Хоружий Сергей Сергеевич
22 сентября не стало известного ученого, научного руководителя Центра синергийной антропологии Института образования Сергея Сергеевича Хоружего. Своими воспоминаниями о нем делится профессор Школы востоковедения Евгений Семенович Штейнер.
Не будет большой натяжкой назвать Сергея Сергеевича l’uomo universalе – он был физиком-теоретиком, математиком (докторская об алгебраической квантовой теории поля), философом и теологом, а также был широко известен как переводчик («Улисса» Джойса!). Сергей Сергеевич был одним из немногих оригинальных религиозных философов наших дней: начав с изучения аскетической практики восточно-христианского исихазма, он пришел к построению собственного философского-религиозного учения о природе человека – синергийной антропологии.
А ведь ничто в его биографии и происхождении не предвещало этого. Глядя на судьбу Хоружего, воочию видишь, как 20 век порождал, убивал, испытывал и перепахивал тех, кому выпало в нем родиться. Родители Сергея были квинтэссенцией советского человека: отец – летчик, мать – участница Гражданской войны с 16 лет, организатор комсомола, провела годы в тюрьмах панской Польши и сталинского СССР. Родив осенью 41-го сына, оставила его родственникам и отправилась на оккупированную территорию руководителем диверсионной группы, схвачена и казнена в 1942 году. Посмертно – одна из героинь советского мифа, Герой Советского Союза, именем которой называли улицы и пионерские дружины. Трудно сказать, как это все сказалось на Сергее – помню, в начале знакомства он рассказывал историю незнакомой ему матери-героини немногословно и нейтрально.
В начале шестидесятых, во времена физиков и лириков, Хоружий был физиком – да еще в знаковой тогда области – квантовой. Но достигши изрядных успехов в физике, он, как и немало физиков тех лет, замерзающей оттепели и начала застоя, задумался о нематериальной природе человека. Я знаю несколько физиков, ставших тогда, в 70-е, священниками; Сергей Сергеевич стал философом-богословом. Он был поразительно начитан и в патристике, и в новой русской религиозной философии – П. Флоренского, С. Булгакова, Л. Карсавина, А. Лосева. В постсоветское время он стал научным редактором изданий их трудов, а также председателем Комиссии по распространению их философского наследия.
Пожалуй, главным в собственном философском наследии Хоружего является учение синергийной антропологии – о том, что человек есть совокупность энергий: внутренней, от «умного делания» возникающей, и внешней, от сверхприродного «внеположного истока» идущей навстречу для акта онтологической трансформации. Сочетание – синергия – потоков этих энергий ведет к преодолению «антропологической границы», к теозису.
Для разработки теории синергийной антропологии Сергей Сергеевич создал в конце 2005 года Институт синергийной антропологии, куда пригласил меня сотрудником. Вышло это случайно.
Я тогда ненадолго приехал в Москву после многих лет отсутствия и позвонил ему, передавая привет от старой знакомой. Сергей Сергеевич заинтересовался, пригласил в гости (тогда еще в малую квартирку близ Речного вокзала). В разговоре выяснилось, что его идеи мне отнюдь не чужды – занимаясь проблемами сатори (духовного преображения) и особенностями стяжания и передачи духовного опыта в дзэн-буддизме, я знал, что идея встречи энергий – одна из ключевых в этой традиции. Правда, я в итоге сформулировал это как «теозис без трансцендентности», о чем мы с Хоружим много беседовали и спорили.
Тогда, при первой встрече (ему было 64 года), Сергей Сергеевич сказал, что важной, хотя и не слишком обременительной по объему, частью работы Института должно стать преподавание – годы идут, пора думать о школе и смене. Сам я и про школу, и про смену думал весьма скептически – около того времени я разговаривал с Вячеславом Всеволодовичем Ивановым о том, что было бы здорово открыть школу востоковедного искусствознания, и тот отнесся к этой идее как к практически несбыточной, но перспективы синергийной антропологии меня захватили, и я с радостью согласился.
Мы довольно плодотворно сотрудничали несколько лет (чему лишь немного мешало то, что преимущественно я пребывал в Манчестере, а потом в Лондоне), я даже прочел какой-то спецкурс в Вышке про личность в дальневосточной традиции для записавшихся на программу синергийной антропологии ребятишек (дело было в здании в начале ул. Вавилова). Ученый секретарь ИСА Елена Леонидовна Иванова говорила потом, что студенческие рейтинги «зашкаливают», но к созданию школы (последователей, учеников) это, увы, не привело. Сергей Сергеевич и сам это с грустью несколько лет спустя мне говорил и сказал, что от обучения решил отказаться.
Но зато какие были роскошные семинары в ИСА! Сначала в здании Института философии на Волхонке, потом в здании Вышки на Потаповском... Кто там только не выступал – философы, психологи, богословы, переводчики, актеры психодрамы в стиле Гротовского, американские филологи (помню встречу с Робертом Бёрдом – г-ди, и он ведь умер недели две назад – молодой парень...) или практикующие гуру таинственных учений.
По материалам нашего проекта – исследования духовных практик Востока и Запада – я прочел пару докладов и участвовал в толстом томе «Фонарь Диогена» (2010 года) с витрувианским человеком на обложке. Работал два года и написал огромную статью (про дхарму) в сорок с чем-то страниц (ок. 3 п.л.). Сергей Сергеевич написал на эту же тему («Дзэн как органон») и, вероятно, за неделю – пятьдесят.
Работал Сергей Сергеевич фантастически много. Сдвоенный стол в его маленьком кабинете в Котельниках был плотно заставлен стопками книг, журналов, оттисков и распечаток. Работал он одновременно над несколькими текстами и работал до глубокой ночи, если не до утра. Я не раз останавливался у него в наездах в Москву и радовался, что не я один имею предосудительную привычку спать до полудня, а то и позже, раскачиваться к вечеру и работать ночами. Впрочем, Сергей Сергеевич на моей памяти так долго не раскачивался: где-то около часу-двух выходил в халате, переодевался к завтраку, час неспешного чаю с разговорами – и за работу. После позднего обеда с вином, о котором блистательно заботились на моей памяти Алла, трагически погибшая, а потом Валя – ночная смена.
Сергей Сергеевич мог разговаривать на любую тему. Об исихазме, любви, дзэне или Блуме. Тематика его публичных лекций поражала разнообразием. Помню, он говорил о божественном начале в человеке в холодном темном (сидели при свечах, закутавшись в одеяла) винном погребе – это было на еще неоткрытом «Винзаводе» для участников только намеченного тогда проекта Кулика «Верю».
Объем и скорость чтения Хоружего внушали трепет. О подаренной ему в последнюю встречу книжке Сергей Сергеевич написал через неделю, что сравнил ее с предыдущим изданием, отметил, как она стала лучше и стереоскопичней, и указал на маленькую ошибку во французском выражении, которое я привел с грамматически верным переводом, но вне контекста, а Сергей Сергеевич контекст знал – жизнь русских эмигрантов в Париже в 30-е – и указал на семантический нюанс.
Последней большой темой наших разговоров в сентябре-октябре минувшего года был Тибет и ваджраяна. Сергей Сергеевич задумал новый большой проект и говорил, что, похоже, в практике тибетского буддизма есть еще больше глубоких пересечений с исихией и тем, что исследует синергийная антропология, нежели в дзэн. Он просил меня о небольшом участии, я старался, но дело как-то буксовало. Не знаю, насколько он продвинулся. Говорил, что связи с китайскими коллегами помогали ему добратья до Лхасы и прямо Поталы. (Замечу, что эти же связи препятствовали участию в проекте некоторым тибетологам). Вот думал спросить, как идут дела, 5 октября. Увы...
В Тибете есть «Книга мертвых» – об этапах изменения сознания с момента смерти тела и в последующие 49 дней. Возможно, вот в эти дни Сергей Сергеевич эту книгу внечувственно познает. И/или соединился с тем, что он называл «внеположный исток».
Публикации23
- Статья S.S. Horujy. How to do without being, or the mechanics of the Lathon // Russian Studies in Philosophy. 2019. Vol. 57. No. 1. P. 70-96. doi
- Статья Sergey S. Horujy. The concept of neopatristic synthesis at a new stage // Russian Studies in Philosophy. 2019. Vol. 57. No. 1. P. 17-39.
- Статья S.S. Horujy. The two sorts of hesychast ethics // Russian Studies in Philosophy. 2019. Vol. 57. No. 1. P. 40-69. doi
- Статья Хоружий С. С. Другой – Чужой – Враг: антропология замыкания и ненависти // Фонарь Диогена: человек в многообразии практик. 2018. № 3-4. С. 11-39.
- Статья Хоружий С. С. Не-философия Франсуа Ларюэля меж Сциллой сциентизма и Харибдой зауми // Вопросы философии. 2017. № 2. С. 60-73.
- Книга Хоружий С. С. Социум и синергия: колонизация интерфейса. Каз. : Изд-во Казанского инновационного ун-та им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016.
- Книга Sergey S. Horujy. Practices of the Self and Spiritual Practices. Michel Foucault and the Eastern Christian Discourse. Cambridge : William B. Erdmans Publishing Company, 2015.
- Статья Кантор В. К., Пружинин Б. И., Лекторский В. А., Алешин А. И., Микешина Л. А., Бажанов В. А., Ермичев А. А., Лесур Ф., Мелих Ю. Б., Хоружий С. С., Щедрина Т. Г., Черняев А. В., Щедровицкий П. Г. Конференция – “круглый стол” “Философия России первой половины ХХ века” // Вопросы философии. 2014. № 7. С. 3-38.
- Глава книги Хоружий С. С. Темпоральность религиозного опыта // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина, Б. Мещеряков; науч. ред.: Т. Г. Щедрина. М. : РОССПЭН, 2011. С. 90-108.
- Статья Хоружий С. С. Духовно-культурные измерения новой концепции развития Всероссийского Выставочного Центра // Обсерватория культуры. 2010. № 5. С. 69-77.
- Статья Хоружий С. С. Неотменимый антропоконтур. 4.Философия Кьеркегора как антропология размыкания // Вопросы философии. 2010. № 6. С. 152-166.
- Статья Хоружий С. С. Переоценка всех антропоценностей (начало) // Филология и культура. 2010. № 1 (25)
- Статья Хоружий С. С. Переоценка всех антропоценностей (окончание) // Филология и культура. 2010. № 2 (26). С. 10-19.
- Книга Хоружий С. С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М. : Изд-во Института философии, теологии и истории Св. Фомы, 2010.
- Статья Horuzhy S. Karsavin as philosopher of personality // Studies in East European Thought. 2009. Vol. 61. No. 2-3. P. 97-104.
- Статья Хоружий С. С. Философия под антропологическим углом зрения // Философский журнал. 2009. № 2 (3). С. 22-38.
- Статья Хоружий С. С. Выступление на Круглом Столе «Русская философия: Энциклопедия». // Вопросы философии. 2008. № 9. С. 28-31.
- Статья Хоружий С. С. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. № 2. С. 10-31.
- Статья Хоружий С. С. Синергийная антропология. Томские лекции. Лекция1-2. // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 1. С. 54-89.
- Статья Хоружий С. С. Конституция личности и идентичности в древних и современных практиках себя // Вопросы философии. 2007. № 1. С. 75-85.
- Статья Хоружий С. С. Неотменимый антропоконтур. 3. Антиантропология классического немецкого идеализма (начало) // Вопросы философии. 2007. № 6. С. 114-129.
- Статья Хоружий С. С. Неотменимый антропоконтур. 3. Антиантропология классического немецкого идеализма (продолжение) // Вопросы философии. 2007. № 7. С. 113-126.
Учебные курсы
2015-2016 Основания православно-аскетической антропологии, Богословские курсы при Саввино-Сторожевском монастыре
2015 Хайдеггер плюс: философия Хайдеггера и ее выходы в проблематику современной мысли, НовГУ им. Ярослава Мудрого
2013 Синергийная антропология как неклассическая концепция человека, Пекинский университет (Китай)
2011 Становление нового антропологизма в европейской мысли XIX-XX вв., НовГУ им. Ярослава Мудрого
2011 Духовная практика как основа новой антропологии, Университет Сан-Пауло (Бразилия)
2009 Русская религиозная илософия, Пекинский педагогический университет (Китай)
2008 Духовная и культурная традиции в России, ГУ ВШЭ
2008 Философия Кьеркегора как антропология размыкания, НовГУ им. Ярослава Мудрого
2007 Мысль Византии: автохтонные концепты и оптика умозрения, ГУ ВШЭ
2006 Новая антропологическая реальность и принципы ее понимания, НовГУ им. Ярослава Мудрого
Краткие лекционные циклы в российских и зарубежных вузах
2013 Антропология духовных практик, Латвийская Христианская Академия (Рига, Латвия)
2011 Избранные главы православно-аскетической антропологии, Киевская Духовная Академия (Киев, Украина)
2005 Основания Восточно-христианского дискурса, Институт Китайско-христианских исследований (Гонконг, Китай)
Участие в редколлегиях научных журналов
1."Фонарь Диогена", международный антропологический журнал (ISSN 2410-0374), главный редактор, 2015—
2. "Визуальная теология", член Редакционного совета, 2019 —
3. "Человек RU", гуманитарный альманах (ISBN 978-5-7014-06470), научный редактор, 2008-2014
4. "Символ", журнал христианской культуры (ISSN 0222-1292), член редколлегии, 2007-2013.С 2006 по 2013 гг.: член редколлегии журнала «Символ. Журнал христианской культуры».
Публикации
По философии и теологии – 10 книг и более 150 статей.
По физике и математике – 2 книги и около 70 статей.
В области литературной критики – 1 книга и около 30 статей.
Многие работы по философии, физике, математике переведены на английский и другие языки, включая сербский, венгерский, китайский, корейский.
КНИГИ ПО ФИЛОСОФИИ
- Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. Москва, 1991. (издание на серб. яз.: Белград, 2002);
- После перерыва. Пути русской философии. С.-Петербург, 1994.
- Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. Москва, 1995.
- Феноменология аскезы. Москва, 1998.
- Философия и аскеза. Edwin Mellen Eds., Lewiston, NY, 1999.
- Миросозерцание Флоренского. Tомск,1999.
- О старом и новом. С.-Петербург, 2000.
- Исихазм. Аннотированная библиография. Москва, 2004.
- Опыты из русской духовной традиции. Москва, 2005
- Очерки синергийной антропологии. Москва, 2005
- Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы. 2010. 688 с.
Статьи (2007-2009)
- Философ Владимир Бибихин в его письмах. (Публ., предисл., комм.) // Бюллетень Библиотеки «Дом Лосева». 2007. №5. 61-66.
- Составитель и редактор спец. тематического выпуска ж. "Символ". Тема выпуска "Исихазм, древняя мистико-аскетическая практика Восточного христианства". Изд-во Института философии, теологии и истории св. Фомы (Париж-Москва). 2007. 28,5 п.л.