Преподаватель ВШЭ прочитал в Гарварде лекцию об исследованиях студенческого опыта
11 марта старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Игорь Чириков прочитал гостевую лекцию в Гарвардском университете. Лекция прошла в рамках учебного курса «Студенческий опыт в глобальной перспективе» на факультете социологии и была посвящена методологии и результатам исследований опыта студентов.
Прочитать эту лекцию Чирикова пригласила преподаватель факультета социологии Гарвардского университета Маня Клеменчич. «Она является моим коллегой и соавтором, в этом году выйдет наша совместная статья о том, как в разных странах используются опросы студентов, каковы методологические ограничения этих опросов, и какие альтернативные источники данных об опыте студентов существуют, — рассказывает Чириков. — Поскольку последние несколько лет я был активно вовлечен в реализацию социологических исследований студентов в ЦВМ и в Институте образования, а также являюсь директором международного консорциума «Студенческий опыт в исследовательском университете» в Калифорнийском университете Беркли, то Маня попросила меня рассказать о методологии измерения студенческого опыта и результатах исследований консорциума».
Примерно за месяц до лекции Чириков попросил студентов ответить на несколько вопросов из анкеты, по которой исследователи опрашивают студентов в вузах США, Китая, Бразилии, ЮАР и России. Вопросы в ней посвящены использованию времени, активности студентов на занятиях, внеучебной работе.
В ходе лекции Чирикова гарвардские студенты сравнили собственные ответы на эту анкету с ответами студентов в государственных вузах США и других странах. Например, большинство студентов китайских университетов, обучающихся на факультетах социальных наук, проводят на лекциях и семинарах более 30 часов в неделю, то есть находятся в аудитории с утра и до вечера. У них почти не остается времени на подготовку к занятиям, разные внеучебные активности. В США, и в государственных, и в частных вузах, аудиторная нагрузка у бакалавров в социальных науках существенно ниже, в среднем 11-15 часов. «Мы обсуждали возможные последствия разных подходов к выстраиванию образовательного процесса в университетах, — говорит Чириков. — Другой пример — наши исследования показывают, что почти отсутствуют межстрановые и межуниверситетские различия в том, как часто студенты исследовательских университетов пропускают занятия или опаздывают со сдачей письменных работ. Это тоже интересный феномен, заслуживающий обсуждения».
Вторая часть лекции была посвящена методологии исследований студенческого опыта с помощью социологических опросов. По словам Чирикова, здесь есть много нерешенных проблем. Какие концептуальные модели развития студентов существуют, и каковы их ограничения? Насколько точны оценки студентов своего поведения? Какие шкалы лучше всего использовать для измерения студенческого опыта? Каким образом подходить к построению выборки студентов для разных типов исследований? Все эти вопросы обсудили на материале конкретных исследований, в которых участвовал Чириков.
Впечатления от выступления перед гарвардскими студентами у российского преподавателя остались такие: «Запомнились и удивили две вещи. По обсуждению я понял, что все студенты прочитали все тексты, которые задавали к этой лекции и семинару. У меня небольшой опыт преподавания, но, думаю, даже в хороших университетах такое случается редко. Во-вторых, в воздухе буквально витал дух конкуренции, как студентов друг с другом, так и студентов с преподавателем — были и каверзные вопросы, и острые дискуссии между студентами. Все это, конечно, подтверждает образ Гарварда как университета, который отбирает самых лучших и мотивированных студентов».
Чириков Игорь Сергеевич
Старший научный сотрудник Института образования
Вам также может быть интересно:
Известные дизайнеры станут кураторами в Школе дизайна ВШЭ
В сентябре к команде Школы дизайна ВШЭ присоединятся новые преподаватели. Куратором первого курса профиля «Коммуникационный дизайн» станет художник-график и плакатист Андрей Логвин, главный дизайнер телеканала «Культура» Елена Китаева будет курировать обучение на первом курсе профиля «Анимация», а лекции по истории типографики и шрифта будет читать арт-директор нескольких изданий, дизайнер шрифтов Денис Машаров.
ВШЭ стала лидером по количеству победителей стипендиальной программы фонда Владимира Потанина
Подведены итоги двух конкурсов Стипендиальной программы фонда Владимира Потанина — на стипендию для студентов и гранты для молодых преподавателей магистратур ведущих вузов России. Победителями программы в этом году стали 24 студента и 4 преподавателя ВШЭ. Это лучший результат среди всех вузов, подавших заявки на программу.
«Главное — создать правильную атмосферу для развития таланта»
Студенты факультета математики третий год подряд признают Владлена Тиморина, заместителя декана факультета математики, профессора базовой кафедры Математического института имени В.А. Стеклова РАН, одним из лучших преподавателей университета. Чему и как он учит студентов?
В основе политэкономии лежит идея синтеза наук
Максим Братерский, и.о. заведующего кафедрой мировой политики ВШЭ, рассказывает об особенностях преподавания курса мировой политэкономии. «Наука о международных отношениях в своей основе является наукой о власти, — говорит ученый, — а мировая экономика посвящена вопросам производства и распределения богатства. Но поскольку богатство — это власть, а власть — это богатство, то эти понятия существуют нераздельно».
Приглашенный профессор ВШЭ вошел в топ-20 авторитетного рейтинга в США
Научный руководитель Лаборатории доказательного анализа образования ВШЭ, профессор Стенфордского университета Мартин Карной вошел в топ-20 (14-е место) рейтинга наиболее влиятельных интеллектуалов в области образования в Северной Америке. Одна из причин признания — его работы по анализу результатов международных сравнительных исследований качества образования.
Экономсоциологи видят за цифрами реальных людей
Зоя Котельникова, доцент кафедры экономической социологии ВШЭ, рассказывает о профессии преподавателя в исследовательском университете.
«Нельзя предавать себя и останавливаться в моменты слабости»
Преподаватель кафедры восточной филологии ВШЭ Анна Янишевская была признана студентами одним из лучших преподавателей Высшей школы экономики 2012 года. Она преподает различные аспекты китайского языка: базовый курс, чтение, разговорный язык.
Расстояния Миркина
Ординарный профессор ВШЭ, обладатель награды «Золотая Вышка» в номинации «Достижения в науке», известнейший специалист по теории решений и анализу данных, Борис Миркин в интервью новостной службе портала рассказал о своей работе в России и за рубежом, о роли случая, неудач и признания в жизни, о новых проектах.
Дело тонкое
Старший преподаватель кафедры цивилизационного развития Востока ВШЭ Камилла Магамедова преподает в университете с 2011 года, и за это время студенты уже дважды называли ее лучшим преподавателем вуза — в 2011 и 2012 годах. Она преподает восточную философию на философском факультете и религиозно-философские традиции Востока на отделении востоковедения.
«Важно быть интеллектуально честным»
Старший преподаватель кафедры онтологии, логики и теории познания Высшей школы экономики Виктор Горбатов стал, по мнению студентов факультетов экономики и психологии ВШЭ, одним из лучших лекторов и преподавателей, проводящих семинарские занятия. В интервью порталу он рассказывает о роли философии в современной жизни, а также о том, встречались ли ему «идеальные» студенты.