Салтанова Светлана Васильевна
В воскресенье 9 апреля после долгой и продолжительной борьбы с тяжёлой болезнью ушла из жизни Светлана Салтанова — редактор научно-образовательного портала IQ.HSE, журналист, писатель, поэтесса, исследователь судьбы и творчества Марины Цветаевой.
Светлана родилась в Забайкалье 23 января 1974 года. Окончила исторический факультет Читинского государственного педагогического института им. Н.Г. Чернышевского (ныне Забайкальский государственный университет). С юности писала стихи и увлекалась творчеством Марины Цветаевой. В 1998–2004 годах работала в газете «Забайкальский рабочий» в качестве корреспондента, руководителя отдела, главного редактора областной «Молодёжной Газеты». Параллельно писала стихи, выпустила поэтический сборник «Молодость», становилась победителем и лауреатом межрегиональных журналистских конкурсов и фестивалей.
В 2004 году Светлана переехала в Москву. В течение нескольких лет занималась журналистикой, редакторской работой, аналитикой и исследованиями в области медиабизнеса и СМИ. С 2016 года начала работать в качестве редактора портала IQ.HSE Высшей школы экономики. Писала материалы о научных работах учёных Вышки.
Однако призванием и главным делом своей жизни Светлана считала исследование темы сохранения наследия Марины Цветаевой, в творчество которой оставалась по-настоящему влюблённой всю жизнь. В начале 2010-х она задумала большой труд — написать книгу о том, какой путь прошло поэтическое наследие Цветаевой, каким образом оно сохранилось, а потом стало доступным советскому читателю в условиях жёсткой цензуры. В течение многих лет Светлана по крупицам собирала материалы, работала в архивах, брала интервью у людей, которые были связаны с историей сохранения творческого наследия поэтессы.
В 2015 году при поддержке Дома-музея Марины Цветаевой вышло в свет первое издание книги «Марина Цветаева. Возвращение: судьба творческого наследия поэта на фоне советской эпохи 1941–1961 годы». Эта работа — синтез художественного и научного. В ней Светлана Салтанова проявила себя как талантливый журналист, писатель, историк, исследователь и специалист по творчеству Марины Цветаевой.
Спустя некоторое время Светлана, в сотрудничестве со старшим научным сотрудником Дома-музея Марины Цветаевой — Галиной Данильевой и при поддержке Дома-музея, решила реализовать ещё один проект — двойной CD-диск «Марина Цветаева. Примите как чудо» с ответами на самые актуальные вопросы о личности поэтессы, а также с записями её стихотворений разных лет и знаменитой «Поэмы конца».
«Весь прошлый год жила/болела записями в студии и магией цветаевских текстов. В этом — не то чтобы выздоровела (возможно ли?), но — выдохнула: сделано. Сделан», — писала Светлана на страницах своего паблика «ВКонтакте» в апреле 2018 года.
Сделала, выдохнула — и после завершения двух этих проектов Светлана пришла к идее — написать книгу об Ариадне Эфрон, дочери Марины Цветаевой, которая всю свою жизнь, после многих лет лагерей и ссылок, посвятила сохранению материнского наследия. И снова — работа в архивах, сбор материалов и неожиданные открытия.
Тяжёлая болезнь не дала довести этот проект до конца. Однако Светлана успела написать и опубликовать на страницах IQ.HSE серию материалов о результатах своих предварительных исследований и открытиях, сделанных в процессе работы в архивах.
Несмотря на то что Светлана была увлечена проектами вокруг творчества Марины Цветаевой, она по-настоящему любила свою работу в НИУ ВШЭ — писать научно-популярные тексты об исследованиях и общаться с учёными Вышки. Светлана всегда очень ответственно подходила к освещению результатов научных работ, к поиску интересных тем, бережно относилась к любой информации и никогда не была безразличной к тому, что делает.
Светланы Салтановой не стало в 49 лет. Примерно в этом же возрасте (не дожив месяц с небольшим до 49) завершила свой земной путь Марина Цветаева. Будучи очень наблюдательным, внимательным и вдумчивым человеком. Однажды она написала про ещё одну известную личность — Эммануила Казакевича — писателя, поэта, переводчика, принимавшего участие в возвращении наследия Марины Цветаевой. «В 1956-м, проезжая Чистополь, Эммануил Казакевич отметил в дневнике: “Здесь жили в эвакуации писатели и их семьи… Здесь бедствовала одинокая Марина Цветаева. Скоро будем в Елабуге, где она повесилась, бедная. О ней я ещё напишу”. Писать начал в конце 50-х. Повесть под рабочими названиями “Плавучий остров”, “Поразительное отсутствие доброты”, “Московская повесть” останется незавершённой. В сентябре 1962-го Эммануил Казакевич умрёт от рака. В год своего 49-летия, в том же возрасте, что Марина Ивановна».
Светлане исполнилось 49 в начале 2023 года, весной 2022 года у неё диагностировали онкологическое заболевание, и её книга об Ариадне осталась незавершенной... «Жизнь поэта не заканчивается физической смертью: он здесь, пока его помнят и читают», — писала Светлана в своей книге. А ещё она любила вспоминать цветаевское «Когда человек в конце письма подписывается Ваш, я считаю, что он мой. Таково моё отношение к слову». Светлана относилась к слову точно также, и её жизнь не закончилась физической смертью…
Одно из её стихотворений, написанное в 2015 году, — словно пожелание остающимся в земной жизни:
Ты — живой
Как по лезвию.
Но полезно ведь
Не выписывать жизни счёт,
А пусть ранами от порезов
Понимать: ты живой ещё.
Не обиды в копилку складывать
С замиранием над судьбой.
Ты — живой, а живому надо ведь
Укрощать строптивую боль.
В сердце трещина.
Померещился
День последний в календаре.
Но ты жив, потому тебе ещё
Остаётся храм на заре.
Чистый звук в тишине послышался,
С куполами в небо ушёл.
Ты — живой, а живому дышится
Ранним утром так хорошо!
Светлана Салтанова, сентябрь 2015
Ольга Соболевская, редактор IQ.HSE
Светлана Салтанова была очень цельным, принципиальным, убеждённым человеком. Это важное достоинство, которое иногда осложняет жизнь, но возвышает человека. Такой она и была — человеком высокой души.
Воля, целеустремленность, осознание значимости своего дела — всему этому можно было учиться у Светланы. Она была уверена во всём, что делает, и это всегда убеждало других. Сила её личности была неоспоримой.
Исследованию дара и трагедии Марины Цветаевой она во многом посвятила жизнь, и это был настоящий подвиг — очень ранние подъёмы, труд, работа с архивными документами, расшифровка сложных почерков. Это вдохновляло и восхищало. Света была евангелистом творчества Цветаевой, верным хранителем её наследия.
В IQ.HSE у Светы была особая ниша — она писала преимущественно об экономике. И делала экономику человечной, крайне интересной, интригующей сферой. Если она писала об истории — то и история говорила с нами живым, не архивным, человеческим языком. Её тексты всегда были личностно окрашены, поскольку она относилась ко всем материям серьёзно, с глубоким чувством. Равнодушие — это не про неё. Она всегда болела за общее дело, за журналистику, за качественный нарратив. Такой она и останется в памяти — смелой, целеустремленной, преданной делу и очень одарённой.
Марина Селина, редактор IQ.HSE
Преданность — делу, любимым людям, способность к самотрансценденции, самопожертвованию и настоящей, искренней дружбе — всё это характеризовало Светлану. Она была настоящей и честной во всём. И она любила и ценила эту жизнь.
Однажды, когда уже вышло одно из изданий её книги, она сказала мне: «Я чувствую, что прожила эту жизнь со смыслом». На тот момент ещё проживала… Я видела, как она загоралась новыми идеями: будь то книга, творческий проект или идея текста для IQ.HSE, и как она реализовывала свои идеи — даже когда времени жизни оставалось очень мало. Она продолжала работать столько, сколько могла. И, несмотря на тяжёлое заболевание, оставалась преданной работе, творчеству, близким и любимым людям.
Мне казалось, что она всегда знала про смысл своей жизни, интуитивно чувствовала. В 2004 году, переехав в Москву, ни секунды не сомневалась в том, что так было правильно — как потом уже стало понятно, в том числе и ей самой: близко к архивам, местам, с которыми была связана Марина Цветаева. Своё творчество она воспринимала как служение. И оно было, с одной стороны, служением по сути своей — чем-то словно заданным свыше, от слова «задание» — её земное задание. А с другой — свободой и путём, который требовал упорного труда, смелости, преодолений и безусловно — любви.
Будучи очень одарённым и талантливым человеком, она оставалась скромной, чуткой, готовой всегда прийти на помощь. Она могла бы ещё многое сделать и хотела, стремилась к этому, но судьба почему-то распорядилась иначе…
Даниил Кузнецов, шеф-редактор IQ.HSE
Так случилось, что мне впервые в жизни приходится провожать своего сотрудника и коллегу в последний путь. Это очень тяжёлые чувства и странное самоощущение. Вместе со Светланой мы проработали три года, и теперь я очень рад, что в декабре 2021 откликнулся на её несколько робкое предложение опубликовать серию материалов об Ариадне Эфрон на страницах IQ.HSE. К сожалению, завершить о ней книгу Свете не хватило времени, однако сделанные ею открытия всё равно доступны массовому читателю и станут своеобразным духовным памятником.
Света была большим профессионалом, её отличало умение видеть суть, основные мысли и ключевые точки любого текста. Это позволяло ей с лёгкостью превращать огромные аналитические доклады в просто, ясно и лаконично написанные научно-популярные материалы, доступные любому читателю. Даже обнаруженная болезнь, операция, осложнения и тяжёлое лечение не выбили её из колеи. Она писала и помогала редакции пока могла, очень долгое время скрывая само наличие заболевания.
В нашей памяти Света останется человеком с огромным личным достоинством, честностью перед другими, обусловленной в первую очередь абсолютной честностью перед собой, высокими внутренними стандартами в работе и профессиональных отношениях, преданностью своему призванию и важнейшему делу всей своей жизни. Светлая память!
Oбразование
Достижения и поощрения
- Благодарность директора по связям с общественностью НИУ ВШЭ (декабрь 2018)