Шадриков Владимир Дмитриевич
На 86-м году жизни не стало Владимира Дмитриевича Шадрикова, основателя факультета психологии НИУ ВШЭ, настоящего Учителя для всех сотрудников и студентов ныне уже департамента психологии. В последнее время он работал в должности профессора-исследователя и научного руководителя департамента.
Вклад Владимира Дмитриевича в отечественную психологию, в развитие системы среднего и высшего образования в СССР и России, в формирование настоящей научной школы в стенах Вышки настолько велик и значителен, что список заслуг займет многие страницы. За десятилетия своей яркой и продуктивной профессиональной деятельности на основе многочисленных исследований он разработал теорию способностей человека и теорию системогенеза деятельности, создал и развил концепцию неокогнитивной психологии, в которой в качестве основной категории психологии рассматривал мысль, ее структуру и содержание, процессы ее порождения и эволюции. Под руководством Владимира Дмитриевича подготовлено 12 докторских и более 50 кандидатских диссертаций, им самим написано более 350 научных трудов, включая несколько крупных монографий.
Кроме академической деятельности, Владимир Дмитриевич отдал всего себя служению нашему обществу и развитию отечественного образования, занимая значимые позиции в управлении образованием: ректор Ярославского педагогического института (1982–1985), заместитель министра просвещения СССР (1985–1988), первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по народному образованию — министр СССР (1988–1992), заместитель председателя Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России (1992), заместитель председателя Государственного комитета России по высшему образованию (1993–1996 ), первый заместитель министра образования (1996–1998), заместитель министра общего и профессионального образования России (с 1999 года — министра образования России) (1998–2001).
На уровне страны Владимир Дмитриевич был причастен к двум огромным прорывам в области образования — появлению в 1985 году в рамках школьной образовательной программы предмета «Информатика» и разработке Государственных образовательных стандартов для высшего образования в 2004 году.
Владимир Дмитриевич был членом Президентского совета Российского психологического общества, членом Диссертационного совета по психологии ВШЭ, Ученого совета факультета социальных наук и Ученого совета Высшей школы экономики. В.Д. Шадриков — заслуженный обладатель множества почетных наград, званий и медалей, признанный «патриарх российской психологии» (в рамках XXIII Национального конкурса «Золотая Психея»), почетный профессор четырех университетов, ординарный и заслуженный профессор НИУ ВШЭ.
Высшая школа экономики выражает соболезнования родным, близким и ученикам Владимира Дмитриевича.
Коллектив Факультета социальных наук
Это невосполнимая утрата для всех нас. Мы с большой любовью и благодарностью будем Вас помнить и оберегать Ваше научное и профессиональное наследие. Вы были выдающимся Мыслителем, всегда отличавшимся не только поразительной эрудицией и оригинальностью мышления, но и добротой, душевностью, отзывчивостью и настоящей человечностью и мудростью. Вы всегда могли подсказать лучшее решение и утешить в трудной ситуации. Мы будем стараться быть похожими на Вас и достойно продолжать Ваши начинания.
Чумакова Мария Алексеевна, доцент, руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ
Сегодня мы — коллектив департамента психологии — осиротели... Ушел из жизни наш Учитель, наш Руководитель, наш Рулевой. Мы все вместе недавно отметили его юбилей и вместе надеялись, что он будет с нами еще очень долго. Мы привыкли жить и работать, зная, что он так или иначе рядом, что в сложной ситуации можно апеллировать к его мудрости, компетентности, жизненному и профессиональному опыту. К глубочайшему сожалению, этот период нашей жизни сегодня закончился. Теперь дальше нам продолжать путь без него...
Вклад Владимира Дмитриевича в нашу профессию, в нашу науку, в нашу организацию велик и бесценен. Я глубоко и от всей души благодарна Владимиру Дмитриевичу за то, что он «запустил» психологию в ВШЭ и сделал это так, что весь наш коллектив, несмотря ни на что, работает в департаменте и горит стремлением исследовать, обучать и менять мир к лучшему...
Владимир Дмитриевич, спасибо Вам и за профессиональное, и за личное! Вы — большой Человек! И Вы всегда будете в моем сердце и в коллективном сердце департамента.
Кузьминов Ярослав Иванович, научный руководитель НИУ ВШЭ
Жизнь и судьба поворачивают человека, как ювелир рассматривает драгоценный камень, открываются все новые грани нашего характера и наших способностей. Я познакомился с Владимиром Дмитриевичем, когда он был уже очень зрелым человеком, заместителем министра в образовательном ведомстве, и одним из самых опытных там. Было время перемен, и Владимир Дмитриевич воспринимался скорее как консерватор, сдерживатель тех инноваций, юные авторы которых торопливо пытались их воплотить. Юность невнимательно относится к рискам нового — кажется, впереди вся жизнь, чтобы это исправить в случае чего. Это сегодня я понимаю, что времени доделать никогда не хватает.
Владимир Дмитриевич был умным консерватором. Он прошел опыт собственного — советского — реформаторства и хорошо понимал, что любое новое попадает в руки тех же людей, которые много лет делали старое. Он очень хорошо чувствовал «ограничения исполнителя».
Владимир Дмитриевич прожил замечательную жизнь в Вышке — 23 года. Он был нашим постоянным оппонентом в министерстве, и приход его в «гнездо реформаторов» стал тогда сюрпризом для внешних наблюдателей. Но мы сразу пригласили Шадрикова, как только появилась такая возможность.
Создал факультет психологии ВШЭ. Владимир Дмитриевич был академиком, одним из самых влиятельных в образовательном и психологическом сообществе. Но он не стал строить факультет вокруг себя. Он пригласил коллег с совершенно разными позициями и научными интересами. И психфак ВШЭ за очень короткое время стал одним из национальных центров психологической науки и образования.
Стал членом Ученого совета Вышки — одним из самых корневых. Много лет возглавлял самую сложную, кадровую комиссию, — это конкурсы, это судьбы людей. Авторитет Шадрикова был непререкаем. Ему доверяли, никому в голову не приходило усомниться в его беспристрастности и благородстве. Если Владимир Дмитриевич видел наличие неформальных аргументов и обстоятельств, он доносил их до Ученого совета с присущей ему щепетильностью. Владимир Дмитриевич и возглавляемая им комиссия не боялись расходиться во мнениях ни с ученым советом факультета, ни с ректоратом. Можно сказать, Владимир Дмитриевич в Ученом совете стал одной из моральных опор Вышки.
И еще одна грань, без которой Владимира Дмитриевича просто невозможно понять. Он читал, думал и писал книги. Владимир Дмитриевич любил писать книги, формат монографии позволял ему обстоятельность и нескомканность мысли. В этом был романтизм. В наше время клипового восприятия ученый претендует на 10 минут внимания коллег — резюме статьи и, если повезет, модель с доказательством. Владимир Дмитриевич писал для себя, надеясь на подобных себе рыцарей неспешного академического рассуждения. Книги читают немногие, но книги живут дольше.
Вклад Шадрикова в развитие Вышки грандиозен. И я уверен, что его главное детище — департамент психологии — сохранит и приумножит свои лидерские позиции в благодарность к своему основателю.
Соболезную. Для всех нас это огромная утрата.
Якобсон Лев Ильич, вице-президент НИУ ВШЭ
Ушел из жизни Владимир Дмитриевич Шадриков — выдающийся ученый в области психологии и педагогики, видный организатор советского и российского образования, принципиальный, доброжелательный и обаятельный человек.
Владимир Дмитриевич начал трудовую деятельность учителем математики в отдаленном поселке Магаданской области, но у него рано проявился не только интерес к науке, но и задатки настоящего ученого. Уже в относительно молодые годы он получил широкое признание как ведущий советский специалист в области психологии производственного обучения, а впоследствии внес важный вклад в развитие целого ряда разделов психологической и педагогической науки. Знаком признания этого вклада стало избрание Владимира Дмитриевича в 1990 году действительным членом Академии педагогических наук СССР (ныне Российской академии образования).
На всех этапах своей трудовой биографии Владимир Дмитриевич совмещал исследовательскую деятельность с организационной. В 43 года он возглавил крупный вуз, спустя 3 года стал заместителем министра просвещения СССР, а еще через три года — первым заместителем председателя Государственного комитета СССР по народному образованию в ранге союзного министра.
Знания, прогрессивные взгляды и энергия Владимира Дмитриевича оказались не менее востребованными в последующие годы, когда он играл одну из ключевых ролей в преобразовании системы российского образования в соответствии с новыми запросами времени. В этот период Владимир Дмитриевич трудился на постах заместителя председателя Комитета по высшей школе, первого заместителя председателя Государственного комитета по высшему образованию и первого заместителя министра образования Российской Федерации.
В 2001 году Владимир Дмитриевич сосредоточился на исследовательской и преподавательской деятельности, избрав в качестве ее площадки молодую в ту пору Высшую школу экономики. В качестве научного руководителя факультета психологии ВШЭ (ныне департамента факультета социальных наук НИУ ВШЭ) он сыграл неоценимую роль в становлении этого подразделения, высоко ценимого коллегами в России и за рубежом.
Жизненный опыт, авторитет и замечательные человеческие качества Владимира Дмитриевича побудили Ученый совет НИУ ВШЭ избрать его председателем своей кадровой комиссии. В этом качестве Владимир Дмитриевич неизменно проявлял уникальное сочетание требовательности с чуткостью к коллегам, на судьбы которых влияли решения комиссии.
Радаев Вадим Валерьевич, первый проректор НИУ ВШЭ
Мы прощаемся с Владимиром Дмитриевичем Шадриковым, заслуженным профессором НИУ ВШЭ. Он прожил очень насыщенную жизнь и удивительно многое успел совершить. В относительно молодом возрасте руководил крупным университетом, затем долгие годы занимал ответственные посты в сфере образования, вплоть до позиции министра. Но для нас он в первую очередь создатель и научный руководитель факультета (затем департамента) психологии. Владимир Дмитриевич плодотворно работал, его книги продолжали выходить до самого последнего времени. И он многое сделал для нашего университета в целом, долгое время возглавляя кадровую комиссию Ученого совета. Решая кадровые вопросы, он неизменно проявлял взвешенность и особое внимание к людям. Он был во всех отношениях мудрым человеком. Нам будет его не хватать.
Болотов Виктор Александрович, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) (2004–2008), заместитель министра образования РФ (1992–2004)
В этом тексте я не буду подробно рассказывать о том, какой вклад Владимир Дмитриевич Шадриков внес в развитие советского и российского образования! Отмечу лишь, что, будучи заместителем председателя Государственного комитета СССР по народному образованию, занимался совершенствованием содержания (в частности, введением в школьные программы информатики) и организационных основ общеобразовательной школы. В российский период, работая заместителем председателя Комитета по высшей школе, сыграл важнейшую роль в разработке Закона об образовании. Под его руководством создавались стандарты высшего образования, разрабатывалась система государственной аккредитации.
Я плотно работал с Владимиром Дмитриевичем начиная с 1990 года, и я многому учился у него. Меня всегда восхищал его конструктивизм при обсуждении самых сложных проблем.
И еще даже в сложнейшие периоды своей работы он никогда не шел на поводу у начальства!
Светлая память!
Будинайте Гражина Леонардовна, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ
Главное, что мне было известно про Владимира Дмитриевича, — это мудрость и мужество, поскольку мне многократно приходилось убедиться в полном отсутствии у него того, что можно было бы назвать малодушием...
Он действовал мудро, взвешенно, деликатно и великодушно к окружающим. Но при этом ровно в той степени решительно, в которой это необходимо.
Конечно же, много слов можно сказать о Владимире Дмитриевиче как ученом, психологе и творческом человеке! Это отдельный и очень серьезный повод для восхищения и уважения. Очень надеюсь, что тут немало было и будет сказано, просто добавляю свой скромный голос в этот наш хор.
У Владимира Дмитриевича было главное — чутье к настоящему и стоящему, уважение к действительно дельному, а ведь это несмотря на большой опыт административной работы, требующей часто компромисса или, как иногда кажется, предпочтения формального содержательному... Но все мы помним, как он мог сказать, казалось бы, дипломатично, но самую суть, что называется «в точку», как его воодушевляли действительно дельные мысли и идеи...
Это восхищало и вдохновляло. Особенно людей, которые устали или не без оснований скептически иногда относились к «руководству»...
Незаурядный ушел от нас человек. Прежде всего именно человек.
Филиппов Владимир Михайлович, вице-президент РАО, президент РУДН, министр образования РФ (1998–2004)
Уважаемые коллеги!
Российское образование понесло тяжелую утрату: ушел из жизни выдающийся деятель советского и российского образования, академик РАО Владимир Дмитриевич Шадриков.
В.Д. Шадриков не просто известен как руководитель советского и российского образования в ранге министра и заместителя министра. Он внес огромный вклад как крупнейший методолог разработки содержания образования, а также в развитие стандартов школьного образования, высшего образования, в особенности в области педагогического образования. Его фундаментальные результаты, в том числе прикладные аспекты психологической науки, составляют и, я уверен, на многие годы будут составлять основу фундаментальных принципов актуализации содержания образования на всех уровнях.
Учениками В.Д. Шадрикова считают себя многие выдающиеся организаторы российского образования.
Прошу родных, близких и коллег Владимира Дмитриевича принять искренние соболезнования в связи с его кончиной. Уверен, что память об этом выдающемся человеке навсегда сохранится в наших сердцах!
Старовойтенко Елена Борисовна, профессор, руководитель Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ
Все многие годы знакомства с Владимиром Дмитриевичем я видела в нем Любовь. Он любил науку, любил красоту, любил рост своих учеников, любил семью и своих друзей. Жизнь, где есть любовь, — это счастливая жизнь. Множеству людей выпала судьба стать частью его жизни. Его уход не может этого изменить. И он сам как дорогой собеседник, учитель и друг сохранит светлое присутствие в мире каждого, кто знал его.
Яголковский Сергей Ростиславович, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ
Дорогой Владимир Дмитриевич!
Вы навсегда останетесь живым в моем сердце, памяти и опыте совместной многолетней работы. Я очень жалею, что мы не познакомились с Вами раньше, до моего прихода в Вышку 20 лет назад: тогда бы мне удалось еще большему у Вас научиться. Еще глубже впитать Ваше неповторимое умение с лету схватить суть любой проблемы, а потом мгновенно предложить нестандартное и оригинальное ее решение. Не креативность ли это в самом высоком и продуктивном смысле этого слова?
Спасибо Вам за пример того, как можно указать на недостатки и даже поругать, не унижая человеческого достоинства; за умение простым человеческим языком объяснить то, на что иногда не хватает 10 страниц академического текста; за простую человеческую неформальность в общении, которая иногда нужна как воздух. Когда Вы были с нами, было ощущение прикрытости тыла: в самую трудную минуту и в самой сложной ситуации всегда можно было рассчитывать на Ваши совет и помощь. Это очень дорогого стоит.
Спасибо Вам, мудрый Учитель, старший Товарищ и дорогой Коллега, за годы совместного творчества и удовольствия общения с Вами. Светлая память.
Антонова Наталья Викторовна, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ
Вчера ушел из жизни Владимир Дмитриевич Шадриков — основатель нашего факультета психологии НИУ ВШЭ (теперь департамента). Все эти годы он был научным руководителем департамента психологии, и мы всегда могли опереться на его мудрость, получить от него поддержку.
Я работала вместе с ним в диссертационном совете по психологии: когда он его возглавлял, я была ученым секретарем. Сначала мне было довольно сложно усвоить все многочисленные правила и регламенты, связанные с защитами диссертаций, но Владимир Дмитриевич всегда поддерживал и помогал в сложных ситуациях. В самых сложных ситуациях он сохранял спокойствие и сдержанность, на трудности реагировал с юмором.
Такую же поддержку чувствовали от него и соискатели, хотя он и был строг в отношении соблюдения академических норм и логики исследований. Меня всегда поражала острота его ума, умение увидеть нюансы в методологии исследования и в то же время способность разглядеть новые интересные идеи.
Любимым вопросом Владимира Дмитриевича на экзаменах был: «Кто из российских ученых занимался этим вопросом?». Он очень сокрушался из-за того, что нынешние студенты перестают читать российские исследования и все больше ориентируются на зарубежные.
Наш департамент осиротел, нам всем будет очень не хватать Вас, Владимир Дмитриевич. Но все, кто работал и общался с Вами, будут нести частицу Вашего света в сердце.
Колачев Никита Игоревич, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ
Мы с Владимиром Дмитриевичем не были близко знакомы. В основном встречались в рамках аттестационных процедур, когда я обучался в аспирантуре, а позднее — на собраниях департамента психологии, когда я стал полноценно преподавать в университете. Я до сих пор помню все замечания, которые он высказывал по отношению к моей диссертации. По-человечески я каждый раз обижался. Почему обижался? Потому что мне тогда казалось, что все, что я делаю, — это результат экстра-класса, ведь я хорошо разбираюсь в выбранной мною области. Но по прошествии некоторого времени спесь с меня сходила, и я осмыслял все, что Владимир Дмитриевич говорил, старался повернуть исследование в перспективное русло. Теперь я понимаю, что все его комментарии были не в бровь, а в глаз; за 5–10 минут прослушивания доклада он ухватывал абсолютно все слабые места работы и старался их показать.
Также помню, как я сдавал кандидатский экзамен по психологии. Среди членов комиссии был и Владимир Дмитриевич. Второй вопрос моего билета касался типологического подхода к исследованию личности в психологии. Естественно, больше всего вопросов я получил от Владимира Дмитриевича. Не знаю, как так вышло, но он был очень доволен моими ответами. Теперь я понимаю, что это была большая честь для меня.
Мои коллеги, которые не связаны с психологией, но работают в сфере образования, с теплом вспоминают Владимира Дмитриевича, особенно его начинания в области оценочных процедур, подходы к аттестации педагогических кадров и многое другое.
Тяжело на сердце. Светлая память Владимиру Дмитриевичу...
Ключарёв Василий Андреевич, заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии Института когнитивных нейронаук, ординарный профессор НИУ ВШЭ, руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ (2013— 2017)
Владимир Дмитриевич был крепостной стеной, за которой можно было укрыться в трудной ситуации и получить помощь. Мне пришлось работать в Вышке в непростые периоды, порой было очень тяжело. Мы иногда расходились во мнениях о становлении психологии и университета, сильно спорили, но в любых обстоятельствах я шел к нему за поддержкой и получал ее. Всегда.
Порой Владимир Дмитриевич сам звонил и смело предлагал помочь в непростых обстоятельствах. Для нашей команды он стал безоговорочным авторитетом в неуемном вкусе к научной жизни, в неравнодушии, в житейской мудрости. Владимир Дмитриевич излучал оптимизм, и вместе с его уходом оптимизма стало меньше. Если бы не он... страшно подумать, как все бы сложилось с теми идеями, которые мы принесли когда-то в НИУ ВШЭ.
Вечерин Александр Викторович, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ
Владимир Дмитриевич как руководитель обладал уникальным сочетанием стратегического планирования, тактических приемов организации работы и фундаментальных знаний в области теоретической и прикладной психологии. Это позволяло ему последовательно и невозмутимо решать сложные задачи — от развития системы образования в вечерней школе поселка Эвенск Магаданской области до создания трех факультетов психологии в ведущих российских вузах. Немногие знают, что именно благодаря организационным усилиям Владимира Дмитриевича была создана система обучения программированию в школах. Уже через несколько лет наши школьники стали выигрывать международные олимпиады.
Владимир Дмитриевич как коллега всегда был открыт к содержательному диалогу и радушно помогал своим коллегам. Я не знаю ни одного сотрудника, который бы обратился к нему за помощью и не получил ее. На всех совещаниях Владимир Дмитриевич внимательно отслеживал нить дискуссии и аргументы, был готов принять новое. Если между коллегами возникал спор, Владимир Дмитриевич умело приводил его к конструктивным решениям.
Владимира Дмитриевича как человека можно описать двумя словами: «достойный мужчина». Нет, скорее «достойный МУЖ»! Вечная память...
Нартова-Бочавер Софья Кимовна, профессор, заведующая НУЛ психологии салютогенной среды департамента психологии НИУ ВШЭ
Первая мысль, которая возникла у меня при новости о смерти Владимира Дмитриевича: почему я не успела сказать ему то, что думала и чувствовала, при его жизни? Ведь он говорил: «Ты мне позвони!» А я не звонила — думала, что занят, что неудобно, что поговорим еще лично. Возможно, многие чувствуют то же самое. Надо успевать сказать добрые слова людям, пока они живы, пока это может их порадовать и поддержать, возможно, продлить их жизнь.... Но мы суетны, и кажется, что те, кто рядом, будут всегда.
Мои встречи с Владимиром Дмитриевичем были мимолетными, но всегда яркими. Конечно, я знала его работы всегда, и с момента моего прихода в Вышку мы встречались и лично, отмечая моменты своих достижений и вообще жизни. Мы дарили друг другу книги, обсуждали планы, язвили по поводу происходящего...
Его место в жизни департамента психологии было решающим: он не только его создал, но и задавал нужный уровень его жизнеспособности. Вспоминаю, как Мария Фаликман в самом начале стрессовых изменений просила: «Владимир Дмитриевич, ну скажите нам что-то духоподъемное!» — и он отвечал: «У нас есть интеллект, и давайте мы будем им пользоваться».
Владимир Дмитриевич поражал масштабом своей личности, умением отделять главное и второстепенное. Огромной стрессоустойчивостью — и можно только предполагать, сколько пришлось пережить человеку такой силы. Ви́дением горизонтов — он был безусловным стратегом, оптимистичным и волевым. Человечностью — при его занятости он различал людей и любил их при всех их слабостях и недостатках. Готовностью к рискам и ответственностью за неудачи.
Пусть ему будет хорошо там, где он есть сейчас!
Хасаева Таус Хасмагомедовна, доцент, заместитель директора департамента по учебно-методической работе Грозненского государственного нефтяного технического университета
Российская психология очень многое потеряла в связи со смертью Владимира Дмитриевича! Это был человек с большой буквы — Личность — интеллигентный, профессионал, тактичный, очень внимательный! Я очень благодарна Владимиру Дмитриевичу за его научное руководство при написании кандидатской диссертации. Всегда будет в моей памяти!
Фаликман Мария Вячеславовна, профессор Университета Юга (США), руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ (2017–2021)
Когда я пришла работать в департамент психологии НИУ ВШЭ, причем сразу на позицию руководителя, знакомство с Владимиром Дмитриевичем стало для меня одним из самых памятных событий. И в самом деле: руководители сначала факультета, а потом и департамента психологии приходили и уходили, а Владимир Дмитриевич был всегда и смотрел на происходящее с олимпийским спокойствием и даже с некоторой хитринкой во взоре. Мол, посмотрим, что вы еще тут построите. Потому что сам он очень хорошо понимал, что строил, а еще понимал, что заложенная им основа так или иначе приведет к становлению конкурентоспособной площадки по подготовке психологов. Тем удивительнее была та поддержка, на которую он не скупился, особенно когда речь шла об отстаивании интересов департамента на уровне факультета и университета в целом. Его доброжелательность в сочетании с очевидными организаторскими способностями и жизненной мудростью помогала справляться с самыми запутанными ситуациями.
А еще меня не переставало удивлять его неизбывное стремление думать и писать о фундаментальных проблемах психологии. Думал он сразу монографиями — и, вручая очередную недавно вышедшую книгу, всегда просил об обратной связи. Мы несколько раз всерьез разговаривали не о том, как реорганизовать кафедры или решить очередную кадровую проблему, а о том, куда движется психология и что необходимо для того, чтобы движение не было тупиковым. Среди его интересов последнего времени были психофизическая проблема, произвольность, сознание и даже душа как забытая категория психологии. Уверена, что коллеги и ученики Владимира Дмитриевича продолжат развивать те идеи, которые он сформулировал в своих самых недавних работах.
Светлая память и глубокая благодарность.
Кургинян Сергей Сергеевич, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ
Владимир Дмитриевич Шадриков, ученый, педагог, учитель, который всем своим жизненным опытом является примером того, как созидается жизнь человеком. Обращаясь к изучению человека, его внутреннего мира, он видел в нем источник духовных способностей и эволюции мысли. Разговоры с Владимиром Дмитриевичем о жизни, о месте в ней науки и опыта отдельно взятого ученого всегда становились для меня открытием нового. Учиться у него мыслить и принимать решения, а также нести ответственность за эти решения, как мне кажется, было самым ценным для тех, для кого он стал наставником и учителем в жизни, в деятельности. Никогда не забуду его слова: «Я благодарен своим учителям». И в знак этой благодарности он учил и передавал опыт своих учителей другим. Как следствие, им создана научная школа «Системогенез деятельности и способностей человека» в лице известных отечественных психологов.
Особо хотелось бы отметить талант Владимира Дмитриевича в подготовке профессиональных кадров для системы образования и не только. Он видел «способного» и умел помочь ему раскрыться. Делал это искусно и, самое главное, душевно. Опыт научной и педагогической деятельности с ним для меня и тех, для кого он стал наставником и учителем, был и будет всегда ценным, а уход Владимира Дмитриевича из жизни — невосполнимой потерей.
Болотова Алла Константиновна, ординарный профессор НИУ ВШЭ, профессор-исследователь департамента психологии, декан факультета психологии НИУ ВШЭ (2002-—2010)
Молчанова Ольга Николаевна, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ
Захарова Анна Константиновна, старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ
Сегодня все мы испытываем невосполнимую утрату, скорбим по нашему всеми уважаемому и любимому наставнику и учителю Владимиру Дмитриевичу Шадрикову. Он — основатель факультета психологии Вышки. Мы знаем его как энергичного, мудрого, терпеливого и душевного человека, который принес в создание факультета психологии неизмеримую активность, энергию, формирование преподавательского состава, придал импульс научной активности. Именно его неутомимая энергия, терпение, мудрость и душевное участие позволили создать совершенно новый факультет психологии, сохраняющий традиции психологической науки и осваивающий новые направления развития теоретической и прикладной психологии.
Именно оптимизм, вдохновение и необычайная трудоспособность Владимира Дмитриевича позволили создать совершенно новый по содержанию и прикладной направленности научный коллектив в образовательной и исследовательской деятельности.
Мы, ученики, коллеги, с оптимизмом и вдохновением продолжаем работать на факультете и по праву останемся благодарными его создателю, талантливому, мудрому и незабвенному руководителю.
Вся наша профессиональная деятельность строилась под руководством и с неизменным участием Владимира Дмитриевича, понимающего, принимающего, поддерживающего нас во всех делах.
Мы все скорбим и глубоко переживаем утрату.
Патоша Ольга Ивановна, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ
Владимир Дмитриевич навсегда останется для меня Главным Учителем, источником мудрости и нескончаемой поддержки. Он был моим научным руководителем в аспирантуре, давал бесценные советы, причем не только относительно диссертации. Мы всегда долго беседовали с ним, он с большим удовольствием и теплотой вспоминал свой период жизни на севере Дальнего Востока — в Магаданской области, куда уехал сразу после окончания института. Мне посчастливилось выступать ассистентом Владимира Дмитриевича на занятиях, которые он проводил для наших студентов, совместно принимать экзамены, работать вместе над научными проектами. Никогда не забуду его поддержку при подготовке и защите диссертации, а также в период работы на факультете / в департаменте психологии. Даже в самых сложных ситуациях он умел успокоить и помочь найти верное решение. С теплотой буду вспоминать Владимира Дмитриевича — своего научного руководителя, он навсегда останется в моей памяти и сердце.
Россохин Андрей Владимирович, профессор, заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования департамента психологии НИУ ВШЭ
Владимир Дмитриевич Шадриков...
Я ставлю многоточие, потому что и это имя, и сам этот невероятный Человек и Ученый продолжит жить вместе с нами и внутри нас. Лично я всегда буду испытывать к нему не только безграничное уважение, но и глубочайшую благодарность за его неизменную и бесценную для нас поддержку на старте зарождающегося в 2011 году психоаналитического пространства на факультете психологии. Все последующие годы мы продолжали ощущать его внимание и помощь.
Один за другим из нашей профессиональной жизни уходят психологические Динозавры, Мэтры, которых в наш век потребления и жажды быстрых результатов уже больше никогда не будет.
Владимир Дмитриевич, Ваш неиссякаемый внутренний огонь навсегда продолжит жить в каждом из нас.
Татарко Александр Николаевич, профессор департамента психологии, директор Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ
Владимир Дмитриевич был замечательным человеком, давшим путь в психологию очень большому числу хороших специалистов, которые, в свою очередь, уже воспитали и воспитывают следующие поколения психологов. Он отличался мудростью и взвешенностью принимаемых решений, дальновидностью и умением поддержать. Я хорошо помню, когда пришел в Вышку в 2006 году, как Владимир Дмитриевич поддерживал молодых специалистов и помогал им укрепиться на порой непростом пути психологической науки. Будучи хорошим руководителем и наставником, Владимир Дмитриевич был также прекрасным ученым, и его классические труды были и останутся важнейшими источниками психологического знания для тех, кто пришел в психологию.
Нам будет очень не хватать Владимира Дмитриевича. Вечная память.
Осин Евгений Николаевич, доцент Университета Париж — Нантер, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ (2009–2022)
В такие моменты остро ощущается смена поколений в психологии. Мне и моим сверстникам несказанно повезло не только учиться у наших непосредственных учителей, многих из которых, к сожалению, уже с нами нет, но и застать их учителей, таких как Владимир Дмитриевич Шадриков, Владимир Петрович Зинченко, Алексей Алексеевич Леонтьев, Игорь Семенович Кон, — всех имен и не назвать.
В эволюционной психологии считается, что феномен бабушек и дедушек возникает только у человека и необходим для передачи культурного опыта. Самое важное, что наши самые взрослые и мудрые коллеги несли нам не конкретные знания, а что-то мировоззренческое, ценностное, имеющее отношение не только к науке, но и к тому, как прожить жизнь и, главное, ради чего стоит по-настоящему работать в нашей области.
Мне повезло работать с Владимиром Дмитриевичем, и я всегда восхищался тем, как он вел заседания, эффективно разрешая многочисленные споры и разногласия, выслушивал разные мнения и предлагал быстрые и конструктивные решения. За его критикой студенческих работ, которой многие мои ученики побаивались, всегда стояло доброжелательное отношение и желание помочь увидеть проблему с разных сторон. Я очень благодарен Владимиру Дмитриевичу за поддержку и за советы, которыми он помогал мне отвлечься от сиюминутного и увидеть дальние горизонты в научной работе.
И в такие моменты утраты приходит понимание, что тот опыт, который наши учителя и их учителя так щедро давали нам, теперь живет в нас. Это личностное знание, система отношений к миру и к науке, смыслы, выражающие пристрастность познающей личности, без которых наука усыхает. И нам нужно не бояться принимать эстафету и нести это дальше, нашим ученикам. Потому что теперь если не мы, то кто?
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Достижения и поощрения
- Почетная грамота НИУ ВШЭ (март 2024)
- Медаль "Признание - 15 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (январь 2018)
- Почетный знак I степени Высшей школы экономики (февраль 2016)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (сентябрь 2013)
- Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (ноябрь 2012)
- Почетный знак II степени Высшей школы экономики (март 2012)
- Нагрудный знак "Почетный работник науки и техники Российской Федерации" (ноябрь 2007)
- Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (август 2006)
- Орден Почета (апрель 2002)
- Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (октябрь 1999)
- Лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (июнь 1996)
Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2007–2009, 2006–2007, 2005–2006)
Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2012–2014)
Надбавка за академическую работу (2017–2018, 2016–2017, 2015–2016, 2014–2015, 2011–2012, 2010–2011, 2009–2010)
Лауреат премии "Золотая Вышка" 2019 в номинации Вклад в развитие Школы