Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дети мигрантов — спасение для школы?

8 декабря на традиционном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ГУ-ВШЭ выступил заместитель директора Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Даниил Александров с докладом «Дети-мигранты в российских школах: проблемы и перспективы исследования».

В начале своего выступления профессор кафедры социологии Даниил Александров обратил внимание слушателей на то, что проблема мигрантов сейчас чрезвычайно актуальна не только для России, но и для развитых стран Запада, где зачастую также не могут решить вопрос их интеграции. Характерный пример — нашумевшее убийство Тео Ван Гога мусульманским фанатиком 2 ноября 2005 года. Через несколько дней после происшествия министр внутренних дел Голландии выпустил приказ, в котором на улицах запрещалось общаться в группах более трех человек и говорить не на голландском языке. Конечно, приказ действовал недолго, но само его появление, спровоцированное паникой, показывает, что Европа не готова противостоять этническим конфликтам. И это несмотря на то, что там существуют специальные системы интеграции мигрантов и их детей в общество.

Какова же ситуация в России? По словам Даниила Александрова, в российском научном и педагогическом сообществе многие полагают, что у нас в стране дети мигрантов в школах вполне интегрированы. Но так ли это на самом деле? Частично ответ на этот вопрос дает исследование, результаты которого он представил на семинаре.

Проект по изучению детей мигрантов в школах Ленинградской области стартовал весной 2009 года при финансовой поддержке Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ. Даниил Александров отметил, что, помимо опытных исследователей, в проекте были заняты студенты, работающие в научно-учебной Лаборатории социологии образования и науки. Несколько месяцев ушло на опрос учеников 7–10 классов, их родителей и преподавателей. «Исследование можно разделить на две части, — отметил Александров. — Первая — это опрос учеников 23 школ в 66 классах, 1200 анкет и дополнительно 44 интервью с педагогами. Во второй части упор делался на интервью и личное общение. По этой схеме мы исследовали еще 6 школ, где взяли 58 интервью у школьников, 31 у родителей и 64 у работников школ». По словам исследователя, «некоторые студенты, проводившие интервью, сдружились со школьниками, ходили с ними в кино, в кафе. Это позволило им войти в доверие и получать более точные сведения, которые дети в другом случае не рассказали бы посторонним людям».

Исследование показало, что мигранты концентрируются в определенных школах, которые не всегда оказываются лучшими. «Учителя нам говорили, что всегда обслуживали определенный контингент. Раньше там учились не дети директоров заводов или начальников цехов, а дети приезжих рабочих, "лимитчиков", — сказал Александров, — теперь учатся дети мигрантов».

«Заметно, что мигрантов больше в тех школах, где в целом меньше учащихся», — отметил исследователь. По его словам, это вызвано тем, что «в условиях нормативно-подушевого финансирования школы рабочих районов, по сути, "вымирают", и для них мигранты оказываются спасением». Они стараются привлекать их простыми условиями поступления, и не очень обеспеченные семьи отдают своих детей именно в такие школы, потому что туда легче попасть. Мало того, учителя в таких школах готовы к возможным трудностям и устраивают дополнительные занятия для детей мигрантов.

«Причем те школы, в которых учатся дети-мигранты, по нашим ощущениям, — это школы с хорошим преподавательским составом, — отметил исследователь. — На одной из досок объявлений мы увидели фотографию учителя, под которой было написано, что он сам учился в этой школе и после окончания вуза пришел сюда учить детей. На мой взгляд, это знак того, что в школе комфортная атмосфера».

Далее Даниил Александров обратил внимание аудитории на данные опросов, которые показали, что «русские не делают различий между мигрантами и коренными жителями, когда выбирают друзей, тогда как мигранты предпочитают дружить друг с другом». «Причем дружат представители самых разных наций, — отметил он, — допустим, армяне с азербайджанцами, то есть они объединяются не по этническим соображениям, а просто потому, что и те, и другие приезжие».

«Предсказуемыми оказались результаты опросов о зависимости успеваемости от знания языка, — сказал Александров. — Оценки по литературе были ниже у тех, кто дома не общался на русском языке, по алгебре же это не оказывало сильного влияния».

Исследователь отметил, что «школа — это важнейший институт адаптации, так как он воздействует не только на детей, но и на их родителей. Через их беседы друг с другом транслируются нормы поведения принимающего сообщества». «Несмотря на то, что со стороны школы оказывается некое давление на учеников: например, они не могут питаться халяльной пищей в столовой, там не преподаются религиозные дисциплины, — подчеркнул Даниил Александров, — мигранты очень хорошо относятся к институту школы и признают эти "ущемления" легитимными».

По его словам, матери учеников больше всего подвержены влиянию школы как ассимилирующего органа. «Так сложилось исторически, что почти все матери детей-мигрантов — домохозяйки, они не знают русского языка, и за счет этого их возможности социализации сильно ограничены, — сказал Александров. — Школа им в этом плане очень помогает, потому что они через детей могут учить язык. Также они часто устраиваются работать в школу, например, уборщицами, гардеробщицами, потому что мужья разрешают им там работать. Авторитет института школы играет в этом плане решающую роль».

Говоря об интервью с родителями школьников, исследователь отметил, что «разговорить» родителей порой было очень сложно, а иногда для этого требовался и переводчик, потому что они не владели в достаточной степени русским языком. Тем не менее, они стараются отдавать своих детей в те школы, где большинство учащихся русские и язык преподавания русский, а не в те школы, где преподавание ведется на национальном языке. Русские родители, наоборот, предпочитают отдавать своих детей в школы, где учится как можно меньше мигрантов.

«Однако пока детей-мигрантов в российских школах обучается достаточно мало, — отметил Александров. — Мы специально выбирали для исследования те школы, в которых детей-мигрантов больше обычного, но и там их количество не превышало 10 процентов от общего числа учеников».

Говоря о перспективах проекта, Даниил Александров отметил необходимость перехода на другие системы опроса и, возможно, перехода в будущем только на интервью. «Опросники составлены иногда не совсем верно, так как мы пользовались наработками наших коллег из Ульяновска, где своя специфика, — сказал он. — Мало того, они громоздки и довольно утомительны для заполнения». Исследователь привел пример, когда интервью выявило то, чего анкетный опрос не показал: «У нас был вопрос, в котором мы спрашивали школьников, были ли у них длинные перерывы в учебе. Один мальчик ответил, что их не было, а потом выяснилось, что он не учился в школе два года и помогал отцу, который работал на автосервисе. В школу ему помогла попасть чистая случайность: завуч одной их местных школ приехал ремонтировать машину и, увидев ребенка, поинтересовался, учится он где-нибудь или нет. Узнав, что нет, он пригласил его в свою школу».

«В любом случае, такие исследования необходимы, потому что уже через пять-семь лет в школе может быть не 10 процентов детей мигрантов, а все 80», — закончил прогнозом свое выступление Даниил Александров.

Анна Козлова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»

В начале ноября прошел финал ИТ-чемпионата True Tech Champ от МТС, собравшего более 12,5 тысячи школьников, студентов и молодых специалистов. Победителем трека «Алгоритмическое программирование» стал студент факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ Александр Бабин.

19 ноября, 2024 г.

Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее

1 декабря состоится вебинар «В магистратуру Вышки без экзаменов», на котором представители университета расскажут о проектах преднабора, дающих преференции при поступлении в магистратуру. Мероприятие ориентировано на студентов и выпускников бакалавриата/специалитета, заинтересованных в дальнейшем обучении. Для участия требуется регистрация.

13 ноября, 2024 г.

НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию

Высшая школа экономики объявила о приеме заявок с научным докладом на XXV Ясинскую (Апрельскую) международную научную конференцию. Программа конференции ориентирована на пять научных тем по проблемам развития экономики и общества, сохранит междисциплинарность и будет открыта для участия ведущих ученых России и мира. Основные мероприятия XXV ЯМНК пройдут в Москве с 15 по 18 апреля 2025 года.

18 ноября, 2024 г.

Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ

Более четверти студентов образовательных проектов Яндекса — девушки, и их количество с годами растет. Наибольшее число женщин учится на совместных с вузами бакалаврских и магистерских программах (41%) и в сервисе онлайн-образования Практикум (42%). В Школе анализа данных их доля составляет 36%, в Лицее 24%. С целью выяснить, что помогает девушкам на пути в IT, Яндекс Образование и НИУ ВШЭ провели исследование «Факторы, способствующие профессиональному закреплению женщин в IT».

21 ноября, 2024 г.

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

«Почему мир не треугольный?»: в Вышке открылся «Университет детей»

Совместный проект Высшей школы экономики и Политехнического музея, стартовавший в сентябре, традиционно продлится до мая. На занятиях новостная служба портала вместе с юными студентами узнала, как пройти по канату и не упасть, какова природа мутаций и как устроен русский язык.

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Сыноцентризм

Посты родителей о детях в социальных сетях свидетельствуют о гендерном дисбалансе в обществе, показали в статье исследователи НИУ ВШЭ Елизавета Сивак и Иван Смирнов. Сыновья оказываются популярнее. Сообщения о них публикуются чаще и собирают больше лайков, чем посты о дочерях.