Занадворов Владимир Самуилович
24 ноября 2004 года ушел из жизни замечательный человек и прекрасный преподаватель Владимир Самуилович Занадворов — кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и экономики общественного сектора.
Владимир Самуилович был одним из тех, кто в 1993 году пришел в только что основанную Высшую школу экономики, чтобы вместе с коллегами построить российский вуз нового типа. Сначала он преподавал математику и эконометрику, а с 1994 года и до последних дней своей жизни разрабатывал и преподавал новаторские для нашей страны курсы по проблемам экономики города, государственных и муниципальных финансов. За эти годы В.С.Занадворов подготовил и опубликовал два учебника, завоевавших широкое признание, третий сейчас готовится к изданию.
Многие наши выпускники и студенты с гордостью считают себя его учениками.
Мы запомним Владимира Самуиловича как увлеченного своим делом, разностороннего, эрудированного человека, доброжелательного, неравнодушного к своим коллегам и ученикам.
Л.И. Якобсон
В. Ю. Дашевский, историк
О друге детства
Владимир Самуилович Занадворов для меня был просто Володей — школьным товарищем, другом детства. Наша дружба продолжалась 50 лет — с первого класса и вплоть до его безвременной кончины в ноябре 2004 года. Ему было тогда 57 лет. Последние годы жизни он мужественно противостоял неизлечимой болезни. Свою научную и педагогическую работу в Высшей школе экономики он продолжал, в самом прямом смысле слова, до последнего дня.
Учились мы с ним на Урале, в городе Магнитогорске. В школьные годы Володя обратил на себя внимание учителей математическими способностями, а также интересом к истории и литературе. Став призером всесоюзной математической олимпиады, он еще девятиклассником был переведен на учебу в Москву, в созданную академиком Колмогоровым школу-интернат для математически одаренных учеников. Затем он с отличием окончил мехмат МГУ, но посвятить себя «чистой математике» не захотел: сказался его давний интерес к общественным, гуманитарным наукам, к общественной и политической жизни в самом широком смысле слова. Став кандидатом экономических наук, он успешно работал в Институте мировой экономики и международных отношений РАН, в Институте Генплана г. Москвы, а затем стал доцентом Высшей школы экономики, где плодотворно занимался новой тогда научной дисциплиной — экономикой города. Пригодились его математические знания, интерес к гуманитарным наукам, свободное владение английским и французским языками.
Володя на всю жизнь сохранил интерес к проблемам истории, философии, культурологии. Он всегда старался разобраться в разноголосице мнений, узнать правду и, как писал Б.Л. Пастернак, «дойти до самой сути» (творчество Б.Л. Пастернака Володя хорошо знал и высоко ценил).
Мне не раз доводилось обсуждать с Володей самые различные вопросы, относящиеся к исторической и религиозно-философской проблематике. Мы много спорили. Мой друг обладал обширной эрудицией, цепкой памятью и незаурядным талантом полемиста. Но прежде всего его отличала интеллектуальная честность, умение слышать и слушать собеседника, воспринимать его доводы и соглашаться с ним, если тот мог доказать свою правоту. В беседах и спорах с такими людьми, как Володя, действительно, рождается истина.
В нелегкие 90-е годы Володя был среди тех, кто стремился сделать нашу страну по-настоящему свободной и демократической. Мы с ним вместе участвовали в массовых митингах и демонстрациях начала 90-х, регулярно приходили на выборы, поддерживали, как могли, демократические силы России.
И вот теперь его нет… Но недаром сказано, что человек жив, если его помнят. Вспоминая Володю, наши с ним беседы, я всегда думаю, как бы он оценил нынешние события, что бы сказал о проблемах, что волнуют нас сегодня. И это помогает мне найти правильное решение.
Володя с женой Ирой создали прекрасную семью, вырастили двух дочерей, у него — пятеро внуков! Пусть будут счастливы они!
И Володя всегда будет с нами…