Карроль (Добрякова) Мария Сергеевна
- Главный эксперт: Институт образования / Лаборатория проектирования содержания образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 21 год.
Oбразование и учёные степени
Достижения и поощрения
Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2024, дополнительно отмеченная работа
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
- Почетное звание "Почетный работник сферы образования Российской Федерации" (август 2017)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2016)
- Благодарность Высшей школы экономики (январь 2015)
- Почетный знак II степени Высшей школы экономики (сентябрь 2014)
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (ноябрь 2012)
- Благодарность Высшей школы экономики (апрель 2010)
- Благодарность Высшей школы экономики (октябрь 2009)
- Премия Правительства РФ в области образования (декабрь 2008)
- Благодарность Высшей школы экономики (октябрь 2007)
Исследовательские проекты
- Мониторинг скрытой революции в школьном образовании (2020-2022 гг.) — руководитель. Выполнялся в партнерстве с консорциумом ICo-FACT (International Consortium on Families and Community in the Time of Covid-19)
- Ключевые компетенции и новая грамотность (2017-2020) — руководитель.
- Формирование программы исследований в области социально-экономических и гуманитарных наук, направленных на повышение эффективности научно-технологической сферой (2014)
- Рейтинг качества приема в российские вузы (2009 - наст. вр.) — руководитель
См. ежегодные доклады по материалам проекта. - Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний (2009 — 2011) — (со)руководитель. См. краткое описание проекта.
Конференции и семинары
Dobryakova M., Froumin I. Higher Engineering Education in Russia: Incentives for Real Change // International Academic Symposium on Higher Education Finance. Пекин (Китай), 7 ноября 2009 г.
Добрякова М. Что говорит ЕГЭ о распределении студентов по вузам // Семинар Института развития образования ГУ-ВШЭ. 20 октября 2009 г. презентация
Dobryakova M., Froumin I. Higher Engineering Education in Russia: Incentives for Real Change // European Conference on Educational Research. Вена (Австрия), 27-29 сентября 2009 г. презентация
Dobryakova M., Froumin I. Higher Engineering Education in Russia: Incentives for Change // X Международная научная конференция ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. 7-9 апреля 2009 г.
Опыт работы
2003 – 2006: Независимый институт социальной политики, директор публикационной и грантовой программ
2000 – 2002: Московское представительство Фонда Форда, администратор программы "Высшее образование и социальная политика"
Информация*
- Общий стаж: 29 лет
- Научно-педагогический стаж: 21 год
Уроки агентности, или как научить детей играть по своим правилам?
Чтобы добиться успеха в жизни, оказывается, мало просто иметь знания и умения. В нашем быстро меняющемся мире нужна еще одна способность. Ученые называют ее «агентностью». Но чем она отличается от обычной самостоятельности? И как развить оба эти важные качества? Этот вопрос эксперты обсудили на открытом семинаре.
Ученики они дрожащие, или право имеют? Путь к высокой мотивации учеников лежит через автономию и влияние на учебный процесс
Низкая учебная мотивация у школьников — не врожденная особенность, а следствие чрезмерного контроля со стороны учителей и родителей. Об этом пишут Мария Добрякова и Олеся Юрченко в новом выпуске журнала «Вопросы образования».
Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании
Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».
Свобода лучше несвободы: опыт и профессия родителей влияют на самостоятельность детей
Когда семьям приходится заменить собой школу, они прибегают к двум абсолютно разным тактикам. Одни копируют школу во всем и устанавливают тотальный контроль над детьми, другие предоставляют свободу и мотивируют детей учиться самим. Эксперты Инобра изучили, от чего это зависит. Оказывается — от профессий родителей: чем больше рутины в их работе, тем больше неэффективного контроля над детьми. Доход и социальный статус на это не влияют.
Проектам в школе не хватает времени: развивать креативность мешает перегруженность программы
Креативность не очень развивается в школе, потому что задача этого института — передавать знания, а не поощрять оригинальные идеи. Но что делать, если это качество необходимо в жизни, а теперь и в школе — судя и по действующим ФГОСам, и по последней версии международного исследования PISA. Надежда Авдеенко описывает один из способов развивать креативность — обучение через проекты. На материале фокус-групп со 144 учителями Московской области она выяснила, что мешает школе перейти на «проектные» рельсы. Эмпирическое исследование проводилось под руководством Марии Добряковой.
ChatGPT поставил школу между адом и раем: воевать с искусственным интеллектом бесполезно, надо учиться с ним жить
Всё новое пугает, а новые возможности генеративного искусственного интеллекта пугают многих вдвойне. Только и слышно, что авторы текстов и изображений останутся без работы, а системе образования грозит тотальный обман со стороны учеников, освоивших ChatGPT. В этом смысле вторничный семинар Инобра был похож на сеанс разоблачения магии: разобрали, что конкретно умеет и не умеет генеративный AI и как его можно использовать в образовании сейчас. Что там будет дальше, неизвестно: в конце семинара Мария Добрякова процитировала Виктора Цоя, «Наше будущее туман». Но, по крайней мере, ни «ада», ни «рая» сейчас ChatGPT еще не обещает.
Студентов измеряют вдоль и поперек: на что способна психометрика в сфере высшего образования
В стандарты подготовки студентов всех направлений входят так называемые универсальные компетенции. К ним относятся критическое мышление, коммуникация, проектная работа, экономическая грамотность... Соответственно, вузы должны не только формировать, но и оценивать эти компетенции. Но здесь подвижек нет: ни экзаменов по критическому мышлению, ни зачетов по коммуникации не появилось. Что может предложить современная наука? Это обсуждали на очередном семинаре «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», который проводится МГППУ и Инобром.
Пока специалисты могут предложить инструменты измерения двух компетенций — критического мышления и универсальной грамотности. Оба разработаны Центром психометрики и измерений в образовании совместно с факультетом экономических наук Вышки, оба опробованы пока на студентах ВШЭ, но могут применяться и в других вузах. Разработчики рассказали, как устроены эти инструменты.
Качество приема в российские вузы в 2021 году: в России выросла доступность высшего образования
Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России представила результаты мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2021 году. Исследование ведется научным руководителем НИУ ВШЭ, руководителем направления Института образования НИУ ВШЭ к.э.н. Ярославом Кузьминовым и главным экспертом Института образования НИУ ВШЭ Марией Добряковой.
Разрыв коммуникации
На дистанте всем было трудно не только с непривычки или по техническим причинам. Проблемы лежат глубже: школа и ученик говорят на разных языках. Это касается и модели общения педагога с детьми, и того, как написаны учебники. Но главное – устарели представления школы о мере самостоятельности детей, о том, что они могут, а что не могут решать сами. Такие выводы делают эксперты Инобра Мария Добрякова и Олеся Юрченко в докладе «Дистанционное обучение в школе: три уровня коммуникативных трудностей».
Дистант проявил новую грань неравенства
Насколько успешно ребенок адаптируется к онлайн-учебе – зависит от профессионального опыта родителей. Такой вывод делают Мария Добрякова, Елизавета Сивак и Олеся Юрченко в очередном бюллетене в серии Мониторинга экономики образования. Авторы назвали характер профессиональной деятельности родителей фактором неравенства в образовании – не менее важным, чем доход семьи, качество интернета или наличие электронных устройств.
Зубрёжка «рассыпает» школу
Что ждет школу после дистанта — обсуждают эксперты Инобра, школ, вузов, общественных движений. Сегодня началось первое всероссийское совещание для педагогов «Августовка Учи.ру. Главное событие перед стартом нового учебного года», которое продлится два дня. К нему всё ещё могут присоединиться все желающие — совещание идёт в онлайне.
Оценить «масштаб бедствия»
Как начинать новый учебный год в младшей школе — обсудят эксперты образовательной сферы, учителя и родители. 13 и 14 августа пройдет всероссийское совещание «Августовка Учи.ру», на котором выступят специалисты Инобра ВШЭ и других профильных организаций, победители педагогических конкурсов. Обсудят последствия пандемии для школы, рекомендации Роспотребнадзора, перспективы дистанта в новом учебном году. Одной из главных тем станет адаптация школьников после каникул и ликвидация пробелов в их знаниях. Все желающие могут присоединиться к участию в совещании — оно пройдет онлайн.
Чтобы измениться, российской школе нужно новое понимание целей
Менее половины российских учителей считает, что школа в принципе должна научить применять полученные знания в повседневной жизни. Учителя математики оказались наиболее консервативными в вопросах развития у детей критического мышления. В сельских школах активнее развиваются формы самостоятельной работы учеников, нежели в городских. Это лишь часть выводов, к которым пришла группа ученых Института образования НИУ ВШЭ по итогам большого исследования взглядов педагогов и родителей на развитие у детей современных навыков наряду с предметными знаниями.
8-я встреча Международной рабочей группы проекта «Образование-2030» ОЭСР в Париже
29-30 октября 2018 года в Париже прошла 8-я встреча Международной рабочей группы проекта «Образование-2030» ОЭСР. Россию представляла Мария Добрякова, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, национальный координатор проекта "Образование-2030".
Открытие I Международной летней школы для учителей
2 июля 2018 года, состоялось торжественное открытие I Международной летней школы «Новые инструменты и технологии в образовании». В первый день выступали два ключевых спикера: Добрякова Мария Сергеевна и Чернобай Елена Владимировна.
Сотрудники ВШЭ получили награды, приуроченные к юбилею университета
Они награждены за заслуги в профессиональной деятельности, многолетний плодотворный труд и в связи с 25-летием со дня образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Канадские школы: поддержка учителей и вовлечение родителей
В ноябре эксперты Института образования НИУ ВШЭ и Московского городского педагогического университета, работающие над проектом «Ключевые компетенции и новая грамотность», изучали опыт школьного образования в канадской провинции Онтарио, которая выделяется одновременно высоким качеством образования и его широкой доступностью.
"Грамотность — это про коммуникацию"
23-25 октября 2017 года в Париже прошла 6-я неформальная встреча Рабочей группы программы "Образование-2030" ОЭСР.
Новые возможности для магистров Инобра
В следующем учебном году в Институте образования НИУ ВШЭ и в сотрудничестве с ним будут созданы несколько новых центров и лабораторий, в том числе с участием международных специалистов. Для магистрантов Института это означает увеличение количества мест для практики.
В России впервые составлен рейтинг детских лагерей отдыха
23 марта в Вышке состоялась презентация Всероссийского рейтинга представления загородных детских лагерей. Он даст оценку состояния сферы детского отдыха в России и станет источником практической информации для семей.
Фестиваль ВШЭ «Школьный двор»: книги, лекции, интересные гости
12 сентября Высшая школа экономики проводит Книжный фестиваль «Школьный двор».
Технологическое обновление: «скрытые» зоны роста
Как ускорить инновационное развитие России? Какие меры позволят координировать появление новых технологий с решением социально-экономических проблем? Какими способами можно стимулировать создание и внедрение инноваций в регионах? Этим и другим аспектам научной и инновационной политики посвящены статьи свежего номера журнала «Форсайт» (2015, т. 9, № 1).
Экономическая социология: классический подход к переводу
В Высшей школе экономики состоялась презентация книги «Классика новой экономической социологии», завершившей серию переводных публикаций, которую в течение почти пятнадцати лет вели редакция журнала «Экономическая социология» и Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ.
Вышка отметила заслуги своих сотрудников
На заседании Ученого совета ВШЭ 31 октября пяти сотрудникам университета были вручены Почетные знаки Высшей школы экономики.
Высокий спрос на образование в странах БРИК обусловлен неуважением к ручному труду
16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ состоялась презентация книги «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?», вышедшей в Издательском доме ВШЭ на русском языке (на английском книга вышла год назад в издательстве Стенфордского университета). Участники мероприятия обсудили тенденции развития высшего образования.
33 миллиона
Столько молодых людей примут на первый курс китайские университеты в 2020 году. Эти и другие интересные данные приведены в книге «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?», вышедшей в Издательском доме Высшей школы экономики на русском языке (на английском книга вышла год назад в издательстве Стэнфордского университета).
Началось обновление интернет-портала ВШЭ
Портал ВШЭ начинает постепенно меняться, самые заметные перемены коснутся навигации по порталу и дизайн-концепции. Публикуем презентацию и видеогайд, которые позволят больше узнать о новой версии.
Система образования: выгодно ли быть «котом в мешке»?
27 июня Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела в Высшей школе экономики общественные слушания, посвященные формальной и реальной открытости в сфере образования.
Для пишущих, любопытных, настойчивых
Портал Высшей школы экономики приглашает к сотрудничеству коллег по университету, имеющих склонность и способности к журналистике.
Качество приема в государственные вузы
В этом году ВШЭ и РИА Новости в рамках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» по заказу Общественной палаты России провели мониторинг качества приема государственных вузов России.
Узнай, в какой вуз ты можешь поступить
В рамках проекта «Социальный навигатор» Высшая школа экономики и РИА Новости подготовили калькулятор выбора направления подготовки и вуза. Зная свои баллы ЕГЭ, абитуриент может узнать, каковы его шансы поступить в тот или иной российский государственный вуз как на бюджетное, так и на платное место.
Портал +1
20 января произошло планируемое, но, как всегда в подобных случаях, неожиданное событие: у директора по порталам Вышки Марии Добряковой родился сын.
ЕГЭ и прием в вузы
2 сентября в пресс-центре РИА Новости состоялась пресс-конференция «ЕГЭ и прием в вузы — 2010», на которой были представлены результаты проведенного ГУ-ВШЭ исследования среднего балла ЕГЭ первокурсников, зачисленных в российские вузы в этом году.
Рейтинг прозрачности сайтов вузов: второй промежуточный срез
Летом 2010 года Общественной палатой России и «РИА Новости» в рамках совместного проекта «Показатели качества вузов» проводился мониторинг прозрачности сайтов российских вузов для абитуриентов. Руководитель исследования — Мария Добрякова.
Обращен ли вуз к абитуриенту?
Подведены промежуточные итоги мониторинга прозрачности для абитуриентов сайтов российских вузов, который по заказу Общественной палаты РФ проводят совместно Высшая школа экономики и Российское информационное агентство «Новости». Об этом 15 июля было сообщено на пресс-конференции в агентстве.
«Качественные изменения никому не нужны»
1 июня состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ. С докладом «Негативная стабильность в российском высшем образовании» выступил и.о. проректора ГУ-ВШЭ, научный руководитель ИРО Исак Фрумин.
«Несуществующие» детсады и рутина в вузах
8 апреля в рамках XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества прошли сессии «Образование и общество» и «Социальные аспекты профессионального образования».
«Волнуемся о судьбе статистики»
5 марта на заседании Ученого совета Высшей школы экономики были подведены итоги работы так называемой группы кадрового резерва ГУ-ВШЭ в 2009 году, принято решение о создании новых структурных подразделений университета, скорректирован порядок перехода студентов с платного на бесплатное обучение.
ЕГЭ: уровнемер системы образования
25 ноября в Высшей школе экономики в рамках цикла встреч «Экономическая политика в условиях переходного периода» состоялся семинар «ЕГЭ: введение нового института». Добавлена видеозапись
Российские вузы игнорируют возможности Интернета
3 июня в ГУ-ВШЭ прошло публичное обсуждение темы «Международный рейтинг сайтов высших учебных заведений Webometrics и анализ позиций российских вузов». Публикуем видеозапись.
Количество мест за столом ограничено
О новых членах Ученого совета ГУ-ВШЭ, вошедших в его состав по решению конференции научно-педагогических работников, других сотрудников и студентов Вышки 24 марта, рассказывает ученый секретарь Наталья Савельева.
Образовательные ресурсы России
11 марта состоялось вручение премии Правительства РФ 2008 года в области образования. Среди награжденных и сотрудники Высшей школы экономики — первый проректор Вадим Радаев и директор по порталам Мария Добрякова.
Забирая рынок у экономистов
4 июня в Вышке состоялась презентация книги, изданной под редакцией Вадима Радаева и Марии Добряковой. Книга называется "Анализ рынков в современной экономической социологии" и представляет собой сборник статей известных американских и европейских исследователей в данной области.
"Учебная конфета": итальянская сказка на русском языке, или О презентации книги Вильфредо Парето "Компендиум по общей социологии"
12 марта в Высшей школе экономики состоялась презентация книги Вильфредо Парето "Компендиум по общей социологии".
Антиплагиат: панацея или горькая пилюля
8 февраля в Высшей школе экономики состоялась презентация проекта "Антиплагиат", посвященная задачам и принципам работы данной системы, — прежде всего, речь шла об особенностях пакета "Антиплагиат. Вуз", созданного специально для российских университетов и доработанного под потребности ГУ-ВШЭ в 2007 г.
Демография, академические надбавки и репутация ГУ-ВШЭ
21 декабря состоялось очередное заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ.