Канторович Григорий Гельмутович
- Заведующий лабораторией: Факультет экономических наук / Научно-учебная лаборатория макроструктурного моделирования экономики России
- Профессор-исследователь: Факультет экономических наук / Департамент прикладной экономики
- Ординарный профессор (2018)
- Заслуженный профессор (2018)
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 1993 году.
- Научно-педагогический стаж: 53 года.
Полномочия / обязанности
- Член ученого совета факультета экономических наук.
- Член комиссии по отбору на обучение в 2024/25 учебном году в НИУ ВШЭ иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом
- Член Экспертно-методического совета Банковского института
- Председатель жюри Олимпиады "Высшая проба" по профилю "Финансовая грамотность"
- Председатель комиссии проекта "Социальный лифт"
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
15 мая - 13 июня 1993. Университет "Эразмус" Роттердам.
8 июля- 1 августа 1994. Университет "Эразмус" Роттердам.
12 апреля – 27 мая 1995. Университет Париж 1 - Сорбонна.
28 июля – 27 августа 1995. Университет "Эразмус" Роттердам.
11 ноября – 11 декабря 1996. Университет Париж 1 - Сорбонна.
9-14 февраля 1998. Академия госслужбы. Бонн.
22 февраля - 7 марта 1998. Sivil Service College. Саннингдейл. Великобритания.
21 мая - 5 июля 1999. Университет Париж 1 - Сорбонна.
30 марта - 30 апреля 2001. Гарвардский университет.
8 - 26 августа 2001. Университет "Эразмус" Роттердам.
10 августа – 2 сентября 2002. Университет "Эразмус" Роттердам.
15 - 31 августа 2003. Лондонская школа экономики и политических наук.
2 - 27 декабря 2004. Университет Париж 1 - Сорбонна.
Обучение в аспирантуре
Аспирантура Московского Физико-технического Института. Факультет управления и прикладной математики. Октябрь1971 года - октябрь 1974 года.
Профессиональные интересы
Достижения и поощрения
- Почетная грамота НИУ ВШЭ (март 2024)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Диплом "Основатель Вышки" (ноябрь 2022)
- Благодарность НИУ ВШЭ (март 2022)
- Благодарность Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ (июнь 2021)
- Медаль "Признание - 25 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (июнь 2019)
- Благодарность Правительства Российской Федерации (июнь 2018)
- Медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени (ноябрь 2012)
- Почетный знак I степени Высшей школы экономики (сентябрь 2011)
- Благодарность Высшей школы экономики (апрель 2009)
- Почетная грамота Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (ноябрь 2007)
- Почетная грамота Федеральной службы по надзору в сфере образования (сентябрь 2007)
- Благодарность Высшей школы экономики (сентябрь 2007)
- Медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (ноябрь 2002)
- Медаль "В память 850-летия Москвы" (декабрь 1997)
Лучший преподаватель — 2017–2018, 2014–2015, 2011–2012
Лауреат премии "Золотая Вышка" 2013 в номинации Вклад в развитие Школы
Лауреат премии "Золотая Вышка" 2001 в номинации Достижения в преподавательской деятельности
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Optimization Theory (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; 4-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Optimization Theory (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов направление: 38.03.01. Экономика, направление: 38.03.01. Экономика, направление: 38.03.01. Экономика, направление: 38.03.01. Экономика; 3-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Анализ временных рядов (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук направление: 38.04.01. Экономика, направление: 38.04.01. Экономика; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Анализ временных рядов-2 (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук направление: 38.04.01. Экономика, направление: 38.04.01. Экономика; 1-й курс, 4 модуль)рус
- Optimization Theory (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; 4-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Optimization Theory (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; 3-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Эконометрика (продвинутый уровень) (Магистратура; где читается: Банковский институт; 1-й курс, 2, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Анализ временных рядов (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Анализ временных рядов (Магистратура; где читается: Банковский институт; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Исследовательский проектный семинар (НИС) (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет экономических наук; 1-3 модуль)рус
- Optimization Theory (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; 4-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Optimization Theory (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; 3-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Эконометрика (продвинутый уровень) (Магистратура; где читается: Банковский институт; 1-й курс, 2, 3 модуль)рус
Участие в редколлегиях научных журналов
- Основа рейтинга вузов – оценка работодателей. Прямые инвестиции, № 9, 2007, стр. 23. 0,4
- Анализ временных рядов. В сборнике «Учебные программы. 1 – 4 курсы». М., Государственный университет - Высшая школа экономики, 2007, стр. 313 - 318. 0,2
- Математические методы для экономистов. В сборнике «Учебные программы. 1 – 4 курсы». М., Государственный университет - Высшая школа экономики, 2007, стр. 240 - 248. 0,3
- Методы оптимальных решений. В сборнике «Учебные программы. 1 – 4 курсы». М., Государственный университет - Высшая школа экономики, 2007, стр. 107 - 111. 0,15
- Математика для экономистов. В сборнике «Учебные программы. 1 – 4 курсы». М., Государственный университет - Высшая школа экономики, 2007, стр. 88 - 96. 0,3
конференции
"Modern Econometric Tools and Applications – EC2015", Нижний Новгород, сентябрь 2015.
Доклад на секции с Л. Казаряном "Taking into account the rate of convergence in CLT under Risk evaluation on financial markets".
Четвертая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы системной и программной инженерии». Москва, май 2015.
Канторович Г.Г., Ратникова Т.А. Эконометрика, Big Data и информационные системы.
IX--семинар "Многомерный статистический анализ и эконометрика". Цахкадзор, Республика Армения, 26 июня - 5 июля 2016.
Пленарный доклад. Казарян Л.Г., Канторович Г.Г. Эконометрическое оценивание риска на финансовых рынках и его связь с гипотезой эффективности рынка.
III International Conference "Modern Econometric Tools and Applications – EC2016", Нижний Новгород, сентябрь 2016.
Совместный доклад с Э. Юдовской "Interdependence of stock market indexes and Russian crisis".
Опыт работы
Я родился в Москве, мои родители окончили Московский институт химического машиностроения. Папа учился замечательно и должен был остаться в аспирантуре, но если мама была русская по национальности и ее в аспирантуре оставляли, то папу, естественно, нет. В результате они уехали по распределению в маленький городок – Бердичев, известный по всяким еврейским анекдотам. Поэтому я окончил провинциальную школу в провинциальном городе, но та школа, в которой я учился в старших классах, считалась самой сильной в городе. В 10 классе я впервые услышал про Физтех – от одного одиннадцатиклассника, который собирался туда поступать и поступил, став первым из нашего города, кто учился в Физтехе. А вообще в московские вузы пытались поступать многие, и про тех, у кого это получалось, было известно всему городу. Сейчас точно уже не вспомню, в 9 или 10 классе я принял участие в физико-математической олимпиаде Физтеха, которая проходила в Житомире, нашем областном центре. Такие олимпиады проводились по всей стране. Я до сих пор помню одну задачку, которую мне удалось решить. Это была задача по математике, требовавшая использования свойств пределов, которых я еще не изучал в школе. Я их придумал на ходу и задачку эту решил. Что такое предел, я точно не знал, но интуитивного представления оказалось достаточно, чтобы догадаться об очень коротком решении этой задачи. Как и многие школьники, я участвовал в олимпиадах и учился хорошо. Мое высшее достижение – я попал на две республиканские олимпиады сразу, одна была по математике, другая – по химии. Родители, конечно, хотели, чтобы я пошел в МИХМ. Из школьного времени я могу назвать двух учителей, которые могли оказать на меня какое-то влияние, прежде всего своими человеческими качествами. Один из них – Владимир Викторович Сорокопут, учитель математики еще дореволюционной закалки, по нашим школьным разговорам – отсидевший. Это был солидный, взрослый человек, очень строгий и суровый, как мне кажется, идеальный учитель математики. Я пришел к нему в 9 классе и чувствовал, как его отношение ко мне теплело, потому что я знал предмет. Второй – это учительница литературы Рахиль Мироновна Шехтман, с которой дистанция устранилась быстрее, потому что я хорошо многл читал, писал сочинения, любил литературу и интересовался ею. Вот эти два совершенно разных человека, думаю, оказали на меня влияние. В школе было много кружков – я ходил в литературный и в математический. Я окончил школу с золотой медалью и после выпускного вечера поехал поступать в Физтех. Как сейчас помню, я 30 июня подал документы, а на следующий день начались вступительные экзамены. Все пять экзаменов я сдал на отлично и поступил, хотя конкурс был достаточно большой.
Шел 1965 год, Физтеху было столько же лет, сколько поступившим в него студентам – он же после войны возник. И уже тогда ходили такие разговоры: «Ну вот, что сейчас? Вот тогда – вот это были люди! Вот это была жизнь! А у нас… Это так, пожиже!» Тем не менее, я сейчас вспоминаю, кто был тогда в Физтехе. К сожалению, я никогда лично не слушал лекции Петра Леонидовича Капицы, который там работал. Я учился на факультете аэрофизики и прикладной математики, куда поступил отчасти под влиянием книги и фильма «Иду на грозу». Слова «аэрофизика», «прикладная математика» меня завораживали, хотя самым престижным тогда считался факультет общей и прикладной физики. Но и с нашего факультета, в принципе, потом можно было перейти к физикам-теоретикам.
У меня была мечта – после второго курса сдать теорминимум Ландау и уйти в эту группу. Такая возможность была открыта для всех. Ландау, правда, уже попал в страшную катастрофу, и хотя ему продлили жизнь, из института он ушел, но присутствие его людей чувствовалось. Я с ними не контачил, но с ними общались мои знакомые ребята. Мы ведь жили в кампусе, в пригороде, и все в этом варились. Моим лектором по матанализу был Лев Дмитриевич Кудрявцев, недавно умерший. Кудрявцев читал лекции, словно надиктовывая конспект, хотя он не диктовал. Это была такая академическая математическая манера. Первые два года Лев Дмитриевич читал курс математического анализа. На втором курсе к нам пришел Василий Кириллович Романко, который первый год работал тогда в Физтехе. Это был совсем молодой преподаватель – ему было лет двадцать пять. Лекции по линейной алгебре на первом курсе мне читал Д.В.Беклемишев, тогда еще относительно молодой доцент, потом ставший автором известного учебника.
На первом курсе у нас были физические лаборатории – как мы их называли, «физлабы». И этот рядовой предмет вел у нас не кто-нибудь, а лауреат Ленинской премии физик-экспериментатор Самойлов. Этот человек произвел на меня сильное впечатление. Он был уже в возрасте и чем-то походил на Арчибальда Арчибальдовича из «Мастера и Маргариты». В рубашке, с галстуком, очень острого, едкого ума человек. Он научил меня критически подходить ко всему, что вижу. Потом читали знаменитый Айзерман, Коренев, академик Дородницын, чье имя сейчас носит Вычислительный центр Академии наук. Это был уникальный человек, он обычно читал лекции с закрытыми глазами. Когда он обращался к залу, глаза у него были закрыты; наверное, когда поворачивался к доске, то открывал их. А семинары вел недавно скончавшийся, к сожалению, академик Александр Александрович Петров. То есть совсем простые вещи вели у нас люди подобного калибра. Такое сейчас трудно себе представить. На старших курсах, когда я перешел на вновь организованный факультет прикладной математики, деканом там был Никита Николаевич Моисеев, будущий академик. Иными словами, меня окружали люди, которые предопределяли и создавали определенную среду. И мне кажется, что самое сильное влияние человеческих личностей в том, что они задают некую планку. Когда я перешел в экономику, я людей такого масштаба больше не встречал. Ни один из советских академиков-экономистов не стал для меня таким авторитетом, как те люди, которые окружали меня в Физтехе, – это были действительно авторитеты, личности гигантского масштаба. Мне кажется, многие наши сложности связаны с тем, что нам не удалось еще вырастить в области экономики людей такого или подобного масштаба.
К сожалению, я никого не могу назвать своим персональным учителем, в чью школу я бы попал и там учился и работал. Как-то не сложилось, хотя я учился легко, закончил Физтех с красным дипломом и сразу поступил там в аспирантуру. Моим руководителем был Евгений Александрович Федосов. Когда я в 1974 году закончил аспирантуру и защитился, Евгений Александрович не мог оставить меня работать у себя в закрытом институте. У меня еще не было московской прописки, но не это, конечно, было главным. И тогда я попал в Институт бумаги, в лабораторию моделирования процессов целлюлозно-бумажной промышленности. Сначала меня хотели взять заведующим этой лабораторией, но в итоге приняли на должность старшего научного сотрудника. Когда я работал в этом институте, я познакомился с целлюлозно-бумажной отраслью, которая малознакома большинству населения. Я ездил на бумажные комбинаты, видел какие это колоссальные сооружения. На Сыктывкарском лесо-промышленном комбинате бумагоделательные машины были величиной с девятиэтажный дом. Они размельчают древесину, варят эту массу, затем она выливается на сетку девятиметровой ширины, несётся по сетке, застывает. В общем, там своя хитрая технология, а я пытался моделировать этот процесс, очень физически сложный, потому что эта масса вроде и не жидкость, а непонятно что – неоднородная. Я проработал в этой отрасли пять лет, и мне там не очень нравилось. Но зато именно там я получил хорошие навыки общественной деятельности, а я ведь был не очень хорошим общественником. В годы учебы я любил спорт, шахматы, но потом меня затянуло участие в организации и проведении школьных олимпиад типа тех, в которых я участвовал еще в Житомире. Эту деятельность настолько уважали в Физтехе, что мы имели своих представителей в институтском комитете комсомола. И я был ответственным за эту работу.
Все это было очень интересно, но к экономике не имело никакого отношения. И вот в 1980 году мой товарищ Сева Гурвич предложил мне перейти в НИИ по ценообразованию. Не то чтобы я очень хотел, но решил попробовать. В качестве старшего научного сотрудника я решал на компьютере какие-то задачи, но чувствовал себя некомфортно, потому что мне казалось, что экономика вся какая-то неупорядоченная, в отличие от точных наук. Но что-то здесь было общее с физикой: был какой-то объект, для которого следовало построить модель. Первый ученый совет, на который я пришел в НИИ цен, произвел на меня шокирующее впечатление. Диалог был примерно такой: «Вот это то-то и то-то, потому что Маркс в третьем томе “Капитала” сказал так-то и так-то». «Да, но вот в четвертом томе он сказал следующее…» И это было всерьез. А я всё-таки защищался в Физтехе, и для меня это было полным безумием. Но потом началась перестройка, которая открыла новые возможности, и в конце 1980-х годов я перешел в Институт народнохозяйственного прогнозирования Академии наук. Его тогда возглавлял Юрий Васильевич Яременко, а моим непосредственным начальником был Виктор Александрович Волконский. Я бы сказал, что эти два человека оказали на меня сильное влияние. На мой взгляд, Волконский был одним из самых интересных людей, и он ведь тоже математик по образованию. Мы там организовали семинары, и я кое-что читал с учебными целями. И тут мне сказали, что есть такая идея – организовать Вышку – и нужно будущих ее преподавателей подтянуть по экономической теории и математике. И Игорь Владимирович Липсиц* предложил мою кандидатуру для лекций по математике, по тем разделам, которые нужны экономистам. Тогда даже такого понятия не было – математика для экономистов. Мне это было любопытно, и я согласился попробовать. Сейчас трудно себе это представить, но до этого времени я никогда регулярно не преподавал. В аспирантское время я подрабатывал в долгопрудненской школе, подменял заболевших учителей. Кстати, одним из моих учеников был Андрей Кузьмичев, сейчас известный доктор наук. Но, видимо, потому, что я занимался олимпиадами, у меня были педагогические навыки. Я плохо знал, как учили экономике в советское время, да еще некий физтеховский снобизм всегда во мне присутствовал. И я, как и все тогда, понимал, что нет у нас учителей, готовых преподавать экономику.
К тому времени в Москве прошли летние школы Лондонской школы экономики. И там уже какой-то кружок начал собираться. Меня пригласили прочитать курс для будущих молодых преподавателей, которых сначала нужно было отобрать. С сентября мы вдвоем с Револьдом Михайловичем Энтовым начали читать лекции. Я читал математику, а Револьд Михайлович – экономическую теорию. Я рассказывал про оптимизацию, пытался строить лекции с нуля. Мне было интересно раскрывать в себе талант преподавателя, да еще задача была поставлена чрезвычайно амбициозная: сделать что-то похожее на европейское экономическое образование. Вот так я начал быть учителем, систематически преподавать, хотя сначала для меня это было больше хобби, и я не ощущал, что оно превратится в мою профессию. Сейчас ведь даже трудно представить, с чего мы начинали. Например, я впервые стал знакомиться с таким предметом, как эконометрика. В России никогда такого предмета не было, нигде его не преподавали. Конечно, часть эконометрических методов читали, но под другими названиями. У нас что-то такое в курсе статистики могло быть, в методах обработки информации, но такой науки, как эконометрика, не было. Приходилось быть учеником и учителем одновременно. Это очень тяжелый, но чрезвычайно интересный опыт: все было совсем не так, как когда-то в Физтехе, где мэтры, крупнейшие ученые, по отработанным программам занимались с юнцами, учили их тому, что сами знали, может быть, лучше, чем большинство ученых в мире. Тут было совсем по-другому. Мы учились в Роттердаме, куда я ездил на месяц-полтора каждый год. Именно там я понял, как надо учить. Это была очень насыщенная жизнь: библиотека, люди, методические занятия. Познакомился с голландскими профессорами и от них стремился взять побольше, а потом отдать как можно больше своим студентам. Это было удивительное ощущение – на работу ходил как на праздник. Весь первый год работы в Вышке – замечательное время. Нам было так интересно сюда ездить, общаться друг с другом, и студенты были такие интересные и очень мотивированные. Они искали себя. Мы мало что знали в экономике – и они мало что знали в экономике. И мы, и они впитывали все. Начало моих занятий экономикой и преподавания оказалось совершенно удивительным, и я благодарен судьбе за это.
* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Информация*
- Общий стаж: 55 лет
- Научно-педагогический стаж: 53 года
- Преподавательский стаж: 30 лет
Я родился в Москве, мои родители окончили Московский институт химического машиностроения. Папа учился замечательно и должен был остаться в аспирантуре, но если мама была русская по национальности и ее в аспирантуре оставляли, то папу, естественно, нет. В результате они уехали по распределению в маленький городок – Бердичев, известный по всяким еврейским анекдотам. Поэтому я окончил провинциальную школу в провинциальном городе, но та школа, в которой я учился в старших классах, считалась самой сильной в городе. В 10 классе я впервые услышал про Физтех – от одного одиннадцатиклассника, который собирался туда поступать и поступил, став первым из нашего города, кто учился в Физтехе. А вообще в московские вузы пытались поступать многие, и про тех, у кого это получалось, было известно всему городу. Сейчас точно уже не вспомню, в 9 или 10 классе я принял участие в физико-математической олимпиаде Физтеха, которая проходила в Житомире, нашем областном центре. Такие олимпиады проводились по всей стране. Я до сих пор помню одну задачку, которую мне удалось решить. Это была задача по математике, требовавшая использования свойств пределов, которых я еще не изучал в школе. Я их придумал на ходу и задачку эту решил. Что такое предел, я точно не знал, но интуитивного представления оказалось достаточно, чтобы догадаться об очень коротком решении этой задачи. Как и многие школьники, я участвовал в олимпиадах и учился хорошо. Мое высшее достижение – я попал на две республиканские олимпиады сразу, одна была по математике, другая – по химии. Родители, конечно, хотели, чтобы я пошел в МИХМ. Из школьного времени я могу назвать двух учителей, которые могли оказать на меня какое-то влияние, прежде всего своими человеческими качествами. Один из них – Владимир Викторович Сорокопут, учитель математики еще дореволюционной закалки, по нашим школьным разговорам – отсидевший. Это был солидный, взрослый человек, очень строгий и суровый, как мне кажется, идеальный учитель математики. Я пришел к нему в 9 классе и чувствовал, как его отношение ко мне теплело, потому что я знал предмет. Второй – это учительница литературы Рахиль Мироновна Шехтман, с которой дистанция устранилась быстрее, потому что я хорошо многл читал, писал сочинения, любил литературу и интересовался ею. Вот эти два совершенно разных человека, думаю, оказали на меня влияние. В школе было много кружков – я ходил в литературный и в математический. Я окончил школу с золотой медалью и после выпускного вечера поехал поступать в Физтех. Как сейчас помню, я 30 июня подал документы, а на следующий день начались вступительные экзамены. Все пять экзаменов я сдал на отлично и поступил, хотя конкурс был достаточно большой.
Шел 1965 год, Физтеху было столько же лет, сколько поступившим в него студентам – он же после войны возник. И уже тогда ходили такие разговоры: «Ну вот, что сейчас? Вот тогда – вот это были люди! Вот это была жизнь! А у нас… Это так, пожиже!» Тем не менее, я сейчас вспоминаю, кто был тогда в Физтехе. К сожалению, я никогда лично не слушал лекции Петра Леонидовича Капицы, который там работал. Я учился на факультете аэрофизики и прикладной математики, куда поступил отчасти под влиянием книги и фильма «Иду на грозу». Слова «аэрофизика», «прикладная математика» меня завораживали, хотя самым престижным тогда считался факультет общей и прикладной физики. Но и с нашего факультета, в принципе, потом можно было перейти к физикам-теоретикам.
У меня была мечта – после второго курса сдать теорминимум Ландау и уйти в эту группу. Такая возможность была открыта для всех. Ландау, правда, уже попал в страшную катастрофу, и хотя ему продлили жизнь, из института он ушел, но присутствие его людей чувствовалось. Я с ними не контачил, но с ними общались мои знакомые ребята. Мы ведь жили в кампусе, в пригороде, и все в этом варились. Моим лектором по матанализу был Лев Дмитриевич Кудрявцев, недавно умерший. Кудрявцев читал лекции, словно надиктовывая конспект, хотя он не диктовал. Это была такая академическая математическая манера. Первые два года Лев Дмитриевич читал курс математического анализа. На втором курсе к нам пришел Василий Кириллович Романко, который первый год работал тогда в Физтехе. Это был совсем молодой преподаватель – ему было лет двадцать пять. Лекции по линейной алгебре на первом курсе мне читал Д.В.Беклемишев, тогда еще относительно молодой доцент, потом ставший автором известного учебника.
На первом курсе у нас были физические лаборатории – как мы их называли, «физлабы». И этот рядовой предмет вел у нас не кто-нибудь, а лауреат Ленинской премии физик-экспериментатор Самойлов. Этот человек произвел на меня сильное впечатление. Он был уже в возрасте и чем-то походил на Арчибальда Арчибальдовича из «Мастера и Маргариты». В рубашке, с галстуком, очень острого, едкого ума человек. Он научил меня критически подходить ко всему, что вижу. Потом читали знаменитый Айзерман, Коренев, академик Дородницын, чье имя сейчас носит Вычислительный центр Академии наук. Это был уникальный человек, он обычно читал лекции с закрытыми глазами. Когда он обращался к залу, глаза у него были закрыты; наверное, когда поворачивался к доске, то открывал их. А семинары вел недавно скончавшийся, к сожалению, академик Александр Александрович Петров. То есть совсем простые вещи вели у нас люди подобного калибра. Такое сейчас трудно себе представить. На старших курсах, когда я перешел на вновь организованный факультет прикладной математики, деканом там был Никита Николаевич Моисеев, будущий академик. Иными словами, меня окружали люди, которые предопределяли и создавали определенную среду. И мне кажется, что самое сильное влияние человеческих личностей в том, что они задают некую планку. Когда я перешел в экономику, я людей такого масштаба больше не встречал. Ни один из советских академиков-экономистов не стал для меня таким авторитетом, как те люди, которые окружали меня в Физтехе, – это были действительно авторитеты, личности гигантского масштаба. Мне кажется, многие наши сложности связаны с тем, что нам не удалось еще вырастить в области экономики людей такого или подобного масштаба.
К сожалению, я никого не могу назвать своим персональным учителем, в чью школу я бы попал и там учился и работал. Как-то не сложилось, хотя я учился легко, закончил Физтех с красным дипломом и сразу поступил там в аспирантуру. Моим руководителем был Евгений Александрович Федосов. Когда я в 1974 году закончил аспирантуру и защитился, Евгений Александрович не мог оставить меня работать у себя в закрытом институте. У меня еще не было московской прописки, но не это, конечно, было главным. И тогда я попал в Институт бумаги, в лабораторию моделирования процессов целлюлозно-бумажной промышленности. Сначала меня хотели взять заведующим этой лабораторией, но в итоге приняли на должность старшего научного сотрудника. Когда я работал в этом институте, я познакомился с целлюлозно-бумажной отраслью, которая малознакома большинству населения. Я ездил на бумажные комбинаты, видел какие это колоссальные сооружения. На Сыктывкарском лесо-промышленном комбинате бумагоделательные машины были величиной с девятиэтажный дом. Они размельчают древесину, варят эту массу, затем она выливается на сетку девятиметровой ширины, несётся по сетке, застывает. В общем, там своя хитрая технология, а я пытался моделировать этот процесс, очень физически сложный, потому что эта масса вроде и не жидкость, а непонятно что – неоднородная. Я проработал в этой отрасли пять лет, и мне там не очень нравилось. Но зато именно там я получил хорошие навыки общественной деятельности, а я ведь был не очень хорошим общественником. В годы учебы я любил спорт, шахматы, но потом меня затянуло участие в организации и проведении школьных олимпиад типа тех, в которых я участвовал еще в Житомире. Эту деятельность настолько уважали в Физтехе, что мы имели своих представителей в институтском комитете комсомола. И я был ответственным за эту работу.
Все это было очень интересно, но к экономике не имело никакого отношения. И вот в 1980 году мой товарищ Сева Гурвич предложил мне перейти в НИИ по ценообразованию. Не то чтобы я очень хотел, но решил попробовать. В качестве старшего научного сотрудника я решал на компьютере какие-то задачи, но чувствовал себя некомфортно, потому что мне казалось, что экономика вся какая-то неупорядоченная, в отличие от точных наук. Но что-то здесь было общее с физикой: был какой-то объект, для которого следовало построить модель. Первый ученый совет, на который я пришел в НИИ цен, произвел на меня шокирующее впечатление. Диалог был примерно такой: «Вот это то-то и то-то, потому что Маркс в третьем томе “Капитала” сказал так-то и так-то». «Да, но вот в четвертом томе он сказал следующее…» И это было всерьез. А я всё-таки защищался в Физтехе, и для меня это было полным безумием. Но потом началась перестройка, которая открыла новые возможности, и в конце 1980-х годов я перешел в Институт народнохозяйственного прогнозирования Академии наук. Его тогда возглавлял Юрий Васильевич Яременко, а моим непосредственным начальником был Виктор Александрович Волконский. Я бы сказал, что эти два человека оказали на меня сильное влияние. На мой взгляд, Волконский был одним из самых интересных людей, и он ведь тоже математик по образованию. Мы там организовали семинары, и я кое-что читал с учебными целями. И тут мне сказали, что есть такая идея – организовать Вышку – и нужно будущих ее преподавателей подтянуть по экономической теории и математике. И Игорь Владимирович Липсиц предложил мою кандидатуру для лекций по математике, по тем разделам, которые нужны экономистам. Тогда даже такого понятия не было – математика для экономистов. Мне это было любопытно, и я согласился попробовать. Сейчас трудно себе это представить, но до этого времени я никогда регулярно не преподавал. В аспирантское время я подрабатывал в долгопрудненской школе, подменял заболевших учителей. Кстати, одним из моих учеников был Андрей Кузьмичев, сейчас известный доктор наук. Но, видимо, потому, что я занимался олимпиадами, у меня были педагогические навыки. Я плохо знал, как учили экономике в советское время, да еще некий физтеховский снобизм всегда во мне присутствовал. И я, как и все тогда, понимал, что нет у нас учителей, готовых преподавать экономику.
К тому времени в Москве прошли летние школы Лондонской школы экономики. И там уже какой-то кружок начал собираться. Меня пригласили прочитать курс для будущих молодых преподавателей, которых сначала нужно было отобрать. С сентября мы вдвоем с Револьдом Михайловичем Энтовым начали читать лекции. Я читал математику, а Револьд Михайлович – экономическую теорию. Я рассказывал про оптимизацию, пытался строить лекции с нуля. Мне было интересно раскрывать в себе талант преподавателя, да еще задача была поставлена чрезвычайно амбициозная: сделать что-то похожее на европейское экономическое образование. Вот так я начал быть учителем, систематически преподавать, хотя сначала для меня это было больше хобби, и я не ощущал, что оно превратится в мою профессию. Сейчас ведь даже трудно представить, с чего мы начинали. Например, я впервые стал знакомиться с таким предметом, как эконометрика. В России никогда такого предмета не было, нигде его не преподавали. Конечно, часть эконометрических методов читали, но под другими названиями. У нас что-то такое в курсе статистики могло быть, в методах обработки информации, но такой науки, как эконометрика, не было. Приходилось быть учеником и учителем одновременно. Это очень тяжелый, но чрезвычайно интересный опыт: все было совсем не так, как когда-то в Физтехе, где мэтры, крупнейшие ученые, по отработанным программам занимались с юнцами, учили их тому, что сами знали, может быть, лучше, чем большинство ученых в мире. Тут было совсем по-другому. Мы учились в Роттердаме, куда я ездил на месяц-полтора каждый год. Именно там я понял, как надо учить. Это была очень насыщенная жизнь: библиотека, люди, методические занятия. Познакомился с голландскими профессорами и от них стремился взять побольше, а потом отдать как можно больше своим студентам. Это было удивительное ощущение – на работу ходил как на праздник. Весь первый год работы в Вышке – замечательное время. Нам было так интересно сюда ездить, общаться друг с другом, и студенты были такие интересные и очень мотивированные. Они искали себя. Мы мало что знали в экономике – и они мало что знали в экономике. И мы, и они впитывали все. Начало моих занятий экономикой и преподавания оказалось совершенно удивительным, и я благодарен судьбе за это.
Участие в исследовательских проектах, гранты
Научно-исследовательская и учебно-методическая деятельность
- 1974-1980 - старший научный сотрудник ЦНИИ Бумаги
- 1980-1991 - старший научный сотрудник, зав. сектором, отделом НИИ по ценообразованию
- С 1992 - лекции по математической экономике для будущих преподавателей ВШЭ
- 1992-1993 - проект Мирового банка «Анализ воздействия повышения цен в энергетике на экономику России»
- С 1993 - курс математической экономики для магистров ВШЭ
- 1994 - Грант фонда Мак Артуров
- 1994-1997 - эксперт Российско-Европейской экспертной группы и Экономической экспертной группы при Министерстве финансов РФ
- 1994-1999 - курсы лекций по математике, математической экономике, эконометрике, анализу временных рядов для студентов бакалавриата и магистратуры Высшей Школы Экономики
- С 1997 - лекции и семинары на английском языке в Международном институте экономики и финансов по дисциплинам: Calculus, Quantative Methods, Mathematics for Economists.
- С 2001 года лекции и семинары по Анализу временных рядов.
- С 1999 - лекции по эконометрике и анализу временных рядов для студентов МФТИ
- С 2004 - лекции и семинары на английском языке в Международном институте экономики и финансов по дисциплине Further Mathematics for Economists
Биография
Родился 5 января 1948 года в Москве. Уже через год семья переехала в Бердичев на Украине. Там прошло все детство. В 1965 году я закончил школу с золотой медалью, легко давались все предметы кроме английского языка. Поэтому оставалось время на занятия спортом: футбол, баскетбол, шахматы.
После школы поступил в лучший советский вуз – МФТИ. Там мне посчастливилось учиться у людей такого калибра, с какими жизнь больше не сталкивала. В 1971 году я окончил Физтех с красным дипломом и сразу поступил в аспирантуру. Во время учебы я продолжал активно заниматься спортом, был редактором факультетской стенной газеты, присоединился к проведению Всесоюзной олимпиады школьников по математике. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации начал «трудовую» карьеру.
Celebrating 30 Years at HSE
HSE university international vision: a retrospective through the eyes of Dr. Zasimova, Vice Dean of the faculty of economic sciences
Zaruhi Hakobyan Shortlisted for HSE Alumni Awards
Zaruhi Hakobyan, master’s graduate of the HSE University Faculty of Economic Sciences and research scientist at the University of Luxembourg, is involved not only in research but also in organising academic events for young scientists and students. As a foreign graduate of HSE University, Zaruhi was nominated for the HSE Alumni Awards ‘for her tireless enthusiasm in popularising economic science, teaching, and research at the international level’ and made the shortlist.
Заруи Акопян в шорт-листе премии HSE Alumni Awards
За особые достижения в карьере и общественной жизни среди иностранных выпускников НИУ ВШЭ Заруи Акопян, выпускница АГЭУ, Ереван, магистратуры Экономика: Исследовательская программа , кандидат экономических наук НИУ ВШЭ, PhD университета Люксембурга, в шорт-листе премии HSE Alumni Awards
Студенты ФЭН о перспективах выпускников
Куда идти с экономическим образованием? Что делать после окончания университета? Ответ есть! Студенты факультета экономических наук рассказали о карьерных перспективах для выпускников ФЭН, а так же о вариантах продолжения обучения в магистратуре
Креатив, Goldman Sachs, Гавайи: кто заменит финансового менеджера
Роберт Давтян — выпускник факультета экономических наук Вышки 2017 года. Учился в России, Китае, Армении и США, был номинирован на премию «Серебряный птенец». Сейчас Роберт живет на Гавайях и работает в Goldman Sachs. Можно ли быть креативным и не носить костюм, работая в инвестбанке, дружить с преподавателями после завершения учебы и искать рецепт счастья в отношениях с людьми разбирался стажер Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Артём Самойлов.
Ученый совет ВШЭ подвел итоги приемной кампании 2021 года
Завершившаяся приемная кампания оказалась успешной по многим показателям. По качеству бюджетного приема в бакалавриат московский кампус ВШЭ сохранил 3-е место среди российских вузов, санкт-петербургский кампус поднялся с 6-го на 4-е место. Выросло число платных студентов в магистратуре, состоялся прием на все заявленные онлайн-программы.
«Открытие академической аспирантуры стало для меня подарком судьбы»
В 2010 году в Высшей школе экономики открылась академическая аспирантура – инновационная для того времени образовательная программа подготовки аспирантов. А в начале 2021 года среди выпускников ее первого набора появился первый доктор наук – Елена Вакуленко, доцент факультета экономических наук ВШЭ. О своей академической карьере она рассказала в интервью новостной службе портала.
ВШЭ открывает первую в мире онлайн-магистратуру по экономике на русском языке
Магистерская программа «Экономический анализ», реализуемая полностью онлайн, рассчитана на абитуриентов с разным профилем подготовки. Она подойдет для вчерашних выпускников бакалавриата любых направлений, для молодых специалистов в начале карьеры, для опытных профессионалов, которым требуется повысить или сменить квалификацию без отрыва от работы. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Елена Вакуленко.
Научное руководство
Под научным руководством коллег студенты защитили на отлично свои ВКР.
Семинар Лаборатории
20 января (понедельник) в 18.10 в ауд. S-612 состоялся научный семинар лаборатории макроструктурного моделирования экономики России. На семинаре с докладом выступил Канторович Григорий Гельмутович
Тема доклада: Моделирование ценового регулирования в плановой экономике
Тогда для всех нас это был первый опыт
Юбилей совместных образовательных проектов отметили профессора, студенты и выпускники факультета экономических наук ВШЭ и университета Эразма Роттердамского в обновленном кампусе на Покровке. При участии Nuffic Neso Russia
При участии ВШЭ подготовлены новые пособия по финансовой грамотности
27 августа заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак представил журналистам второе издание учебных пособий по финансовой грамотности для школьников. В написании пособий, а также в подготовке учителей для работы с ними приняли участие преподаватели ВШЭ.
Влияние масштаба личности очень велико
Первый декан магистратуры ВШЭ, шестикратный Лучший преподаватель ФЭН, профессор Григорий Гельмутович Канторович начал работать в Вышке одним из первых, придя из физики. Сегодня он рассказыает студентке бакалаврской программы Экономика Ольге Ушаковой про то, какой была Вышка в самом начале, как создается научная школа, о коллегах, студентах и хобби
Сотрудники университета награждены благодарностями и почетными знаками
На заседании Ученого совета ВШЭ 1 февраля сотрудникам Высшей школы экономики вручили награды — благодарность Правительства РФ и почетные знаки ВШЭ.
Golden HSE Jury Invites Staff and Students to Nominate Candidates
The nomination process for HSE Golden Award is currently underway. Afterwards, the Golden HSE jury comprising representatives of all faculties, campuses and HSE Lyceum will select short-listed nominees in each category and determine the winners in Silver Nestling category. The winners in all other categories will be selected by Contest Committee.
Определены члены жюри «Золотой Вышки». И они советуют не затягивать с выдвижением претендентов
Обновление: срок приема заявок продлен до 1 ноября включительно.
В жюри вошли представители всех факультетов, кампусов и Лицея НИУ ВШЭ. Они назовут номинантов в каждой номинации (шорт-лист), из которых затем Комиссия конкурса выберет победителей. Также жюри в один тур определит лауреатов в номинации «Серебряный птенец».
Григорий Канторович получил Благодарность Правительства РФ
Профессор Департамента прикладной экономики факультета экономических наук ВШЭ Григорий Канторович награжден за заслуги в области экономики и многолетний добросовестный труд.
Сотрудникам ВШЭ присвоили звание заслуженных и ординарных профессоров
На заседании Ученого совета 22 июня было принято решение о присвоении почетного звания (статуса) ординарного профессора преподавателям и сотрудникам Вышки. Также в этот день 16 сотрудникам ВШЭ был впервые присвоен почетный статус «Заслуженный профессор Высшей школы экономики».
Юбилей Григория Гельмутовича Канторовича
5 января юбилей Григория Канторовича, проректора ВШЭ, профессора факультета экономических наук, заведующего лабораторией макроструктурного моделирования экономики России.
Preparatory Year Programme Welcomes New Students
On November 25, the HSE Preparatory Year programme held a special welcome meeting for its new students. The aim of the event is to better acquaint them with HSE and the educational programmes it offers.
Объявлены лауреаты премии «Золотая Вышка»-2014
1 декабря Высшая школа экономики отпраздновала очередной день рождения и, по традиции, вручила лучшим своим представителям — преподавателям, исследователям, администраторам и студентам — премию «Золотая Вышка».
Объявлены лауреаты премии «Золотая Вышка»-2014
1 декабря Высшая школа экономики отпраздновала очередной день рождения и, по традиции, вручила лучшим своим представителям — преподавателям, исследователям, администраторам и студентам — премию «Золотая Вышка».
Факультет «дошколят»: как готовятся к поступлению в Вышку
В сентябре факультету довузовской подготовки ВШЭ исполнилось 20 лет. Он начался как курсы для поступающих в магистратуру, а сегодня факультет предлагает программы не только для тех, кто хочет уже завтра стать студентом, но и для школьников средних классов, которым просто интересно учиться чему-то новому, будь это даже бальные танцы.
Больше половины образовательных программ ВШЭ завершили прием на бюджетные места
Опубликованы приказы о зачислении абитуриентов бакалавриата (специалитета) в Высшую школу экономики по результатам «первой волны». По состоянию на 5 августа 18 образовательных программ набрали студентов на бюджетные места, на оставшихся 13 программах объявлена «вторая волна».
Завершен прием олимпиадников и абитуриентов, имеющих льготы
31 июля определены проходные баллы на бюджетные места всех образовательных программ ВШЭ. Абитуриенты, чьи баллы ЕГЭ равны или выше проходных баллов этого года, рекомендованы к зачислению на бюджетные места. До 4 августа им необходимо принести в приемную комиссию подлинники документов. А вот олимпиадники, льготники и целевики уже могут считать себя студентами Высшей школы экономики — 31 июля опубликованы приказы об их зачислении.
Вячеслав Башев назначен проректором ВШЭ
Новым проректором ВШЭ, ответственным за довузовскую подготовку и организацию приема в университет, назначен Вячеслав Башев. Вместе с тем приемную кампанию нынешнего года до ее завершения продолжит курировать Григорий Канторович.
Утверждены условия приема в НИУ ВШЭ
30 мая на заседании Ученого совета Высшей школы экономики утверждены условия приема абитуриентов по результатам профильных олимпиад, а также квоты приема людей с ограниченными возможностями на 2014-2015 учебный год.
На факультете довузовской подготовки прошел выпускной вечер программы «Эрудит»
На встрече, в которой приняли участие школьники 7-11 классов, чествовали тех, кто успешно завершил учебу в этом году, а также победителей и призеров всероссийских олимпиад. В следующем учебном году на факультет довузовской подготовки ВШЭ впервые начнут принимать также школьников 5-6 классов.
Вышка и Яндекс подготовят «спецназ» по работе с большими данными
Российские IT-компании успешно продвигаются на глобальный рынок, но отечественному бизнесу в целом не хватает квалифицированных специалистов в IT-сфере. Восполнить их дефицит должен факультет компьютерных наук, создаваемый Высшей школой экономики при участии Яндекса. Презентация факультета, на которой выступили руководители ВШЭ, Яндекса и Минкомсвязи РФ, состоялась 27 апреля.
Вышка и Яндекс подготовят «спецназ» по работе с большими данными
Российские IT-компании успешно продвигаются на глобальный рынок, но отечественному бизнесу в целом не хватает квалифицированных специалистов в IT-сфере. Восполнить их дефицит должен факультет компьютерных наук, создаваемый Высшей школой экономики при участии Яндекса. Презентация факультета, на которой выступили руководители ВШЭ, Яндекса и Минкомсвязи РФ, состоялась 27 апреля.
Слушатели ФДП прошли «Лабиринт-2014»
19 апреля факультет довузовской подготовки (ФДП) Высшей школы экономики провел финал интеллектуальной игры «Лабиринт», являющейся частью программы «Клуб Эрудит».
Информационный бюллетень «Окна роста». 79-й выпуск
79-й выпуск бюллетеня «Окна роста» рассказывает о том, что такое квартиль научного журнала и как определить его по базам данных Web of Science и Scopus.
ВШЭ отметила свой День рождения в академически-молодежном стиле
17 декабря Высшая школа экономики отметила в Российском академическом молодежном театре свой 21-й День рождения. Частью праздника стала торжественная церемония вручения ежегодной университетской премии «Золотая Вышка-2013».
ВШЭ отметила свой День рождения в академически-молодежном стиле
17 декабря Высшая школа экономики отметила в Российском академическом молодежном театре свой 21-й День рождения. Частью праздника стала торжественная церемония вручения ежегодной университетской премии «Золотая Вышка-2013».
«Я искал программу, которая даст мне возможность для маневра»
Сергей Ведерников окончил магистратуру МИЭФ ВШЭ в 2009 году. После этого работал риск-менеджером в Сбербанке и специалистом по количественным исследованиям в компании WorldQuant. В интервью он рассказывает о том, можно ли предсказать завтрашнюю цену акций, о спортивном программировании и преподавании.
Чугунное яйцо — 2013: названы лучшие студенческие проекты
4 декабря в Центре дизайна Artplay состоялась юбилейная, десятая, церемония вручения студенческой премии Высшей школы экономики «Чугунное яйцо».
От вузовских олимпиад нельзя отказываться, но контроль за их качеством должен быть строже
2 декабря в Высшей школе экономики состоялась пресс-конференция о возможностях совершенствования ЕГЭ и олимпиад школьников. В ней приняли участие ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов, директор Центра педагогического мастерства Москвы Иван Ященко, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и проректор ВШЭ Григорий Канторович.
Ученый совет подвел итоги приема в магистратуру ВШЭ в 2013 году
В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.
В Вышку поступили почти две тысячи «платников»
Платный прием в 2013 году стал рекордным для бакалавриата ВШЭ: в московском кампусе на первый курс принято почти на 40 процентов больше платных студентов, чем год назад, при этом на всех факультетах выросли средние баллы студентов, поступивших на платные места.
Прием в бакалавриат ВШЭ на бюджетные места завершен
9 августа завершилась вторая волна приема на бюджетные места в бакалавриат Высшей школы экономики. Она проводилась на пяти факультетах и отделениях университета.
И в воздух шапочки бросали
5 июля в Лужниках прошел общеуниверситетский выпускной вечер Высшей школы экономики. В противоположность учебным будням, требующим от студентов Вышки каждодневного напряжения и сосредоточенности, праздник получился таким, каким его и задумывали — атмосфера на нем была раскованной, беззаботной и веселой.
«Мы должны уже в этом году пересмотреть формат аспирантуры ВШЭ»
25 января состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году и проанализирована работа аспирантуры университета.
Интеллектуальная игра IQ-2012: день «Сурков»
В конце декабря в Культурном центре Высшей школы экономики прошла, уже ставшая традиционной, открытая Интеллектуальная игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная факультетом довузовской подготовки ВШЭ.
Государственные награды
21 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ ряду работников университета были вручены государственные награды.
Магистратура: управление требует нового мастерства
Главной темой прошедшего 26 октября заседания Ученого совета Высшей школы экономики стало подведение итогов приема в магистратуру ВШЭ и обсуждение перспектив развития магистерских программ университета.
Итоги приема в бакалавриат ВШЭ – 2012
Одной из главных тем состоявшегося 28 сентября заседания Ученого совета Высшей школы экономики стало подведение итогов приема в бакалавриат университета в 2012 году.
«Мы все — Вышка»
24 сентября в Профессорском клубе ВШЭ состоялась встреча руководства Высшей школы экономики с победителями олимпиад, поступившими в университет в этом году.
Главный социальный проект современной России
7 июня в Высшей школе экономики состоялся семинар «Уроки ЕГЭ как системного проекта», посвященный 60-летнему юбилею научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ, вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова. В семинаре принял участие новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, впервые после своего назначения посетивший ВШЭ.
«Результаты должны поощряться»
25 мая состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.
Новые подразделения
30 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором в основном были рассмотрены организационные вопросы, в частности создание новых подразделений университета.
Главный проект — Вышка
22 января первому проректору НИУ ВШЭ Александру Шамрину исполнилось 55 лет.
На пути к финалу
17 декабря в Высшей школе экономики факультет довузовской подготовки ВШЭ провел четвертьфинал интеллектуальной игры «Лабиринт», в которой приняли участие победители рейтинга – слушатели программы «Эрудит».
А также новые вступительные экзамены на 2012 год
28 октября прошло заседание Ученого совета Высшей школы экономики, которое открылось торжественной церемонией награждения — профессору Университета Париж Дофин, бывшему послу Франции в России и «просто» давнему другу Вышки Клоду Бланшмезону был вручен диплом почетного профессора ВШЭ.
Итоги лета и лет
30 сентября состоялось первое в новом учебном году заседание Ученого совета Высшей школы экономики.
Почетные знаки ВШЭ
30 сентября на заседании Ученого совета ВШЭ состоялась первая церемония вручения высших наград университета — Золотого почетного знака и Почетных знаков I и II степени Высшей школы экономики.
Прием в бакалавриат ВШЭ в цифрах
Подведены окончательные итоги приема в бакалавриат Высшей школы экономики в 2011 году. Комментарий проректора НИУ ВШЭ Григория Канторовича.
«Прием на первый курс ВШЭ стал рекордным»
Проректор ВШЭ Григорий Канторович комментирует результаты приема абитуриентов бакалавриата в Высшую школу экономики в этом году.
«До 22 августа (20 и 21 — нерабочие дни) абитуриенты еще могут заключить договор на платное обучение»
Проректор ВШЭ Григорий Канторович рассказывает о результатах приема абитуриентов бакалавриата на бюджетные места в Высшую школу экономики.
«Мы примем больше абитуриентов, чем было намечено»
5 августа закончилась так называемая первая волна зачисления в бакалавриат, вузы посчитали, сколько поступающих, которые имеют право стать студентами, принесли подлинники, и теперь определены критерии для зачисления на бюджетные места во «второй волне». Результаты «первой волны» зачисления в Высшую школу экономики в этом году комментирует проректор ВШЭ Григорий Канторович.
Кадровый ответ, или как и где находит работу выпускник ВШЭ
Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования. Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).
«Мы зачислим всех имеющих на это право»
25 июля закончился прием документов на поступление в бакалавриат Высшей школы экономики. Кто из абитуриентов станет студентом? Какой может быть конкуренция за места на факультетах? Когда надо принести подлинник аттестата? На эти и другие вопросы отвечает проректор ВШЭ Григорий Канторович.
«Это уже тенденция — выбирать новое направление обучения в магистратуре»
О результатах подачи заявлений абитуриентов на поступление в магистратуру Высшей школы экономики этого года рассказывает проректор ВШЭ Григорий Канторович.
Первый абитуриент бакалавриата ВШЭ 2011 года
20 июня в Высшей школе экономики начался прием документов от поступающих в бакалавриат университета. Первым зарегистрированным абитуриентом НИУ ВШЭ 2011 года оказался Андрей Зубанов из Иваново.
«Это минимум, необходимый для нормального обучения»
20 июня начался прием документов от абитуриентов бакалавриата. На портале Высшей школы экономики опубликованы минимальные баллы, необходимые для участия в конкурсе в этом году. Комментирует проректор ВШЭ Григорий Канторович.
«Вышка прививает студенту ценный навык — не халтурить»
Ольга Резникова, выпускница бакалавриата и магистратуры ВШЭ — магистерской программы «Математические методы анализа экономики» — получила степень PhD в Католическом университете Лувана (Université Catholique de Louvain). Сейчас работает в бельгийской консалтинговой компании.
«Чем проще система, тем она действенней»
Решением Ученого совета Высшей школы экономики изменены система скидок по оплате стоимости обучения и порядок предоставления этих скидок. Комментирует проректор ВШЭ Григорий Канторович.
Победители олимпиад: награждение и поступление в Вышку
7 июня в Культурном центре НИУ ВШЭ состоялось награждение победителей и призеров олимпиад школьников, организованных или проведенных при участии Высшей школы экономики.
«У абитуриентов нет причин для волнений»
1 мая в «Российской газете» был опубликован приказ №86 Минобрнауки, который внес изменения в перечень вступительных испытаний для некоторых направлений подготовки, и это вызвало естественное беспокойство у абитуриентов вузов. Позже министерство приняло решение оставить в этом году набор профильных предметов для поступления таким же, каким он был заявлен на сайтах вузов еще 1 февраля. Комментарий проректора ВШЭ Григория Канторовича.
Число бюджетных мест в Вышке в очередной раз увеличилось
29 апреля на заседании Ученого совета НИУ ВШЭ была утверждена новая редакция правил приема в Высшую школу экономики и определены контрольные цифры приема в бакалавриат и магистратуру университета в 2011 году.
«Мы вышли за пределы Парижа»
Очередная делегация Высшей школы экономики побывала во Франции — о результатах поездки и перспективах сотрудничества университета с вузами и исследовательскими центрами этой страны в интервью порталу рассказывает директор Центра по сотрудничеству с Францией, Канадой и франкоязычными странами Европы ВШЭ Ирина Мальцева.
Естественное желание участвовать в благотворительности
18 марта в Культурном центре Высшей школы экономики прошел благотворительный вечер, организованный студенческой организацией Международного института экономики и финансов ВШЭ ICEF Outreach.
Главный приз IQ-игр ВШЭ нашел своего первого владельца
В конце февраля в Культурном центре Высшей школы экономики состоялся финал интеллектуальной игры IQ среди старшеклассников. Определились призеры и победитель – команда «Круг 2».
Чему научит Вышка
20 февраля Высшая школа экономики провела День открытых дверей для поступающих в бакалавриат. Если говорить точнее, то свои двери абитуриентам открыл Культурный центр ВШЭ — именно там разместились стенды двадцати факультетов и отделений, приемной комиссии и факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ.
Внешнее признание МИЭФ пришло раньше, чем внутреннее
Победителями «Золотой вышки» в номинации «Вклад в развитие Школы» стали директор Международного института экономики и финансов (МИЭФ) Сергей Яковлев, заместитель директора МИЭФ Олег Замков и заместитель директора МИЭФ Джеффри Локшин. Они награждены за укрепление международной репутации НИУ ВШЭ как центра по подготовке высококвалифицированных специалистов в области экономики и финансов.
В русском стиле
5 февраля в одном из залов Храма Христа Спасителя прошел традиционный зимний бал программы «Эрудит» факультета довузовской подготовки Высшей школы экономики.
Правила приема в ВШЭ: что будет нового?
До 1 февраля все российские вузы должны были опубликовать правила приема в вузы в 2011 году. 28 января на Ученом совете Высшей школы экономики были утверждены новые правила приема в университет. Изменения в правилах (произошедшие и ожидаемые) комментирует проректор ВШЭ Григорий Канторович.
«Научные расчеты, воплощенные в практику»
7 декабря Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий (ИПЦиРЕМ) ГУ-ВШЭ отметил свое пятнадцатилетие.
«Сможем ли подняться на новую ступень?»
26 ноября на заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ обсуждались итоги учебно-методической работы и деятельности блока дополнительного образования в 2009/2010 учебном году, были рассмотрены и другие вопросы жизни университета.
Структурные изменения
8 октября прошло первое в новом учебном году заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. На нем были подведены итоги очередного приема студентов в Высшую школу экономики и принято несколько решений о реорганизации и создании новых структурных подразделений университета.
МСА: прикладные возможности
24–26 августа в Высшей школе экономики прошла IX Международная научная конференция «Применение многомерных статистических методов в экономике и оценке качества». О ее итогах рассказывает заместитель председателя оргкомитета конференции, заведующий отделением статистики, анализа данных и демографии ГУ-ВШЭ Владимир Мхитарян.
Он-лайн день открытых дверей факультета истории
7 июля состоялся он-лайн день открытых дверей, организованный факультетом истории ГУ-ВШЭ. На вопросы в прямом эфире ответили декан факультета Александр Каменский и проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович.
«Все только начинается»
18 июня в Культурном центре Высшей школы экономики состоялась церемония награждения победителей и призеров проведенной ГУ-ВШЭ Межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников.
«Отвечаю на вопросы действительно я, а не робот»
20 мая в подмосковном Нахабино прошла первая конференция «Маркетинг образовательных услуг», организованная компанией Begin Group, в которой приняли участие представители ведущих российских вузов и бизнес-школ, в том числе Высшей школы экономики.
«У нас есть собственный потенциал развития»
23 апреля состоялось заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ, основной темой которого стала оценка итогов научной деятельности университета в 2009 году.
Тайны Минотавра
13 марта клуб Высшей школы экономики «Эрудит» провел полуфинал игры «Лабиринт», в котором приняли участие старшеклассники базовых школ ГУ-ВШЭ.
Бал и двойной юбилей
30 января в Культурном центре ГУ-ВШЭ состоялся ежегодный костюмированный бал, организуемый клубом «Эрудит». На этот раз его темой стала история декабристов.
«Наука должна быть альфой и омегой нашего университета»
29 января состоялось заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ, на котором были утверждены правила приема в бакалавриат и магистратуру университета в 2010 году и проанализирована деятельность аспирантуры в минувшем году.
ЕГЭ: уровнемер системы образования
25 ноября в Высшей школе экономики в рамках цикла встреч «Экономическая политика в условиях переходного периода» состоялся семинар «ЕГЭ: введение нового института». Добавлена видеозапись
«О чем-то грандиозном пока не мечтаю, хотя...»
23 октября в гостинице «Мариотт» состоялось торжественное вручение первокурсникам Высшей школы экономики сертификатов на получение стипендии «Альфа-Шанс». Корреспондент Новостной службы портала побеседовал с некоторыми из них.
Но расслабляться нельзя
25 сентября прошло очередное заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. Основной его темой стало подведение итогов приема в бакалавриат и магистратуру.
Кому проводить олимпиады
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Российского совета олимпиад школьников, которое состоялось 2 сентября в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ. На заседании были подведены итоги олимпиад 2008/2009 учебного года, рассмотрены заявки вузов на их проведение в 2009/2010 учебном году.
Попали навсегда
30 и 31 августа в Москве под девизом «Вышка-сити: попадаешь навсегда» проходили дни первокурсников ГУ-ВШЭ. Вновь прибывшие студенты должны были пополнить население воображаемого города, которое за шестнадцать лет превысило 40 тысяч человек.
«Событие революционное, но без драматических потрясений»
Несмотря на то, что в ходе приемной кампании 2009 года был выявлен ряд проблем, идея приема в вузы на основе единого государственного экзамена себя оправдала. К такому выводу пришли ректор СПбГУ Николай Кропачев и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступившие 25 августа на пресс-конференции в РИА «Новости».
День победы в "Лабиринте"
25 апреля в Культурном центре ГУ-ВШЭ прошла финальная интеллектуальная игра "Лабиринт", которая подвела итоги обучения участников вышкинского клуба для школьников "Эрудит" за этот учебный год.
Зимняя экономическая школа: день четвертый
Четвертый день Школы выдался ярким, солнечным, по-настоящему зимним. С утра в конференц-зале начался парад магистерских программ.
Бал-маскарад в честь юных эрудитов
31 января в Культурном центре ГУ-ВШЭ состоялся торжественный бал, проведенный клубом "Эрудит". В этот вечер в стенах Вышки витал дух истории, юные дамы и кавалеры блистали в костюмах, напоминавших о балах-маскарадах "золотого века" русской литературы.
Довузовский визит к Минотавру
20 декабря в Культурном центре ГУ-ВШЭ прошла очередная интеллектуальная игра "Лабиринт", которая является своеобразным способом подведения промежуточных итогов довузовской подготовки школьников. Игра проводится раз в два месяца.
О новой системе оплаты и повышении зарплаты
3 октября состоялось первое в этом учебном году заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ.
Не вы — для нас, а мы — для вас…
Уже год в Вышке действует Открытая правовая школа для учеников 7—11 классов. Преподают в ней студенты факультета права ГУ-ВШЭ. Преподают успешно: несколько слушателей в этом году стали студентами факультета. О деятельности этой школы рассказывает ее генеральный директор, студентка 4 курса факультета права ГУ-ВШЭ Мария Польникова.
Понедельник начинается в пятницу
У всех нормальных людей День знаний в этом году пришелся на понедельник, первое сентября. У тех же, кто поступил в Вышку, учебный год начался еще в пятницу. 29 августа в Большом концертном зале Российской академии наук прошел День первокурсника ГУ-ВШЭ. Прошел торжественно, но весело, с размахом и легким налетом уместного пафоса.