• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучаясь в процессе исследований

В России начинается научный проект по изучению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом рассказывают аспирант кафедры социально-экономических систем и социальной политики ВШЭ Сергей Виньков, сотрудник Научно-учебной группы ВШЭ «Социология публичной сферы» Валерия Маркина и магистрант факультета социологии ВШЭ Кира Захарова.

— Кто является организатором проекта?

Сергей Виньков
Сергей Виньков
Сергей Виньков: 26-27 мая в рамках этого проекта обучающиеся в ВШЭ Валерия Маркина, Кира Захарова, Инна Прочухай, Полина Сергеева, и я приняли участие в установочных тренингах, организованных Межрегиональной благотворительной общественной организацией — Российским комитетом «Детские деревни SOS». «Детские деревни SOS» — это организация, которая заботится о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Аналогичный исследовательский проект уже проводился в нескольких странах Европы. Наш проект проводится совместно с международными партнерами из Албании, Чехии, Финляндии, Польши, Казахстана и других стран, при поддержке Европейской комиссии.

— Насколько исследованными в России являются вопросы положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализации и социальной адаптации? Как часто проводятся исследования по данной тематике?

Сергей Виньков: Ежегодно российскими учеными проводятся многочисленные исследования по изучению различных сторон жизнедеятельности детей-сирот как социально уязвимой группы населения. Чаще всего результаты данных исследований содержатся в кандидатских и докторских диссертациях по экономике, педагогике, социологии, политологии и философии. Организаторами, как правило, являются различные отечественные и международные благотворительные, научно-исследовательские фонды и организации. Но в подобных исследованиях объект исследования всегда остается объектом исследования. Проект «Исследование молодых людей в среде сверстников по вопросам нарушения прав детей», начавшийся с двухдневного тренинга существенно отличается от предыдущих исследований в России по изучению жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он позволят открыть новые горизонты в исследовании социальной политики.

Известно, что современные формы социального неравенства, разнообразие социальных проблем требуют развитие методологии исследований, основанной на более глубоком проникновении в жизненный опыт этих людей. Одной из таковых является методология изучения сверстников. Особенностью такого исследования является то, что информацию о жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут собирать сами выпускники детских домов, дети, которые попали в свое время в трудную жизненную ситуацию, находились под опекой, на государственном обеспечении. Данный тип исследований именуется как peer research или исследованием молодых людей среди сверстников, который в свою очередь, весьма успешно использовался британской организацией «Консультативная служба национальной помощи» (NCAS) в нескольких национальных исследованиях в Британии.

— Какие задачи вы планируете решить в ходе исследования? Как оно будет проходить?

Валерия Маркина
Валерия Маркина
Сергей Виньков: Проект поможет определить, что помогает или помогло бы детям, воспитывающимся без родителей, подготовиться к самостоятельной жизни. А также позволит изучить жизненный опыт молодых людей, трудности, с которыми они сталкиваются в самостоятельной жизни, расширить адаптивные возможности молодежи из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшить законодательство и методы работы с детьми, выходящими из-под опеки.

В рамках нашего исследования дети, находящихся под опекой (в интернатах, приемных семьях, семьях SOS), и выпускники этой системы будут задавать вопросы людям, которые находятся или когда-то находились в схожей ситуации о том, как происходит их подготовка к самостоятельной жизни, с какими трудностями приходится сталкиваться, какие у них увлечения и устремления, как складываются отношения с людьми, известно ли им об их правах, какие средства они используют при защите своих прав.

— Что дает участникам этот проект?

Валерия Маркина: Исследование открывает дополнительные возможности как для людей, находившихся под опекой, так и для молодых ученых-социологов, которые могут выступать в этом проекте волонтерами — интервьюерами, тьюторами и полноценными исследователями.

— Что вы для себя узнали, приняв участие в тренинге?

Кира Захарова
Кира Захарова
Валерия Маркина: За шесть лет обучения социологии я впервые столкнулась с методологией «peer research» и считаю, что сама по себе идея исследования закрытой целевой группы такими же сверстниками — проста и гениальна. Однако сразу видны трудности исполнения: научить ребят качественному сбору информации, навыку ведения диалога и стимулирования собеседника совершенно «с нуля» очень трудно, однако, возможно. Именно поэтому я решила принять участие в этом проекте и помочь новоиспеченным исследователям эффективно налаживать коммуникацию с респондентами и брать интервью. Меня очень заинтересовал этот проект, я хочу попробовать себя в качестве тьютора, поделиться накопленным опытом. Я смогу получить новый опыт, просто поделившись своим.

Кира Захарова: Исследование, безусловно, интересно, а главное, полезно, особенно для самих ребят, которые решили участвовать в нем. Это очень хорошая возможность расширить кругозор, научиться брать интервью, освоить коммуникационные навыки, справляться со своими страхами и волнением. На тренинге можно было заметить, насколько ребята общительны и заинтересованы в этом проекте. Не сомневаюсь, что полученные знания пригодятся им в дальнейшей жизни.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Подкаст студентов Вышки получил Премию Рунета — 2024

9 декабря в Москве в Третьяковской галерее состоялась церемония награждения ежегодной Премией Рунета, отмечающей выдающиеся достижения в области высоких технологий и интернета. В числе других победителей награду в номинации «Социальные проекты и благотворительность» получил подкаст «ЛУЧ — лучшие уроки человечности» студентов Института медиа ФКИ ВШЭ.

Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов

В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.

«Рост заработной платы — это задача, на которую должны работать все министерства нашей страны»

Детальная проработка мер социальной политики, изучение их комплексного воздействия на разные аспекты жизни семей и общества позволяют повысить ее эффективность и улучшить благосостояние семей, повлиять на их репродуктивные планы. Проректор НИУ ВШЭ, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова приняла участие в дискуссии по соцполитике на форуме «Россия».

Два проекта вышкинцев прошли в финал премии #МыВместе

Международная премия #МЫВМЕСТЕ ежегодно присуждается проектам в сфере волонтерства и благотворительности. В этом году на нее было подано почти 40 тыс. заявок — более чем на 5 тыс. больше, чем в 2022 году. В финале оказались 128 финалистов из 48 регионов России, и среди них два проекта вышкинцев. Победителей объявят в декабре на Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, приуроченном к Международному дню волонтера. Награды лучшим вручит президент России Владимир Путин.

Программа «Обучение служением» стартовала в университетах страны

5 сентября, в Международный день благотворительности, в различных университетах страны состоялся официальный запуск программы «Обучение служением». В НИУ ВШЭ прошла встреча с заместителями деканов и проектными менеджерами факультетов, а затем масштабная ярмарка НКО, где и студенты, и сотрудники Вышки познакомились с партнерскими НКО и запланировали дальнейшие совместные проекты.

«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»

В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.

Лилия Овчарова: «Мы сконцентрировались на практической реализации наших предложений»

Один из стратегических проектов ВШЭ «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» нацелен на воплощение научных достижений в практические решения социально-экономической политики. Ученые ВШЭ и их партнеры активно включились в работу и получили первые результаты. О ходе исследований и их реализации новостной службе «Вышка.Главное» рассказала научный руководитель проекта, проректор ВШЭ Лилия Овчарова.

«Социальные проблемы существуют, но мы не всегда осознаем их глубину»

В конце октября в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся фестиваль «Письмо в будущее». Гости посетили лекции от благотворительных фондов, public talk, мастер-классы, воркшопы и вечерний перформанс «Человеку нужен человек» от плейбэк-театра «Жили-были». В рамках мероприятия также была организована донорская акция.

Помощь врачам и проблемы донорства в период пандемии: в Вышке прошел благотворительный фестиваль

С 1 по 5 декабря Дирекция по развитию студенческого потенциала НИУ ВШЭ провела традиционный новогодний фестиваль Charity Xmas. Участие в нем смогли принять студенты, сотрудники и выпускники Вышки, а также все желающие. В этом году он впервые состоялся в онлайн-формате, но собрал большое количество гостей и спикеров. О волонтерстве и благотворительности в коронавирусную эпоху — в материале новостной службы портала.

Как бороться с бедностью, обсудили в Высшей школе экономики

В Вышке прошла российско-китайская встреча «Социальная политика как инструмент борьбы с бедностью и развития человеческого капитала». Представители министерства гражданских дел КНР, Всемирного банка, Пенсионного фонда РФ, правительства Татарстана и исследователи ВШЭ оценили социальную политику двух стран, а также поделились эффективными мерами борьбы с бедностью и проблемами ее искоренения.