Сложный человек для сложного общества
15 мая в Высшей школе экономики состоялась почетная лекция ординарного профессора ВШЭ Александра Архангельского «Русская культура: сложный человек как цель», организованная Клубом мировой политической экономики ВШЭ.
Вопрос о культурных факторах, влияющих на модернизационные процессы, обсуждается достаточно давно. При этом ключевой остается проблема, существуют ли универсальные культурные концепты, способствующие общественному развитию, или же все процессы замыкаются на национальной специфике. Эти и другие смежные вопросы оказались в центре внимания участников XIX ежегодной Ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), прошедшей в апреле 2011 года и получившей название «Культура, будущее России, ее место в мире». При этом, по словам Александра Архангельского*, «под культурой понимались не только и не столько искусство, литература, театр, сколько вся сеть общественных институтов, порождающих, сохраняющих, изменяющих, разрушающих и снова создающих смыслы». Материалы Ассамблеи и легли в основу представленной на лекции книги «Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?» (М.: СВОП, НИУ ВШЭ, 2012).
В сегодняшней России сложилась ситуация «разгуманитаривания», когда ни общество, ни элита (политическая, экономическая, научная) не ощущают, что миром управляют смыслы, а не интересы, когда все, что связано со смыслами, сдвигается на периферию общественного внимания. Смыслы, формулируемые культурой, определяют наше сознание и руководят нашими действиями. Именно поэтому вопрос о культуре приобретает политическое значение.
Сейчас, по мнению профессора Архангельского*, не только можно, но и нужно говорить о культурном факторе модернизации, об обновлении всех сторон жизни ради того, чтобы вокруг человека была комфортная среда для его активной деятельности, для реализации его талантов. Для того чтобы он мог проявить себя как яркая и неповторимая личность, нужна другая экономика, другая инфраструктура. Культура сформировала у человека определенную ценностную шкалу, картину мира, с которой любой человек сверяет свои решения и поступки. И если не соотнести цели и задачи модернизации с этой картиной, модернизации просто не будет, она провалится. Успешно модернизация проходила только там, где не было слома существующих культурных традиций или попыток эти культурные традиции «заморозить». Там, где понимали, что есть культурное своеобразие, с которым нужно соотнести предстоящие перемены.
Часто приходится слышать, что российской культурой задана некая матрица, из которой мы никак не можем выбраться. Это, по мнению Александра Архангельского*, лишь попытка оправдать нежелание проводить реформы. Скорее, стоит говорить о традиции, а не о матрице. Традиции, конечно, инерционны, они выполняют функцию тормоза в автомобиле, но без этого тормоза машину занесет на первом же повороте.
Основная задача, которая стоит перед элитами не ломать традиции, не идти на цивилизационные риски, а убирать возникающие барьеры и «втягивать» людей в модернизационные процессы. Тогда «креативный класс», или во всяком случае его зрелая часть, по мнению Александра Архангельского*, сумеет вписать традиционные ценности в новую реальность.
Около года назад в «Российской газете» была напечатана статья известных режиссеров Даниила Дондурея и Кирилла Серебрянникова о том, какие цели стоят перед современной культурой. По мнению авторов, эта цель — создание сложной человеческой личности, потому что примитивная личность просто не впишется в современный мир. Эту позицию целиком разделяет и профессор Архангельский*. Конечно, вскоре мы станем свидетелями конкуренции личных стратегий, индивидуальных сложностей. Но на эту индивидуальную сложность, должна работать предшествующая традиция.
К сожалению, в России властные элиты часто последовательно упрощают картину мира. Власть вроде бы и не мешает инициативе, но и не особенно ей содействует. Яркий пример — ситуация с образованием. Образование вместо того, чтобы «усложнить мозги», их выпрямляет. Но на самом деле современный человек должен быть предельно сложным, иначе он не может в этом мире жить и действовать. Сложный человек для сложного общества — главное условие модернизации.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.
Вам также может быть интересно:
Диалекты хантов различаются больше, чем славянские языки
Исследовательница из НИУ ВШЭ и Института системного программирования РАН Идалия Федотова посчитала основные лексические различия в диалектах хантов. Оказалось, что сегодня этот малочисленный народ говорит не на двух, как считалось ранее, а на трех отдельных языках. Результаты опубликованы в журнале «Урало-алтайские исследования».
Изображая инопланетянина: как западная и восточная культура влияют на творчество и его оценку
Понятие «креативность» не имеет однозначного определения. Концепция креативности в разных культурах варьируется, что накладывает отпечаток и на оценку результата творческой деятельности. Этот факт подтвердило исследование сотрудников Лаборатории креативности и мультилингвизма НИУ ВШЭ на примере оценки творческих заданий студентами из России и Объединенных Арабских Эмиратов. Исследование было проведено в рамках гранта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Русский балет и танцовщики Гитлера. Список литературы: 13 книг по истории и пониманию танца
Ирина Сироткина, научный сотрудник Института истории естествознания и техники С. И. Вавилова РАН, автор курса «Танец и двигательная культура в истории и современности» в ВШЭ специально для IQ.HSE выбрала 13 книг о танце.
Список литературы: исследования русской формальной школы
В новом выпуске рубрики «Список литературы» профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ Ян Левченко рассказывает о лучших исследованиях русской формальной школы.
Учреждения культуры усвоили новые корпоративные ценности
Молодые сотрудники музеев, арт-центров, библиотек, галерей, издательств нередко движутся вверх по карьерной лестнице достаточно быстро. Но такой рост сопряжен с немалыми издержками: рабочий день становится ненормированным, поглощая время отдыха и досуга, а функции работников выходят за пределы, предписанные контрактом. Как бы то ни было, сотрудники учреждений культуры стараются вписываться в предлагаемые обстоятельства, иначе организации будет трудно выжить, выяснила преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Маргарита Кулева, изучившая образ жизни работников «креативной индустрии».
Народную культуру сохраняет интеллигенция
Патриархальная народная культура и в наши дни может стать основой коллективной идентичности, базой сплочения людей по ценностям и интересам. Об этом свидетельствует опыт фольклорного движения в России. Оно объединило представителей городской интеллигенции, пытающихся сохранять и популяризировать аутентичное народное творчество, рассказали старший преподаватель кафедры общей социологии НИУ ВШЭ Ростислав Кононенко и магистрант НИУ ВШЭ Евгения Карпова на конференции по социологии в Высшей школе экономики.
Ординарный профессор ВШЭ Евгений Анисимов награжден премией правительства РФ
Профессору департамента истории, главному научному сотруднику Центра исторических исследований НИУ ВШЭ Санкт-Петербург Евгению Анисимову присуждена премия правительства РФ 2014 года в области культуры за культурно-просветительскую программу «Международные конгрессы петровских городов». Анисимов является научным руководителем этого проекта.