Эксперты НИУ ВШЭ оценили влияние пандемии коронавируса на институты социального страхования
В Институте социальной политики НИУ ВШЭ полагают, что в результате снижения экономической активности, вызванного мерами по борьбе с коронавирусом, следует ожидать уменьшения фонда оплаты труда, сокращения количества рабочих мест, увеличения безработицы и падения доходов населения. Моделирование показывает, что сокращение числа рабочих мест и фонда оплаты труда на 5% приведут к тому, что внебюджетные фонды не досчитаются 65,1 млрд рублей в месяц.
Сокращения ежемесячных страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС) стоит ожидать начиная с марта 2020 года, говорится в исследовании «Влияние пандемии COVID-19 на институты социального страхования», проведенном сотрудниками Института социальной политики НИУ ВШЭ.
Предварительные результаты моделирования показывают, что общий объем выпадающих доходов будет зависеть от глубины и сроков кризиса. Если глубина сокращения числа рабочих мест и фонда оплаты труда не превысит 5%, а экономическая активность восстановится до докризисного уровня в течение трех месяцев, то внебюджетные фонды недополучат 195,4 млрд рублей. Если же кризис окажется глубоким (минус 20%) и продолжительным (9 месяцев), то потери могут составить 2,345 трлн рублей.
Кроме того, объявленное снижение ставки страховых взносов для предприятий малого и среднего бизнеса с 30% до 15% потребует дополнительной компенсации выпадающих доходов, который оценивается в размере до 15 млрд. рублей в месяц.
В Институте социальной политики полагают, что сокращение собственных доходов внебюджетных фондов потребует определения дополнительных источников финансирования выпадающих доходов для исполнения соцобязательств в полном объеме. Эксперты, в качестве дискуссии, предлагают несколько вариантов компенсации выпадающих доходов.
В частности, на эти цели можно использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), выпустить целевые облигации Минфина, а также передать на прямое финансирование из федерального бюджета части обязательств внебюджетных фондов. Так, временный отказ от обязательного медицинского страхования из-за невозможности реализации страховых принципов при определении стоимости лечения, может потребовать дополнительно 2 трлн рублей в год.
Эксперты также считают, что может потребоваться дополнительная настройка пенсионной системы. Например, введение гибкого пенсионного возраста для сокращаемых в текущий кризис работников. Эта мера предполагает возможность выхода на пенсию ранее общеустановленного возраста с выплатой пенсии исходя из фактически накопленных пенсионных прав, с соблюдением минимальных требований к продолжительности страхового стажа и величине индивидуального пенсионного коэффициента.