над спектаклем. «Каждый студент приносил этюд, парный или одиночный. На их основе мы собрали спектакль физического театра. В каждом движении — свой подтекст», — объяснил он.

«Для нас выступление на фестивале со спектаклем “Чайка” — счастливая возможность показать то, чем мы занимаемся, — считает Игорь Шаройко. — Кроме того, это популяризация физического театра, который в России существует, но о нем говорят нечасто. Молодые артисты заходят на территорию выразительного языка, который в меньшей степени требует слов, а в большей степени — их психофизического выражения, а также пластических навыков».

«Камера, мотор!»

В программе фестиваля также были представлены работы студентов в жанре короткого метра и анимации.

Александра Першеева, Николай Коваленко
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Школа дизайна показала зрителям подборку анимационных фильмов, где сочетаются минималистичный моушен-дизайн и анимация, созданная с помощью традиционных, ручных материалов. Выпускник мастерской Ивана Твердовского Школы дизайна Николай Коваленко представил гостям фильм «Лелера». Эта работа была удостоена Гран-при 31-го Открытого фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». В презентации и обсуждении фильма приняла участие Александра Першеева, академический руководитель образовательной программы «Современное искусство».

Студенты Института развития креативных индустрий Данил Попов и Алена Семирикова записали с гостями фестиваля специальный выпуск программы «Перспектива». «Это подкаст от студентов для студентов, в котором мы вместе с экспертами разбираем, что такое креативные индустрии», — пояснили они.

ИИ и дизайнеры

Авторы программы Telling Stories 2024 не могли оставить в стороне тему искусственного интеллекта. Ей была посвящена дискуссия, организованная Школой дизайна. Участникам — известным художникам и дизайнерам — предлагалось ответить на вопрос, как меняется парадигма их работы в эпоху ИИ.

По мнению цифрового художника Андрея Максимова, в сфере дизайна осталось очень мало игроков, которые не используют нейросети. «Каждый выбирает, чем будет для него нейросеть — помощником в какой-то работе или же мощным инструментом для воплощения визуальных идей. Это, конечно же, облегчает работу и помогает в самовыражении», — пояснил он.

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Арсений Мещеряков констатировал, что использование ИИ приведет к обострению конкуренции в сфере искусства и дизайна.

«Раньше можно было сказать: “Я в художественной школе научился рисовать гипсовую голову, смотрите, какой я мастер”, — а сегодня это бессмыслица. Нужно создать комплексный проект, который почему-то окажется востребованным твоей публикой, потребителем, заказчиком. И это бьется с тем, что происходит в образовании в эпоху ChatGPT, когда нет смысла в экзаменах по билетам, а у студентов нужно формировать кругозор, систему взглядов, умение реализовывать проекты», — считает руководитель Школы дизайна.

Что дальше?

Как отметила Татьяна Ривчун, под брендом фестиваля Telling Stories в этом году проводятся и другие мероприятия, приуроченные к 10-летию ФКИ. В частности, в ближайшие месяцы их планируют организовать Школа дизайна и Школа коммуникаций.

«Наш факультет — это целая вселенная креатива, полная звезд. Каждая из них постоянно растет и сияет все ярче. Каждый год появляются новые звезды. За счет этого расширяется и наша вселенная ФКИ. Мы надеемся, что она будет рождать другие галактики и измерения в области креативных индустрий, а наш фестиваль будет вовлекать в свою орбиту новых участников со всего мира», — добавила Татьяна Ривчун.