• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые ВШЭ объяснили, что такое гармоничная личность

Ученые ВШЭ объяснили, что такое гармоничная личность

Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», объединяющий НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая, опубликовал доклад «Гармонично развитая и социально ответственная личность: концептуальные тезисы». Работа подготовлена авторским коллективом под руководством инициатора создания НЦМУ — проректора НИУ ВШЭ Лилии Овчаровой.

Авторы подчеркивают, что к концепции гармоничной личности мировая наука обращалась каждый раз, когда общество стояло на пороге великих перемен. В нынешних условиях высокой неопределенности и структурной трансформации необходима новая проработка этого концепта, в частности уточнение содержания понятия, выявление условий и ключевых сред жизнедеятельности человека, важных для становления и проявлений гармонично развитой и социально ответственной личности (далее — гармоничной личности). Ученые предлагают гражданско-правовое понимание личности. Данная трактовка личности позволяет вывести общий знаменатель «гармоничности» для всего общества. Таким знаменателем для российского общества авторы считают равные возможности по формированию и реализации человеческого потенциала.

Формирование человеческого потенциала связано с формированием определенных черт. Эксперты НИУ ВШЭ выделяют четыре компонента человеческого потенциала, которые имеют первостепенное значение для преодоления текущих и будущих вызовов. Первый связан с желаемым образом будущего, где реализуется возможность гармоничного развития. Второй отражает необходимость отклика на актуальные проблемы и вызовы развития. Третий — это формирование востребованных в будущем навыков. Наконец, четвертый — это формирование добродетелей, не ограничивающееся рассудочным усвоением этических максим или набором утилитарных навыков.

© istockphoto.com

Среди фундаментальных черт гармоничной личности, позволяющих ей эффективно действовать в условиях турбулентности, ученые Вышки выделили когнитивные навыки, в частности критическое и креативное мышление, ситуативную, ретроспективную и перспективную рефлексию; метакогнитивные навыки (стратегическое планирование и самооценивание, способность действовать при непрогнозируемой неопределенности); психоэмоциональные навыки (эмоциональный интеллект, эмпатия, волевые навыки и самоконтроль, самостоятельность); социальные компетенции (коммуникативные навыки и ориентация на работу в команде) и, наконец, моральные качества и добродетели (понимание духовно-нравственных основ и формирование мировоззренческих позиций). Формирование данных черт личности позволяет достигнуть индивидуальной и социальной устойчивости.

Реализация человеческого потенциала связана с реализацией базовых для российского общества ценностей — мобильности и самореализации. Авторы предлагают список основных сред формирования и проявления гармоничной личности. В их число они включают: 1) нуклеарную и расширенную семью, где формируются личность, способности и ценности человека; 2) малую родину и место жительства, где создаются связи человека со страной на когнитивно-чувственном и опытном уровне; 3) Родину — государство, где, с одной стороны, формируются основы солидарности и система ценностей российского общества, а с другой — выстраиваются единые для всей страны возможности; 4) образование, культуру и информацию — в этой среде происходит не только накопление человеческого потенциала, но и создание условий для закрепления добродетелей, системы социальных ценностей и формирования востребованного современной экономикой человеческого потенциала и деятельности на всех ключевых этапах жизненного цикла человека; 5) заботу о здоровье и его сохранении — основную среду для формирования физиологической устойчивости человеческого потенциала, где предполагается создание равных возможностей в доступе к качественным медицинским услугам и институтов, поддерживающих практики ЗОЖ; 6) труд и занятость, где происходит реализация и капитализация полученных человеком знаний и навыков; 7) досуг и отдых, где человеческий потенциал восстанавливается и обогащается; 8) цифровую среду, способную повысить производительность труда и расширить возможности в сферах образования и досуга, помочь легче достигать личного успеха и коллективного блага.

Развитие в этих средах позволит создать ядро гармоничной личности на основе сочетания традиционных российских ценностей с идеями развития для обеспечения социокультурной поддержки перехода общества и экономики к новому технологическому укладу, построить фундамент устойчивого развития страны.

Эксперты обращают внимание на важность формирования доказательной, основанной на достоверных данных и эмпирических исследованиях, политики создания условий для развития гармоничной личности, которая должна быть направлена на все слои и поколения россиян.

Авторский коллектив: проректор НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин, старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ Василий Аникин, заместитель директора Дирекции НЦМУ Ольга Ворон, директор Института исследований культуры факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Виталий Куренной.

Доклад подготовлен и опубликован в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.