Семинар № 19 «Транспортные коридоры и их влияние на транспортно-экономические связи»
Во вторник 17 декабря 2019 г. в ВШЭ прошло очередное, 19-е заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который организовывается под эгидой Экспертного института и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ.
На этот раз, в рамках семинара прозвучали два доклада на смежные темы.
Первый докладчик – к.э.н., доцент Кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС Николай Элиарович Кульбака сделает доклад на тему «Транспортные коридоры Советского Союза накануне Второй мировой войны и после нее». Как известно, период между 1938 и 1946 годами в истории нашей страны сопровождался огромными изменениями в размещении производительных сил: в 1939-40 гг. произошло присоединение новых территорий и формирование новых маршрутов перевозок промышленных грузов, в 1941 году начавшаяся война привела к перемещению большого числа предприятий в новые регионы, прежде всего за Урал, в 1945 году освобождение страны позволило вернуть часть предприятий на прежние места, однако целый ряд производств остался на новых площадках, осваивая их и продолжая выпускать промышленную продукцию, а позднее к старым производствам добавились новые, полученные из Германии за счет репараций. В итоге, экономическая карта страны претерпела огромные изменения. Поскольку информация о размещении производительных сил долгое время оставалась закрытой, получить ее оказалось возможным, проанализировав данные по отправлению и прибытию грузов по железнодорожным станциям со второй половины 30-х годов до 1950 года.
Докладчик проанализировал данные по прибытию и отправлению грузов по крупнейшим железнодорожным станциям за 1940-й и за 1950-й годы.
Анализ показал, что самыми крупными регионами по приему и отправлению грузов до войны были Донбасс и Московский регион. Докладчик отметил, что «Роль московского железнодорожного узла была колоссальной, поэтому, когда речь заходит о гипотетическом оставлении Москвы в 1941 году, следует признать, что такой сценарий привел бы к катастрофическим последствиям, которые поставили бы Советский Союз на грань выживания. Но это очень сложная и болезненная тема, нуждающаяся в серьезном исследовании». К концу войны наблюдалось существенное падение перевозок - более чем на 35%. Причем падение это было – подчеркнул Н.Э.Кульбака, - не только на оккупированных территориях, но и практически по всем регионам страны. Выросли перевозки лишь в регионах новых или расширяющихся месторождений, таких, как Коми АССР, Подмосковный угольный бассейн, а также в Уральском регионе, куда были эвакуированы многие промышленные предприятия.
К 1950 году объем перевозок промышленных грузов уже превысил уровень 1940 г. более чем на 40%. Однако, любопытно, что рост этот в основном пришелся на тяжелую промышленность, тогда как доля перевозок зерна и муки сократилась с 7% в 1940 г. до 3 % в 1950 г.
Докладчик подчеркнул, что эта тема требует дальнейших исследований, но уже сейчас можно сформулировать некоторые предварительные выводы:
- За время войны появилось несколько новых регионов развития машиностроения, прежде всего на Урале;
- Восстановление тяжелой промышленности в целом к 1950 году было завершено, по крайней мере, об этом свидетельствует объёмы перевозок;
- Послевоенное машиностроение, благодаря оставшимся заводам и новым центрам стало более распределенным (или менее концентрированным).
Второй докладчик – заместитель директора Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ) ОАО «РЖД», к.э.н. Алексей Анатольевич Замковой выступил с докладом на тему «Тенденции изменения транспортных коридоров с учётом динамики транспортно-экономических связей».
В начале своего доклада он обрисовал общую ситуацию с транспортными коридорами и рассказал какие проблемы, как правового, так и технологического характера существуют в этой сфере. В частности, была затронута тема международного транспортного коридора «Север-Юг» и проблемы его недозагрузки- как технологические, так и экономические.
Кроме того, на примере кейса со строительством железнодорожных участков на севере Уральского региона Коротчаево-Надым-Салехард-Обская, было показано, как строящиеся линии меняют географию грузопотоков, в том числе перевозки по уже существующим линиям и обратил внимание на ряд проблем, которые возникают при прогнозировании и разработке подобных проектов.
В заключительной части доклада, А.А.Замковой коснулся вопросов методологии прогнозирования грузопотоков на основе межотраслевого баланса.
В качестве оппонента выступила Руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр», Председатель научно-технического совета Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» д.т.н., профессор Алевтина Григорьевна Кириллова. Её доклад назывался «Транспортные коридоры и их влияние на транспортно-экономические связи».
Она в частности, отметила, что главными целями политики пространственного развития регионов в отношении развития транспортной системы должны стать следующие: обеспечение эффективного функционирования элементов международных и внутрироссийских транспортных коридоров, реализующих ресурс “транзитности” региона, улучшение связи сельских районов с основными транспортными центрами и коммуникациями, развитие более экологически безопасных видов транспорта и ликвидация "недостающих звеньев цепи" и барьеров, в частности, там, где они ведут к изоляции определенных территорий или препятствуют связям между главными и региональными и/или местными транспортными сетями. Так же, она прокомментировала причины недозагрузки МТК «Север-Юг», отметив, что помимо тарифа грузоотправителю требуются т.н. «бесшовные технологии», минимизирующие количество переволок между различными видами транспорта и транспортными средствами, а в этой области, в отношении МТК «Север-Юг» пока делается недостаточно, хотя, при этом отметила, что в принципе это перспективное направление для грузопотоков.
Так же все участники отметили, что работа Н.Э.Кульбаки представляет огромный интерес и пожелали автору дальнейших продвижений в исследовании этой темы.
В этот раз на семинар пришло меньше публики, чем обычно- примерно 20 человек, но небольшое количество слушателей компенсировалось «плотностью» вопросов. Вопросы носили профессиональный зачастую узкоотраслевой характер и касались зачастую каких-то конкретных инвестиционных проектов по строительству тех или иных участков железных дорог или подходов к тем или иным географическим кластерам.
В дискуссии приняли участие представители отраслевой науки, экспертного сообщества, транспортного бизнеса, в т.ч. партнёр "AT Kearny" Е.В.Богданов, д.э.н., Президент Национальной ассоциации транспортников Г.Е.Давыдов, к.э.н. директор ИПЦиРЕМ И.А.Долматов, д.э.н. проф. РУТ (МИИТ) Д.А.Мачерет, проф. Кафедры управления логистической инфраструктурой ВШЭ, д.т.н. В.П.Клепиков, вице-президент Международной Ассоциации логистического бизнеса Г.Л. Крутоног, директор по развитию ООО «Спецконтейнер» И.И.Матросов, зам. начальника Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Н.Б.Михайлова, к.э.н. доцент РУТ (МИИТ), эксперт НИУ ВШЭ Ф.И.Хусаинов, а так же представители транспортных компаний, аспиранты и студенты, присутствующие в аудитории.
В конце семинара, по традиции докладчикам была вручена книга. На этот раз, в связи с тем, что накануне был деньпамяти Егора Гайдара (10 лет со дня его смерти) это была книга Егора Гайдара "Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории". А участники семинара, которых выбрали докладчики получили в подарок по экземпляру книги А.Колесникова "Идея университета", посвящённой истории создания и становления Высшей школы экономики.
Текст: Фарид Хусаинов
Фото: Фарид Хусаинов
Презентация доклада на тему «Транспортные коридоры Советского Союза накануне Второй мировой войны и после нее»
Презентация доклада на тему «Тенденции изменения транспортных коридоров с учётом динамики транспортно-экономических связей»
Презентация «Транспортные коридоры и их влияние на транспортно-экономические связи»
Дополнительные материалы доступны по ссылке:
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.