• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что мы знаем о мозге и его возможностях: рассказывают исследователи ВШЭ

Что мы знаем о мозге и его возможностях: рассказывают исследователи ВШЭ

© Высшая школа экономики

Правда ли, что мозг — самый неизученный орган? Как нейротехнологии помогают в лечении сложных заболеваний? Может ли искусственный интеллект соревноваться с естественным? И куда пойти учиться, чтобы стать нейроученым? Эти и другие темы в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» обсудили ученые из Высшей школы экономики — Ольга Драгой, Андрей Мячиков и Алексей Осадчий.

Тайны мозга

Андрей Мячиков

Утверждение, что мозг — самый неизученный орган, неверно, говорит Андрей Мячиков, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, соруководитель исследовательской группы. Он и его коллеги занимаются вопросами, связанными с речевой коммуникацией на уровне мозга и поведения. О физиологии мозга, о взаимодействии нейронов мы знаем практически все, поясняет ученый. «Другое дело, мы не понимаем, как рождаются поэмы и симфонии. И в этом смысле о работе мозга мы практически ничего на данном этапе не знаем, — говорит Андрей Мячиков. — Понимаете, в этом вопросе есть несколько уровней, и на каком-то уровне мы знаем много, а на другом — пока очень мало». 

Алексей Осадчий

«Какие-то знания есть, они помогают подбирать терапию в случае заболевания», — добавил Алексей Осадчий, инженер, прикладной математик, занимающийся вопросами, связанными с расшифровкой сигналов мозга (такие данные применяются в клинике для помощи больным эпилепсией, при операциях на мозге, для обработки сигналов при исследовании работы мозга). 

Кто победит — мозг или ИИ

Ольга Драгой

Нейросеть — это метафора того, что происходит в мозге, говорит Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, нейролингвист, клинический лингвист, занимающаяся сохранением речи у пациентов с поражением головного мозга. «Ни в коем случае нельзя это воспринимать так, что это напрямую заимствованная архитектура во всей своей сложности и деталях», — подчеркнула исследователь. Отвечая на вопрос, кто победит, мозг или искусственный интеллект, Андрей Мячиков заметил, что «они не соревнуются». «Это горячая тема, — отметил он. — И первая проблема — если вы находитесь внутри вопроса, вы не можете смотреть объективно. Когда речь идет об искусственном интеллекте, особенно в его недавней итерации — ChatGPT, большие лингвистические модели, — мы понимаем, что это и как оно работает. Но тут важно понять, какие у этого всего применения. Есть банальные, и уже очевидно, как они будут развиваться. Есть более футуристические применения искусственного интеллекта — пока нам плохо видно, но приблизительно можно предположить. Мне кажется, что искусственный интеллект безусловно полезен».

Вам также может быть интересно:

Люди, боты и цифровые двойники: итоги года стратпроекта «Устойчивый мозг»

В НИУ ВШЭ провели итоговый за 2024 год объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». На мероприятии были представлены результаты фундаментального и прикладных проектов, направленных на разработку «3Н-технологий» — нейродиагностики, нейроадаптации и нейрореабилитации. Их цель — создать инструменты, которые позволят снизить число нейрогенных и психических заболеваний или облегчить их последствия.

Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз

Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.

Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ

На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.

Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ

В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.

Ученые раскрыли, почему больные афазией теряют способность говорить о прошлом и будущем

Международная команда ученых с участием исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ определила причины нарушений при выражении грамматической категории времени у больных афазией. Оказалось, что людям с речевыми нарушениями сложно как формировать идею времени, так и подбирать правильную глагольную форму. А вот какой из процессов дается им труднее, зависит от языка говорящего. Результаты исследования опубликованы в журнале Aphasiology.

Искусственная революция: как ИИ меняет образование

Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.

Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ

В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.