Полетаевские чтения: как оценивать работу коллег
В Институте гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ прошли четвертые Полетаевские чтения, ставшие уже традиционным способом почтить память одного из ведущих отечественных специалистов в области теории и истории социальных наук Андрея Владимировича Полетаева. Главной темой форума стала «Академическая экспертиза: как устроена саморегуляция научного сообщества?».
Несмотря на то, что в последнее время проходит немало публичных дискуссий о том, как устроена современная академическая экспертиза, научных исследований, рассматривающих этот феномен в широкой исторической и социальной перспективе, все еще недостаточно. отметила в своем вступительном слове директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) ВШЭ Ирина Савельева. Кроме того, обращение к вопросам саморегуляции научного сообщества стало данью уважения исследовательским интересам Андрея Владимировича Полетаева, который одним из первых в России занялся изучением конкретных инструментов наукометрии, таких как импакт-фактор и индексы цитирования.
Историческим аспектам разного рода академической «рефлексии» по поводу научных трудов были посвящены доклады старшего научного сотрудника ИГИТИ Павла Соколова («Плагиат в эпоху Барокко») и заместителя директора ИГИТИ Елены Вишленковой («Кто и за что давал ученые степени в Российской империи?»). Соколов рассказал о том, как менялось отношение к заимствованиям (плагиату) в научной среде до 1709 года; по мнению исследователя, моральные, а потом и юридические гонения на плагиат стали «могилой» для целых научных жанров — например, барочной энциклопедии, — что способствовало и дискриминации эрудитской модели знания в целом. А Елена Вишленкова, рассматривая конкретные кейсы присуждения ученых степеней на медицинских факультетах университетов в XIX веке, показала, как формировалось профессиональное сообщество медиков в Российской империи и какую роль в этом процессе сыграли такие инструменты экспертизы, как рецензии и отзывы на диссертацию.
Современной истории научной экспертизы был посвящен доклад директора ИГИТИ Ирины Савельевой «Экспертиза как опыт создания профессионального сообщества: случай Translation Project», посвященным осмыслению инсайдерского опыта работы в большом проекте издания переводной литературы, финансируемом фондом Дж. Сороса. Именно благодаря принципам экспертизы, выработанным в данном проекте, его участники смогли за несколько лет сформировать профессиональное сообщество, не имевшее на тот момент аналогов в России. В условиях, когда многих направлений исследований просто не существовало в ландшафте советской науки, ключевая роль в подготовке изданий оказалась отведена рецензентам переводов, которые взяли на себя экспертные функции, считает Ирина Савельева.
Грантовую политику российских научных фондов (прежде всего, РНФ, а также РГНФ и РФФИ) и сформировавшихся подходов к академической экспертизе рассмотрела в своем выступлении декан факультета филологии ВШЭ Елена Пенская. Данные, собранные ею в ходе включенного наблюдения в работу, в частности, РНФ позволили Пенской прийти к выводу, что «новые» принципы академической экспертизы лишь артикулируются в публичном пространстве, в то время как реальные механизмы распределения грантов остаются достаточно непрозрачными по сравнению с аналогичными системами в США и Европе.
Теоретическому осмыслению истории и современного статуса рецензий в научных журналах посвятил свое исследование ведущий научный сотрудник ИГИТИ Борис Степанов.
Несколько докладов на конференции были посвящены болезненной теме работы диссертационной системы в России. В частности, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Соколов проанализировал механизмы институционализации недоверия, лежащие в основе системы присвоения интеллектуальных рангов, прежде всего, кандидатских и докторских степеней.
Старший научный сотрудник ИГИТИ Кира Ильина рассмотрела в своем исследовании историю научной школы, работа которой не привела к приращению научного знания, что не помешало ее членам десятилетиями официально получать различные научные ранги. Историко-правовая школа А.Н. Якушева позиционировала себя как сообщество исследователей, реализующих комплексную программу изучения историко-правового аспекта присуждения степеней в Российской империи. Но в действительности, по мнению Ильиной, школа, прикрываясь политической актуальностью исследований, годами воспроизводила лишь фрагментированные формы знания о прошлом в отрыве от остальной исторической науки.
Завершал конференцию доклад проректора ВШЭ Марии Юдкевич, посвященный академической экспертизе в Вышке как одному из базовых элементов принятия управленческих решений. В ситуации, когда количество научных трудов и предметные области, в которых работают ученые вуза, резко увеличились и перестали быть только «экономическими», академическая экспертиза в ВШЭ, по мнению Юдкевич, требует институционализации механизмов взаимного доверия.
Вишленкова Елена Анатольевна
Заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ)
Ильина Кира Андреевна
Старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ)
Пенская Елена Наумовна
Декан Факультета филологии ВШЭ
Савельева Ирина Максимовна
Директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ)
Соколов Павел Валерьевич
Старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ)
Степанов Борис Евгеньевич
Ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ)
Юдкевич Мария Марковна
Проректор ВШЭ
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Военная подготовка необходима всегда»
5 марта
«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ
3 марта
«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества
21 февраля
Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании
10 февраля
«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024
12 февраля
Вам также может быть интересно:
Зачем гуманитарии изучают медицину
На последних Полетаевских чтениях Института гуманитарных историко-теоретических исследований участники обсуждали взаимодействие наук о природе и наук о человеке. Почему гуманитарии заинтересовались естественными науками и какой вклад они могут внести в их изучение, рассказывает профессор ВШЭ Елена Вишленкова.
На Полетаевских чтениях обсудят проблемы дисциплинарности
9 октября в Вышке пройдут пятые Полетаевские чтения, организованные Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований. Это событие приурочено к дням памяти основателя ИГИТИ Андрея Полетаева, которому 27 сентября исполнилось бы 63 года. Основная тема этих чтений — научная идентичность. Сам Полетаев был ярким примером ученого, который одинаково уверенно чувствовал себя в нескольких социальных науках. О том, как решали вопросы научной идентичности в прошлом и с какими проблемами и вызовами ученые сталкиваются сегодня, рассказывает директор ИГИТИ им. А. В. Полетаева Ирина Савельева.
Какой была наука периода «холодной войны»
17-19 октября в Высшей школе экономики прошла международная конференция «Социальные и гуманитарные науки по обе стороны “железного занавеса”».
Как развивалась наука в период «железного занавеса»
17-19 октября в рамках Полетаевских чтений в ВШЭ проходит конференция «Social and Human Sciences on Both Sides of the "Iron Curtain"».
Развитие науки и технологий: опыт США
Как взаимодействуют американские ученые, государство и бизнес? Какой будет стратегия научно-технического развития США в ближайшие годы? Об этом 21 мая на встрече в ВШЭ рассказал один из авторов доклада «ARISE 2» (Advancing Research in Science and Engineering), вице-президент Массачусетского технологического института (MIT) Клод Канизарес.
Полетаевские чтения – 2012
2 октября Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ провел конференцию Вторые Полетаевские чтения.
«Премия стимулирует интерес к российской экономике»
28 марта были названы имена лауреатов Национальной премии по прикладной экономике 2012 года. Премия присуждена Андрею Маркевичу и Роджеру Маркусу Харрисону за работу «Первая мировая война, Гражданская война и восстановление. Национальный доход России в 1913-1928 годах», опубликованную в Journal of Economic History в 2011 году. Комментирует председатель оргкомитета премии, проректор ВШЭ Андрей Яковлев.
Отечественная наука и научная политика в конце ХХ в.: тенденции и особенности развития (1985–1999) / Под общ. ред. Л.М. Гохберга. М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2011
Монография посвящена исследованию ключевых проблем, стоявших перед государством и научным сообществом в сфере развития науки в 1985–1999 гг., путей и механизмов их решения. Авторы анализируют наиболее значимые институциональные изменения, произошедшие в исследуемый период в различных секторах отечественной науки, оценивают эволюцию концептуальных основ государственной научно-технической политики, а также основные результаты ее реализации.
Полетаевские чтения – 2011
27 сентября Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева Высшей школы экономики провел междисциплинарную конференцию «Полетаевские чтения».
Гохберг Л.М., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е., Шувалова О.Р. Российские ученые: штрихи к социологическому портрету. М.: ГУ-ВШЭ, 2010
Монография посвящена анализу мотиваций, ценностных ориентаций и карьерных устремлений российских ученых как ключевых характеристик социально-психологической модели их поведения.