Быстрый поиск второй половинки на научной основе
Недавно студенты ВШЭ и МГУ имени М.В.Ломоносова участвовали в вечеринках «Быстрых знакомств», в основе которых — оригинальное социально-психологическое исследование феноменов первого впечатления и симпатии. О результатах исследования и о специфике быстрых знакомств рассказывают авторы проекта — доцент факультета психологии ВШЭ Алексей Улановский и психолог-бакалавр Микаэл Ян.
— Что такое «быстрые свидания»?
А.Улановский: Это достаточно необычная форма личного знакомства, изобретенная на Западе в конце 1990-х годов и ставшая сегодня популярной, в том числе и в России. Суть ее в том, что девушки и молодые люди знакомятся и общаются между собой за столиками всего несколько минут, а затем меняются парами. В 2000-х годах на Западе появились исследования, основанные на использовании этого формата. Мы отчасти продолжаем и развиваем их. Мы рассматриваем формат «быстрых свиданий» как оригинальный, аккуратный и эффективный метод изучения различных коммуникативных феноменов: знакомства, симпатии, гендерных взаимных ожиданий, межличностной аттракции, повседневного скоротечного общения.Алексей Улановский
— Чем именно интересна эта тема с точки зрения психолога?
М.Ян: Процесс знакомства — исходная точка любого общения, этот процесс психологически очень нагружен. Ведь вам необходимо быстро установить хороший контакт, емко рассказать о себе, расспросить и поддержать рассказ собеседника, раскрыть свои сильные стороны и в то же время выдержать рамку скромности в самопрезентации.
— Насколько востребованы сегодня подобные исследования?
А.Улановский: Интерес к проблеме знакомства в обществе очень высок, достаточно посмотреть на количество развлекательных сервисов, телевизионных программ, психологических тренингов и книг на эту тему. В них можно встретить много «советов психологов», однако на поверку львиная доля их основана лишь на «доводах здравого смысла», опыте личных отношений и расхожих гендерных стереотипах. Нам было интересно экспериментально «взглянуть» на этот процесс. Тем более что в России подобных исследований не проводилось. Сам жанр полевых исследований, в которых социальные ученые изучают процесс в реальных жизненных условиях, к сожалению, стал у нас «вымирающим». К тому же такие проекты требуют большой подготовки: например, мы должны были заранее дать рекламу исследования в СМИ, провести отбор и предварительный опрос участников, арендовать для мероприятия молодежный клуб, четко прописать процедуру общения участников и прочее.
— Как именно проходило мероприятие?
М.Ян: Мы организовали две вечеринки в популярном молодежном клубе «SQUAT-cafe», на каждую из которых приглашали по 10 девушек и 10 молодых людей. Все участники рассаживались за столики друг напротив друга и в течение 4 минут общались между собой, затем пересаживались за соседний столик, снова общались и так далее. Они также делали каждый раз свой выбор, отмечая, с кем хотели бы продолжить общение. Отличие нашей вечеринки было в том, что до, во время и после знакомства участники еще и заполняли специальные бланки, в которых оценивали своих собеседников по определенным параметрам. В конце мероприятия мы проводили короткие постэкспериментальные интервью и психологические игры.Микаэл Ян
— И что показало в результате ваше исследование?
А.Улановский: Оно показало, что наш выбор партнеров не связан с нашими декларативными представлениями о том, какими психологическими чертами они должны обладать (скажем, уверенностью, умом, общительностью, чувством юмора). В реальной ситуации знакомства испытуемые симпатизировали тем, у кого, по их собственной же оценке, к примеру, юмор мог быть не на высоте, хотя в составленном до знакомства списке приоритетных качеств у испытуемого юмор стоял на первом месте. Эти результаты дополняют уже имеющиеся данные западных исследований об отсутствии связи между выбором партнера и нашими заявляемыми предпочтениями в отношении таких их физических и социальных параметров, как вес, рост, возраст, наличие предыдущих браков и детей, образование, национальность, вероисповедание. Из этого следует, что решающими для возникновения симпатии при знакомстве являются скорее реальный разговор и поведение на свидании, нежели годами выверяемые нами эталоны и списки обязательных качеств, которыми должен обладать «мой парень» или «моя девушка».
— Планируете ли вы продолжать эти исследования?
А.Улановский: Да, скорее всего. К нам обращались уже коллеги-социологи за советом, чтобы использовать формат «быстрых свиданий» для своих исследовательских целей. Что касается самих вечеринок, то к нам постоянно обращаются самые разные люди с просьбой продолжить такие вечера встреч и, может быть, мы еще организуем нечто подобное.
— Напоследок не могли бы вы дать несколько практических рекомендаций по поводу быстрых знакомств?
М.Ян: Мы получили интересные данные о том, какие стратегии общения оценивались как более «выигрышные». Девушки категорически отвергают молчаливость и пассивность в поведении парней. Для молодых людей это: нестандартность подхода к знакомству, инициатива и активность в выборе тем, уверенность и веселость. Молодые люди отдают предпочтение тем девушкам, которые создают комфорт и легкость общения, показывают свою заинтересованность в разговоре, дают нешаблонные ответы. Очень забавно, что молодых людей скорее отталкивает перекладывание ответственности за развитие разговора только на них самих, что часто делают в жизни и делали в нашем эксперименте девушки.
Улановский Алексей Маркович
Ян Микаэл Давидович
Вам также может быть интересно:
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Психологи научились измерять мечты россиян
Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».
Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы
Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.
В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии
В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.
Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»
Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.
Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога
22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.
Женатые мужчины реже страдают от выгорания
Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».
Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ
15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля
Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.
Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»
Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».