Что мы знаем о мозге и его возможностях: рассказывают исследователи ВШЭ
Правда ли, что мозг — самый неизученный орган? Как нейротехнологии помогают в лечении сложных заболеваний? Может ли искусственный интеллект соревноваться с естественным? И куда пойти учиться, чтобы стать нейроученым? Эти и другие темы в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» обсудили ученые из Высшей школы экономики — Ольга Драгой, Андрей Мячиков и Алексей Осадчий.
Тайны мозга
Андрей Мячиков
Утверждение, что мозг — самый неизученный орган, неверно, говорит Андрей Мячиков, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, соруководитель исследовательской группы. Он и его коллеги занимаются вопросами, связанными с речевой коммуникацией на уровне мозга и поведения. О физиологии мозга, о взаимодействии нейронов мы знаем практически все, поясняет ученый. «Другое дело, мы не понимаем, как рождаются поэмы и симфонии. И в этом смысле о работе мозга мы практически ничего на данном этапе не знаем, — говорит Андрей Мячиков. — Понимаете, в этом вопросе есть несколько уровней, и на каком-то уровне мы знаем много, а на другом — пока очень мало».
Алексей Осадчий
«Какие-то знания есть, они помогают подбирать терапию в случае заболевания», — добавил Алексей Осадчий, инженер, прикладной математик, занимающийся вопросами, связанными с расшифровкой сигналов мозга (такие данные применяются в клинике для помощи больным эпилепсией, при операциях на мозге, для обработки сигналов при исследовании работы мозга).
Кто победит — мозг или ИИ
Ольга Драгой
Нейросеть — это метафора того, что происходит в мозге, говорит Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, нейролингвист, клинический лингвист, занимающаяся сохранением речи у пациентов с поражением головного мозга. «Ни в коем случае нельзя это воспринимать так, что это напрямую заимствованная архитектура во всей своей сложности и деталях», — подчеркнула исследователь. Отвечая на вопрос, кто победит, мозг или искусственный интеллект, Андрей Мячиков заметил, что «они не соревнуются». «Это горячая тема, — отметил он. — И первая проблема — если вы находитесь внутри вопроса, вы не можете смотреть объективно. Когда речь идет об искусственном интеллекте, особенно в его недавней итерации — ChatGPT, большие лингвистические модели, — мы понимаем, что это и как оно работает. Но тут важно понять, какие у этого всего применения. Есть банальные, и уже очевидно, как они будут развиваться. Есть более футуристические применения искусственного интеллекта — пока нам плохо видно, но приблизительно можно предположить. Мне кажется, что искусственный интеллект безусловно полезен».
Вам также может быть интересно:
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Нейроученые обнаружили, что мозг реагирует на убеждение по принципу Анны Карениной
Группа ученых из НИУ ВШЭ изучила нейромеханизмы убеждения. С помощью МРТ-сканера исследователи зарегистрировали реакцию мозга испытуемых на доводы экспертов о вреде сахара. Оказалось, что мозг тех участников исследования, кто не поддавался убеждению, реагировал на доводы эксперта одинаково, а мозг тех, кого удалось убедить, реагировал по-разному. Таким образом, успешное убедительное сообщение влияет на мнение очень индивидуально, подбирая свой ключ к ктивности мозга человека. Результаты исследования опубликованы в PNAS.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
«Нейротехнологии уже сейчас помогают людям с нарушениями речи»
4–6 ноября на площадке Национального центра «Россия» в рамках международного симпозиума «Создавая будущее» Центр языка и мозга НИУ ВШЭ провел дискуссию «Эволюция мозга: как мир меняет нас?». Особенности работы человеческого мозга обсудили исследователи из ведущих университетов страны, практикующие врачи и популяризаторы нейронаук.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.