• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ — лидер среди вузов по вкладу в развитие ИИ

Армен Бекларян, Алексей Масютин

Армен Бекларян, Алексей Масютин
© Высшая школа экономики

15 мая состоялось вручение премии «AI Awards: создатели будущего 2024».  Команда по искусственному интеллекту и цифровым продуктам «Билайна» Big Data & AI* совместно с Brand Analytics объявили победителей рейтинга искусственного интеллекта, который составила нейросеть. Вышка стала победителем в индустриальной номинации «Вузы. Вклад в развитие ИИ».

Премия AI Awards — важное событие для российского ИТ-рынка, крупнейших компаний, научных центров, вузов, регионов страны.

Победители определялись в 12 категориях, среди которых «Вклад региона в развитие ИИ», «Социальный ИИ», «Вклад в развитие ИИ в России», «Вклад в подготовку кадров», «Вузы. Вклад в развитие ИИ».

Рейтинг создан нейросетью, обученной на информации из открытых источников. Всего было проанализировано свыше 7 млрд открытых русскоязычных сообщений в Telegram и более 130 млн публикаций в СМИ. Нейросеть обработала публикации о деятельности 587 компаний в сфере финтеха, ритейла, промышленности, телекома, ИТ, а также вузов, научных институтов и регионов. 402 из них вошли в рейтинг.

НИУ ВШЭ вышел в лидеры среди вузов за вклад в развитие ИИ. Вышка также разделила со Сбером второе место в номинации «Социальный ИИ», первым здесь стал VK.

Алексей Масютин, руководитель Центра ИИ НИУ ВШЭ

«Рейтинг AI Awards от компании “Билайн” основан на анализе открытых источников и одновременно дает как содержательную оценку разработкам компаний в сфере ИИ, так и оценку того, как компания доводит информацию о своих разработках до рынка и сообщества. Нам приятно, что Высшая школа экономики показала наилучший результат среди университетов. Это отражает наши усилия в развитии образования, науки и индустриальных проектов и, конечно, по поддержке открытости в информационном поле».

НИУ ВШЭ развивает технологии искусственного интеллекта в различных направлениях. Университет — среди лидеров по качеству подготовки специалистов в сфере ИИ. Так, Вышка вошла в число лучших вузов первого рейтинга качества подготовки специалистов в сфере ИИ, составленного Альянсом в сфере искусственного интеллекта, попав в лидерскую группу А+. В этом году в образовательные программы университета для всех студентов будет включен трек по изучению ИИ-технологий.

«Крайне приятно осознавать, что, помимо лидерства Вышки в рейтинге вузов по качеству подготовки специалистов в области искусственного интеллекта, теперь еще мы первые и в медиаиндексе упоминания ИИ в публикациях и исследованиях. Уверен, что подобное тесное партнерство Вышки и ИИ, без сомнения, приведет к развитию обоих участников этого крепкого тандема и успехам в столь важной и высокотехнологичной области».

В ВШЭ расширяются фундаментальные исследования по теме ИИ. Ученые Центра ИИ и Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ежегодно публикуются на международных конференциях уровня А*.  В интересах индустриальных партнеров реализуются прикладные проекты, ИИ-разработки внедряются в финансовую отрасль, телеком, ИТ, туризм и др.

Недавно в рамках программы «Приоритет-2030» в Вышке был запущен новый стратегический проект «ИИ-технологии для человека» и уже стартовали два конкурса — конкурс молодых ученых и конкурс компетенций.

Андрей Лавров, старший директор по коммуникациям НИУ ВШЭ

«Премия отражает не только эффективность стратегии Вышки по развитию образования и R&D в сфере компьютерных наук и искусственного интеллекта, которые дают прекрасные результаты, но и наши усилия по продвижению достижений в этой сфере. Нейросеть анализировала открытые источники, миллионы публикаций в медиа и соцсетях, и полученный результат говорит сам за себя — университет сегодня знают не только как Высшую школу экономики, но и как Высшую школу компьютерных наук, одного из национальных лидеров в ИТ. Это отличный результат, наша общая и весьма ценная победа».

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.