• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый стратегический проект усилит наши компетенции в области искусственного интеллекта»

«Новый стратегический проект усилит наши компетенции в области искусственного интеллекта»

© iStock

Высшая школа экономики в рамках программы «Приоритет-2030» запускает новый стратегический проект «ИИ-технологии для человека». О том, какие задачи он решает, какие проекты войдут в его состав, зачем нужны конкурсы молодых ученых и компетенций и что будут делать ИИ-помощники для человека, в интервью «Вышке.Главное» рассказал научный руководитель стратпроекта, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Масютин.

— Расскажите, как родилась идея создания стратегического проекта по искусственному интеллекту? Какие были первые шаги в этом направлении?

— Прежде всего стоит подчеркнуть, что Высшая школа экономики сегодня является одним из ведущих университетов в области компьютерных наук, ИТ-образования и искусственного интеллекта. В 2021 году в Вышке на базе факультета компьютерных наук был создан Исследовательский центр в сфере искусственного интеллекта. Наш университет стал одним из победителей конкурса на получение гранта от правительства Российской Федерации в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект». Центр ИИ успешно работает как на решение фундаментальных, так и на реализацию прикладных задач в партнерстве. В настоящее время реализуется более 20 прикладных проектов в сфере ИИ в интересах индустриальных партнеров — лидеров в своих отраслях (финансы, телеком, ИТ, туризм).

Алексей Масютин
© Высшая школа экономики

В прошлом году лаборатории, реализующие программу центра, объединились в Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ. Напомню также, что Вышка вошла в число лучших вузов первого рейтинга качества подготовки специалистов в сфере ИИ, составленного Альянсом в сфере искусственного интеллекта, попав в лидерскую группу А+. В этом году в образовательные программы университета для всех студентов будет включен трек по изучению ИИ-технологий.

С учетом всего этого появление в пуле стратегических проектов ВШЭ стратпроекта по искусственному интеллекту — это естественный и в некоторой степени необходимый шаг, который консолидирует накопленные компетенции, научный потенциал и экспертизу университета.

Инициатива создания такого стратегического проекта была озвучена ректором и поддержана на Совете по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

— Какие цели и задачи поставлены перед новым стратегическим проектом и как будет выглядеть его структура?

— Целью стратегического проекта является разработка набора продуктов, представляющих собой ИИ-помощников для человека: для поддержки принятия решений, снятия рутинной нагрузки и повышения качества его повседневной жизни, в первую очередь в университете. Ставка сделана на интеграцию процессов университета (образовательных, административных, научных) с технологиями искусственного интеллекта, а также на совместную апробацию с партнерами в области медицины и здравоохранения и других смежных областях. Мы выделяем несколько ключевых направлений работы. Во-первых, это ИИ-помощники в сфере образования, науки, управления. Во-вторых, это геймификация в сфере образования с использованием технологий искусственного интеллекта. И в-третьих, это рекомендательные системы адаптивного обучения.

© iStock

Пул проектов для создания продуктов будет сформирован из двух блоков: флагманский (междисциплинарный) проект, направленный на получение значительного научно-технического результата и заметного социально-экономического эффекта, и проекты, которые будут отобраны в рамках двух конкурсных процедур — конкурса молодых ученых и конкурса компетенций. Мы делаем особую ставку на конкурс компетенций, в котором кампусам предоставлен карт-бланш для формирования проектных команд и усиления компетенций в сфере ИИ. Основу для этого задал стратегический проект «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность», в рамках которого в 2023 году уже был реализован принцип вовлечения всех кампусов в научно-техническую повестку. Исследователи из всей Вышки активно работали в кросс-функциональных командах, и с помощью конкурса мы хотим привлечь в Вышку в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми еще больше высококвалифицированных исследователей и разработчиков. При этом мы понимаем, что это будет непросто, ведь в проектах по ИИ нам приходится конкурировать за таланты с лучшими ИТ-компаниями страны.

— Расскажите подробнее о флагманском проекте: чему он посвящен?

— В стратегическом проекте особое место занимает флагманский проект под названием «Лучшие практики адаптации к природно-климатическим рискам в России: информационно-аналитическое исследование с применением интеллектуального анализа больших данных». Он направлен на адаптацию регионов и отраслей экономики к последствиям изменения климата. За реализацию проекта отвечает команда факультета географии и геоинформационных технологий, которая обладает глубокой экспертизой в области геоданных и создала портал по данной теме. В команду проекта войдут также специалисты Института искусственного интеллекта и цифровых наук (они же составляют ядро Центра ИИ), которые разработают и адаптируют инструменты ИИ для данной предметной области. Мы рассчитываем на то, что проект будет интегрирован в климатическую и (или) экономическую повестку новых национальных проектов, обозначенных в рамках послания президента Владимира Путина Федеральному собранию в феврале этого года.

Для оценки рисков опасных природных явлений и процессов (ОПЯП) требуется объединение данных различной модальности — это данные дистанционного зондирования Земли и геоинформационных систем, реестры происшествий и инцидентов — и затем применение ИИ-алгоритмов для поиска взаимосвязей. В результате реализации проекта будет сформирована система принятия решений для митигации (смягчения. — Ред.) климатических рисков и подготовлены специалисты в данной области для региональных органов власти.

В рамках флагманского проекта «Лучшие практики адаптации к природно-климатическим рискам в России» планируется разработать:

прототип ГИС для поддержки принятия решений в части оценки ОПЯП и соответствующих им мер адаптации;

алгоритмы машинного обучения для выявления потенциально опасных территорий, на которых пока еще не зафиксированы ОПЯП;

методику оценки и расчет потенциального экономического ущерба от природно-климатических рисков на субрегиональном уровне.

— Какие проекты и тематики представлены в конкурсе компетенций?

— Общее направление конкурса компетенций — это ИИ-помощники. Тематики формируются в зависимости от сферы их применения и инструментов, с помощью которых они реализуются. Возьмем, к примеру, проект по теме «ИИ-сотрудник учебного офиса». На данный момент в Вышке уже свыше 55 тысяч студентов, из них более 2 тысяч обучаются онлайн. При этом спрос со стороны корпоративных партнеров на высококвалифицированных выпускников растет, и мы видим тренд на открытие новых образовательных программ. Нагрузка на учебные офисы постоянно возрастает, появляется потребность позаботиться как о сотруднике учебного офиса, так и о студенте, который попадает в различные жизненные ситуации и нуждается в консультации здесь и сейчас. Тут очевиден потенциал технологии RAG (retrieval augmented generation) на базе больших языковых моделей, но она нуждается в тонкой настройке и адаптации к конкретным доменам. Более того, потребуется создать дружелюбный интерфейс, задать персонализацию с учетом контекста, в котором оказывается студент.

Другой пример — это так называемые ИИ-грейдеры навыков на основе неструктурированных данных экзаменов, таких как эссе и аудиоречь. Такие решения могут снять рутинную нагрузку с преподавателя, вместе с тем предоставляя студенту рекомендации по закреплению отдельных разделов курса. И, наконец, следующий шаг — ИИ-наставники по отдельным курсам, которые помогут проводить консультации для студентов 24/7.

При этом мы понимаем, что все модели машинного обучения и искусственного интеллекта требуют оценки рисков и мониторинга качества работы. Поэтому был выделен инфраструктурный проект по развитию MLOps-инструментов для Вышки. Ученые будут работать вместе со всеми ИТ-подразделениями ВШЭ, чтобы разработанные модели были, с одной стороны, органично встроены в ИТ-ландшафт университета, а с другой стороны, имели возможность развертывания на площадке партнеров с учетом наличия соответствующих источников данных.

Данные направления и тематики являются ориентирами и стратегическими направлениями. В любом случае нам нужно дождаться завершения конкурса компетенций, результатом которого будут детальный состав команд и планы работ.

— Как новый стратегический проект будет способствовать развитию Вышки в целом?

— Мы надеемся, что реализуемый пул проектов усилит наши компетенции в области искусственного интеллекта. Это касается усиления не только команд, занимающихся разработкой и внедрением ИИ-продуктов в рамках Высшей школы экономики, но и экспертов в предметной области. Кроме того, лучшие решения будут коммерциализированы с нашими партнерами.

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.