• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

© iStock

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Общую координацию проекта осуществляет проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, основу преподавательского корпуса по программам составят специалисты факультета компьютерных наук ВШЭ.

Сергей Рощин

«Возможности, которые сейчас предоставляют генеративные модели, — это новые инструменты для работы с текстами, изображениями, в аналитической деятельности. Новые эти инструменты не только для студентов, но и для многих преподавателей. Поэтому университету важно, чтобы преподаватели не отстали в умении работать с ними от студентов. Университет учит студентов, университет учит преподавателей, можно сказать, что университет самообучается в условиях революционного обновления технологий, связанных с искусственным интеллектом», — подчеркнул Сергей Рощин.

Участники проекта узнают о современных методах и технологиях ИИ, научатся работать с данными и моделями, познакомятся с возможностями и ограничениями нейронных сетей, а также исследуют применение ИИ в образовании.

Евгений Соколов

«Искусственный интеллект — совершенно не новая тема. В Вышке очень развито преподавание анализа данных и машинного обучения, этому посвящено немало дисциплин и на профильных факультетах, и на всех образовательных программах в рамках Data Culture. А в Центре непрерывного образования ФКН есть опыт обучения цифровым навыкам и сотрудников других компаний, в том числе топ-менеджеров. Но сейчас эта область переживает очередной подъем: генеративные модели показывают потрясающие способности, появляются удобные инструменты для решения рутинных задач (а порой и не таких уж рутинных!). Сюда можно отнести и создание обзоров по конкретным темам, и подготовку заданий для студентов, и проверку этих заданий, и анализ больших объемов текста. Да и базовые языковые модели вроде YandexGPT или GigaChat способны на очень многое», — отмечает Евгений Соколов, научный руководитель Центра непрерывного образования, руководитель департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ.

НИУ ВШЭ предложит на выбор курсы по четырем программам различного уровня, позволяя каждому сотруднику выбрать наиболее подходящий образовательный трек и сформировать компетенции, актуальные для современной науки и образования и необходимые для его научно-педагогической деятельности в Вышке.

 «Знакомство с искусственным интеллектом для преподавателей и исследователей» — ознакомительный курс, позволяющий разобраться в основах искусственного интеллекта, узнать о кейсах применения ИИ и его этике в образовательном процессе.

  «Инструменты искусственного интеллекта без программирования для преподавателей и исследователей» — курс, предназначенный для освоения методов анализа данных и визуализации с помощью no-code-инструментов, не требующих предварительных знаний в области программирования.

 «Инструменты искусственного интеллекта на Python для преподавателей и исследователей» — для тех, кто уже знаком с Python и желает глубже погрузиться в применение и дообучение моделей ИИ в своей научной и образовательной деятельности.

 «Сервисы искусственного интеллекта для преподавателя» — программа, сфокусированная на использовании готовых инструментов на основе ИИ для создания учебных материалов, контрольных заданий и автоматизации образовательного процесса. Эта программа предназначена уже для тьюторов.

«На факультете компьютерных наук накопился колоссальный опыт обучения методам ИИ. Мы рады, что сейчас вместе с нашими коллегами по университету сможем продумать новые дисциплины для студентов, новые методики преподавания и новые идеи для исследований», — заключил Евгений Соколов.

Каждому участнику, успешно завершившему обучение, будет выдано удостоверение о повышении квалификации, что также подчеркивает стратегическую важность тематики ИИ для университета и необходимость его адаптации к быстро меняющемуся технологическому ландшафту. Организацией программ повышения квалификации занимается Центр непрерывного образования ФКН, а административное сопровождение всех курсов будет осуществлять Центр повышения квалификации (ЦПК).

Михаил Рожков

«Предполагается, что на первом этапе из состава академических руководителей и преподавателей двух-трех факультетов будет отобрана пилотная группа слушателей, которая пройдет обучение в апреле — мае. Далее, летом, с учетом полученного в рамках пилота опыта и соответствующей корректировки программ будет записан онлайн-курс. И с использованием этих видеозаписей в качестве лекционного материала с осени стартует массовое обучение преподавателей всех факультетов. При этом ставится амбициозная задача, чтобы к концу текущего, 2024 года курсы по ИИ прошла значительная часть штатного профессорско-преподавательского состава университета», — прокомментировал Михаил Рожков, заместитель первого проректора, и.о. директора ЦПК.

Проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ занимает первое место по таким критериям, как «востребованность выпускников на рынке труда», «качество образовательной среды» и «активность в развитии школьного образования», по версии Альянса в сфере ИИ.

Вам также может быть интересно:

Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз

Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.

Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ

На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.

Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ

В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.

Искусственная революция: как ИИ меняет образование

Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.

Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ

В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.