Университет 2035 и НИУ ВШЭ обсудили вопросы подготовки кадров для цифровой экономики
Завершила работу I Международная научно-практическая конференция «Цифровая трансформация: бизнес-право, наука, образование», организованная Университетом 2035 совместно с Высшей школой юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ при поддержке Минцифры России. Приоритетной задачей мероприятия стал анализ возможностей, которые дает цифровизация в разных отраслях, а также обобщение опыта, представление лучших практик и оценка перспектив подготовки кадров для цифровой экономики в Российской Федерации.
Пленарное заседание было посвящено трендам изменений в науке и практике, первая секция — науке и образованию, вторая секция — бизнес-праву. В роли модераторов выступили директор Института юридического менеджмента НИУ ВШЭ Михаил Косов и заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ Геворг Малашенко.
Ректор Университета 2035 Нина Яныкина рассказала о реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Она подчеркнула, что одной из ключевых проблем на рынке трудовых ресурсов является дефицит ИТ-кадров: по разным оценкам, он составляет от 0,5 до 1 млн человек, что в условиях всеобщей цифровой трансформации оказывается серьезной проблемой. Для ее решения проводится модернизация системы образования, а гражданам предоставляется широкий спектр возможностей по развитию цифровых компетенций.
Нина Яныкина отметила, что в вузах ежегодно увеличивается число бюджетных мест по ИТ-направлениям (с 80 тыс. в этом году оно возрастет до 120 тыс. в 2024 году), что каждый человек трудоспособного возраста может пройти профессиональную переподготовку в сфере ИТ в рамках проекта «Цифровые профессии» и половину стоимости его обучения оплатит государство. Идет подготовка управленцев и команд для цифровой экономики, запущен пилотный проект по бесплатному обучению школьников старше 14 лет языкам программирования, проводятся масштабные программы повышения цифровой грамотности населения через независимую оценку компетенций и онлайн-сервис «Готов к цифре».
Нина Яныкина, ректор Университета 2035
Сейчас на уровне государства реализуется достаточно большой периметр инструментов, призванных повысить качество компетенций и обеспечить рост количества людей в нашей стране, которые владеют цифровыми навыками, способны создавать цифровые продукты и в целом готовы к жизни в цифровую эпоху. Мы будем рады инициативам для усиления направлений, по которым мы работаем, и рекомендациям, какие новые направления включить в наш периметр для обеспечения дальнейшего роста экономики страны.
По мнению заместителя председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание» Любови Духаниной, процесс цифровой трансформации образования носит во многом стихийный характер. Фиксируется высокий темп изменений, но образа их результата мы до сих пор не имеем. Пандемия, с одной стороны, способствовала развитию цифровых инструментов, с другой — нанесла некий урон образу цифры: родители, вымотанные плохо работающими платформами и неустойчивым интернетом, опасаются снижения качества образования. Любовь Духанина считает, что цифровизацию образования нельзя сводить к оцифровке традиционных источников данных — должны возникать новые, не существовавшие ранее возможности для ребенка.
Любовь Духанина, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание»
Цифровая школа не должна быть складом видеоуроков и отсканированных учебников. Если оцифровка в образовании не приводит к видимым качественным изменениям, то цифровизация представляет собой процесс изменения самой деятельности, более того — изменение видов деятельности. На ее основе возникают различные бизнес-модели, например электронные платежи и другие сервисы. Мы все привыкли к «Госуслугам», почти привыкли к сочетаниям слов «интернет вещей», «машинное обучение», «машинное зрение» и другим. Все это меняет жизнь как отдельных людей, так и сообществ.
Научный руководитель Института юридического менеджмента НИУ ВШЭ Дмитрий Шестаков заострил внимание на феномене конкуренции между людьми и цифровыми сущностями, в том числе искусственным интеллектом. По его мнению, эта конкуренция если еще не появилась, то точно появится и будет постоянно усиливаться. Цифровые сущности начнут активно вмешиваться в учебный процесс, диктовать условия его организации и наполнения содержанием. И хотя все это пока выглядит спорно, нужно понимать, что реальность опережает самые смелые фантазии: уже появились беспилотные автомобили, стала возможна детальная персонализация человека по его поведению в Сети и так далее.
Дмитрий Шестаков, научный руководитель Института юридического менеджмента НИУ ВШЭ
Программы цифрового образования предполагают механическое освоение знаний о том, какие технологии существуют в сфере цифровизации, как они будут работать, как с их помощью можно механизировать некоторые процессы человеческой деятельности. Научиться управлять этими процессами и пользоваться возможностями этих механизмов — вот главная задача, которой посвящено большинство концепций образования в сфере цифровой экономики. Но это не совсем соответствует современным вызовам. Прежде всего нужно научить подрастающее поколение взаимодействовать с окружающими нас механизмами, потому что они во многом будут перестраивать процессы, в которых мы участвуем, в том числе образовательный процесс.
Главный эксперт Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ, до недавнего времени заместитель министра спорта РФ Андрей Сельский рассказал, как происходит цифровая трансформация в спортивной сфере. Ключевой тренд — постепенное объединение физических возможностей тела с цифровыми возможностями. Появилось слово phygital, объединяющее понятия physical и digital. Экзоскелеты применяются в отдельной дисциплине — кибатлетике, уравнивающей атлетические возможности обычных людей и людей с инвалидностью. В спорте используются технологии интернета вещей: умные браслеты, умные шайбы, умная спортивная форма. Виртуальная и дополненная реальность помогает организовать состязания в условиях социального дистанцирования, когда, например, человек бежит вроде бы один, но видит виртуально своих соперников по массовому забегу.
Андрей Сельский, главный эксперт Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ
Еще один тренд — использование возможностей экономики данных в спорте, интерпретация больших данных, применение искусственного интеллекта для выявления спортивных талантов. Мы много говорим про индивидуальные образовательные траектории, но точно так же имеют право на существование индивидуальные траектории в подготовке спортсменов, индивидуальные траектории болельщиков — посетителей соревнований или долгосрочных приверженцев той или иной спортивной команды.
На конференции были представлены промежуточные результаты исследования, которое проводилось под эгидой Университета 2035 и Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ и было посвящено цифровой модели организации учебного процесса полного цикла на базе системы Zettelkasten и интервальных повторений. Авторами исследования стали модераторы конференции Михаил Косов и Геворг Малашенко, а также Надежда Сурова, руководитель Центра компетенций «Искусственный интеллект», управляющий директор Центра компетенций «Кадры для цифровой экономики» Университета 2035.
Как рассказал Геворг Малашенко, авторы исследования изучали различные аспекты обеспечения эффективности онлайн-образования и смешанного образования и их внимание привлекла проблема «захвата интереса» студента в процессе обучения, возможность управления его вниманием и организации работы по закреплению пройденного материала. В исследовании участвовали две группы студентов одной магистерской программы с примерно равным опытом работы в профессиональной сфере, изучающие курс «Управление корпоративными инновациями». Одна группа училась как обычно, а в другой при изучении этого курса были внедрены различные новшества.
Одним из них стал метод Zettelkasten — система организации полезной информации, идей для работы, учебы и развития мышления, придуманная немецким социологом Никласом Луманом. Применение этого метода облегчало студентам ведение конспектов и работу с литературой, а преподавателям — подготовку презентаций, проведение занятий и разработку домашних заданий. Для формирования базы знаний и закрепления пройденного материала была использована система интервальных повторений британского психолога Алека Мейса. Преподавателям эта система помогала готовить контрольно-измерительные материалы и проводить промежуточный контроль.
Кроме того, в процессе обучения в «инновационной» группе были использованы цифровые решения, которые может бесплатно скачать каждый желающий, например сервисы Obsidian и Notion.
На основе исследования была подготовлена статья, направленная в международный научный журнал первого квартиля, и в ближайшие два-три месяца ожидается ее публикация. Процессы, описанные авторами, могут быть реплицированы заинтересовавшимися преподавателями и студентами без каких-либо финансовых затрат.
Геворг Малашенко, заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ
В результате эксперимента у группы, которая обучалась по новой методике, оказались более развиты ассоциативное мышление и способность находить неортодоксальные методы решения кейс-задач. Мы предполагаем, что это произошло благодаря визуализации связи компетенций и различных тем и подтем. На 10 баллов из 10 в группе, которая обучалась по стандартной методике, кейс-задачу решил только один студент, а в группе, которая обучалась по новой методике, — три студента. Как преподаватели курса, мы можем отметить, что подходы, предложенные студентами этой группы, были более глубокими, они смогли проработать больше материала и представить более корректное решение.
Руководитель направления «Технологическая магистратура» Университета 2035 Константин Миньяр-Белоручев рассказал о дополнительных мерах, которые были приняты по инициативе Центра компетенций «Кадры для цифровой экономики» для увеличения числа молодых специалистов, способных работать в сфере ИТ.
Помимо собственно ИТ-направлений и специальностей, в вузах есть смежные направления и специальности, тесно связанные с ИТ-сферой. В их числе «Картография и геоинформатика», «Биоинженерия и биоинформатика», «Управление качеством», «Медицинская кибернетика», «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» и другие. Было выдвинуто предложение об актуализации федеральных государственных образовательных стандартов по этим направлениям и специальностям, чтобы студенты научились разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения: «умели программировать для пользы дела, для рынка».
Инициатива была одобрена различными стейкхолдерами, закреплена в нормативных документах, и обновленные стандарты вступили в силу.
Константин Миньяр-Белоручев, руководитель направления «Технологическая магистратура» Университета 2035
Человек, окончивший «Картографию и геоинформатику», вряд ли пойдет работать просто программистом. Но сегодня программирование становится универсальным навыком, точно так же как 25–30 лет назад им стало знание иностранных языков. Пришло понимание, что это не просто специальности, но и навыки, востребованные во многих профессиях. Тот, кто знает иностранный язык, а теперь еще и программирование, более ценен и востребован на рынке труда, чем тот, кто ими не владеет. Мы не просто строим цифровую экономику — мы в ней живем, и от того, насколько мы к ней адаптированы, насколько хорошо готовим подрастающее поколение, зависит наша конкурентоспособность в будущем.
Получить подробную информацию о тематике и составе участников конференции, а также посмотреть трансляции пленарного заседания и сессий можно здесь.