Долгосрочный прогноз экономики Беларуси, Казахстана и Украины
Центр развития НИУ ВШЭ по заказу Министерства экономического развития РФ провел научно-исследовательскую работу по теме «Разработка модели долгосрочного прогнозирования основных макроэкономических показателей стран-участниц ЕЭП (Беларуси, Казахстана) и Украины». Публикуем основные положения доклада.
Эксперты Центра развития отмечают, что потребность в более пристальном анализе экономики этих стран вызвана как возросшими внешними рисками в условиях повторяющихся финансовых и реальных шоков, долгового кризиса развитых стран и низкой устойчивости экономического роста, так и интеграционными процессами в рамках Таможенного союза.
Авторы подчеркивают, что основные акценты проведенного Центром развития исследования были сделаны на отдельных, узких, аспектах, позволяющих модернизировать подходы к анализу макроэкономической устойчивости стран «большой четверки» СНГ и повысить качество сценарных прогнозов и оценок интеграции.
В исследовании рассматривались последствия кризиса 2007-2009 годов, уровень конкурентоспособности стран, интеграция как фактор роста, предпосылки прогноза, долгосрочный прогноз, основные риски. По целому ряду показателей наряду с тремя странами исследовалась и ситуация в России, что позволяло исследователям в ряде случаев говорить о показателях «большой четверки» СНГ.
Так, до кризиса темпы роста ВВП у всех основных стран СНГ были выше средних темпов роста ВВП развивающихся стран. После кризиса средние темпы роста в Казахстане и Беларуси продолжают превышать средние темпы роста в развивающихся странах, в отличие от России и Украины. Но ни в одной стране «большой четверки» исследователи не отмечают выхода экономики на докризисную траекторию роста.
Темпы роста ВВП, %
В Беларуси после кризиса сохранился относительно высокий вклад инвестиций и чистого экспорта. Вклад потребительского спроса после девальвации в 2011 году снизился. В отраслевом разрезе ВВП Беларуси растет за счет промышленности и торговли, транспорта и связи. Девальвации привела к росту вклада торговли и финансового сектора и сокращению вклада в ВВП строительства.
Рост ВВП Казахстана до кризиса базировался на инвестициях и внешнем спросе. После кризиса вклад внешнего спроса сократился. В то же время сохранилась высокая значимость потребительского спроса. В отраслевом разрезе экономика растет после кризиса за счет промышленности, торговли, транспорта и связи, а также социальных услуг. В 2011 году снижение вклада в рост ВВП промышленности частично компенсировалось ростом влияния сельского хозяйства.
Основной вклад в прирост ВВП Украины до кризиса вносило потребление населения, вклад экспорта и инвестиций был нестабилен. После кризиса высокий вклад потребления населения в ВВП сохранился. При этом более половины прироста внутреннего спроса приходится на импорт. В отраслевом разрезе рост ВВП Украины обеспечивают промышленность и торговля. В 2011 году вырос вклад сельского хозяйства, транспорта и связи.
В России после кризиса наблюдается снижение вклада экспорта в ВВП. Отмечается рост влияния на ВВП пополнения запасов предприятиями. В большей степени рост экономики базировался на конечном потреблении населения, в меньшей степени – на инвестициях. В отраслевом разрезе рост ВВП определяется ростом в промышленности, торговле, а также в секторах недвижимости и финансовых услуг. В 2011 году стал заметным вклад сельского хозяйства.
Рассматривая конкурентоспособность стран, авторы исследования отметили, что ценовая конкурентоспособность сохраняется на Украине и в Беларуси — разрыв в ценах относительно США составляет 2 и 2,5 раза соответственно. В Казахстане и России разрыв в относительных ценах находится на уровне ниже докризисных значений и составляет около 21% и 28% соответственно. Во всех странах «большой четверки» с начала века росли удельные трудовые издержки: в России около 18% среднегодового прироста, на Украине — 16%, в Казахстане — 12%, в Беларуси — 11%.
При анализе интеграционных факторов было отмечено, что влияние создания Таможенного союза (ТС) на развитие регионального товарооборота пока не слишком заметно. В 2011 году доля регионального товарооборота в совокупном объеме внешней торговли стран-участниц не превышала средние значения за 5 лет до вступления соглашения в силу (в 2005–2009 годах). Более того, региональный товарооборот без учета топлива имеет выраженную тенденцию к снижению. При этом после кризиса более заметно вырос товарооборот Украины со странами ТС. Однако и в случае с Украиной доля регионального товарооборота со странами ТС не демонстрирует заметного роста.
Исследователями выделены сектора, в которых заложен высокий потенциал роста и диверсификации экспорта за счет интеграции — сельское хозяйство, авиастроение, судостроение и транспортное машиностроение. Здесь интеграция может позволить существенно снизить издержки благодаря преимуществам низкой оплаты труда в Беларуси и на Украине и потенциалу привлечения финансовых ресурсов из России и Казахстана.
Оценивая предпосылки для долгосрочного прогноза, эксперты Центра развития выделили снижение роста ВВП в США и Европе. В долгосрочном плане замедление роста связано с демографическими факторами — снижением доли экономически активного населения в связи со старением, а также замедлением притока мигрантов из развивающихся стран, также сталкивающихся с проблемой дефицита на рынке труда. Похожая ситуация была характерна в последние двадцать лет для Японии, поэтому такой сценарий возможной динамики развитых стран получил название «японского». Дополнительный фактор — возможное замедление темпов китайского роста.
Сложные взаимозависимости, сформировавшиеся на нефтяном рынке, вряд ли позволят ценам значительно упасть. Важной внутренней предпосылкой для прогноза остается демографический фактор. Рост населения возможен только в Казахстане. Во всех странах будет расти доля пожилого населения и вырастет нагрузка на работающих.
Важнейшим фактором долгосрочного экономического роста является уровень адекватности накопления капитала в экономике. В России, Казахстане и Украине доля валового накопления оценивается умеренно заниженной относительно среднего уровня для развивающихся стран. В Беларуси можно говорить об избыточной норме накопления относительно ВВП как в сравнении с другими основными странами СНГ, так и в сравнении с другими развивающимися странами.
Для Беларуси долгосрочный прогноз основывается на том, что чрезвычайно высокой остается эластичность прироста экспорта по динамике спроса в развитых странах. При невысоких темпах роста совокупного спроса в европейских странах темпы роста белорусского ВВП вряд ли превысят 3,5%. Восстановление докризисных темпов роста в Европе (1,5% и выше) позволит увеличить темпы роста экономики Беларуси до 6-7% ежегодно (конкретные цифры — см. презентацию).
Основные ограничивающие факторы для Беларуси:
а) небольшой размер страны ограничивает использование внутреннего спроса населения как драйвера роста;
б) старение населения оставляет достаточно узкое окно возможностей для модернизации;
в) рост конкуренции с китайскими производителями;
г) высокая зависимость от привлечения внешних ресурсов;
д) высокая налоговая нагрузка и роль государства в экономике.
Применительно к Казахстану прогноз отмечает, что рост ВВП во многом будет определяться динамикой роста нефтедобычи. Высокая доля «нефтянки» снизит эффект от роста других секторов.
Основные ограничивающие факторы для Казахстана:
а) низкие темпы роста добычи и экспорта нефти, а также низкие темпы роста цен на нефть;
б) низкая диверсификация экономики в структуре производства ВВП, доходов бюджета, торговом балансе;
в) сохранение существенной доли производства ВВП сектором домашних хозяйств (более 23% без учета экспорта нефти) на протяжении последних 7 лет;
г) до половины расходов населения может осуществляться в натуральной форме.
К положительным моментам отнесено сохранение Казахстаном естественного прироста населения, что позволяет избежать дефицита трудовых ресурсов. Возрастная структура населения позволяет наращивать социальные обязательства.
Для Украины главными проблемами согласно исследованию будут:
а) низкие темпы роста экспортного спроса как со стороны Европы, так и со стороны России;
б) замедление темпов роста кредитования, связанное с нехваткой притока ресурсов в банковскую систему;
в) обострение борьбы за депозиты населения, что ведет к росту процентных ставок;
г) слабый спрос на металлы.
Решение проблем лежит в области развития внешнеторговой кооперации (после вступления в ТС Россия выглядит предпочтительней в этом отношении по сравнению с Европой), а также в повышении эффективности использования ресурсов банковской системы.
Формулируя общие для всех риски, авторы исследования подчеркивают, что, с одной стороны, усиливается зависимость стран «большой четверки» СНГ (России, Беларуси, Казахстана и Украины) от внешней конъюнктуры, которая влияет на неустойчивость экономической системы в краткосрочной перспективе. С другой стороны, они остаются в меньшей степени уязвимыми к финансовым шокам в силу относительно низкой долговой нагрузки на экономику.
При этом, однако, сохраняются проблемы и угрозы долгосрочного роста. В первую очередь они связаны со значительной инерционностью экономик — ростом сырьевой ориентации экспорта и высокой уязвимостью платежных балансов. В текущих условиях экономическая инерционность несет в себе эффект низкой инвестиционной активности, которая подкрепляется сжатием «внешних» денег в виде притока иностранного капитала. В совокупности с необходимой адаптацией бюджетных расходов к росту социальной нагрузки существенно растут риски долгосрочной неустойчивости, необходима выработка механизмов противодействия.
Игорь Стадник, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
ВШЭ и БГУ: развитие сотрудничества по всем актуальным направлениям
4 декабря Высшую школу экономики посетила делегация Белорусского государственного университета. Среди основных вопросов, обсуждавшихся на встрече, были перспективы расширения межвузовского сотрудничества, вступление БГУ в консорциум «Благополучие человека в цифровой среде “умных” городов», возможности взаимодействия в области педагогики, а также в сфере социальных и гуманитарных наук. Встреча была организована международным блоком НИУ ВШЭ для установления потенциальных направлений сотрудничества и углубления взаимодействия по уже имеющимся.
Эксперты НИУ ВШЭ рассказали о перспективах карбонового земледелия в Казахстане
Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ и Центр технологического трансфера университета совместно с Международным институтом прикладного системного анализа (IIASA, Вена) выпустили рабочую версию исследовательского доклада «Индустрия карбонового земледелия в Казахстане: раскрывая возможности». Также в проекте приняли участие эксперты Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и казахстанcкий Центр прикладных исследований TALAP.
Шапка-невидимка
Наряду с шапкой Мономаха, у русских правителей были другие драгоценные венцы. В их числе — высокая, похожая на папскую тиару золотая корона с самоцветами, сделанная в Англии по заказу Ивана Грозного. В Смутное время она исчезла из Москвы, оказалась в Польше на голове короля Сигизмунда III, затем побывала в Берлине залогом за долги, а потом и вовсе пропала. Доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Александр Лаврентьев восстановил историю этой регалии.
Евгений Ясин: «Мы должны готовиться к новому этапу либерализации экономики»
Сколько времени необходимо для полной трансформации экономики России? Какие драйверы экономического роста исчерпались, а какие только ждут своего часа? Об этом на первом пленарном заседании XV Апрельской международной конференции ВШЭ говорили бывший премьер-министр Финляндии Эско Ахо, польский экономист Марек Домбровский и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.
Евгений Ясин: «Преобразования, связанные с переходом от плановой экономики к рыночной, не закончены»
В интервью «Российской газете» научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин рассказал о программе Апрельской конференции и экономической ситуации в России и в мире.
Участники олимпиад для школьников и студентов в городах Украины смогут поступить в ВШЭ по квотному отбору
Высшая школа экономики сообщает, что олимпиады для школьников и студентов, которые планировалось провести в нескольких украинских городах, не состоятся. Однако участники, зарегистрировавшиеся на них, могут поступить в НИУ ВШЭ по квотному отбору.
Нужна не только правильная макроэкономическая политика
В опубликованном 22 января рейтинге лучших государств для ведения бизнеса по версии Bloomberg Россия заняла 43 место, поднявшись за последний год на 13 позиций. Результаты рейтинга комментирует заведующий кафедрой мировой политики ВШЭ Максим Братерский.
Тренды – 2014 во внешнеэкономической деятельности
Что нас ждет в 2014 году? Цикл наших материалов о том, какими могут быть главные тренды в экономике, социальной сфере, культуре, продолжает просчет ситуации во внешнеэкономической деятельности России от профессора кафедры торговой политики ВШЭ Алексея Портанского.
«Высокие требования окупаются большими возможностями»
Какие возможности для построения научной карьеры открывает аспирантура ВШЭ? Чем она привлекает молодых ученых? О своем опыте обучения в аспирантуре рассказывают аспирант кафедры демографии Екатерина Митрофанова и аспирант кафедры макроэкономического анализа Ольга Кузнецова.
Технологическое прогнозирование: как сделать его эффективным
11 июня Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и Министерство образования и науки РФ провели научно-практический семинар «Система технологического прогнозирования: цели, задачи, подходы к организации».