Избрание нового состава Ученого совета и доклад Ярослава Кузьминова сопровождались обсуждением принципов развития университетов, способности академического сообщества к реформированию и места университета в современном обществе в целом.
Изменения — как внутренней структуры, так и «интерфейса» взаимодействия с внешней средой — всегда были характерны для Высшей школы экономики. Без способности и готовности к переменам Вышке не удалось бы за двадцать лет вырасти из небольшого магистерского вуза в один из крупнейших университетов страны. Но какой должна быть скорость этих изменений? Возможно, лучше сделать паузу, зафиксировать и оценить уже достигнутое, прежде чем двигаться дальше?
Вопрос о «моратории на реформы» сформулировал заведующий отделением культурологии Виталий Куренной, его поддержали несколько других коллег. Доцент Санкт-Петербургского кампуса Алексей Куприянов, в свою очередь, обратил внимание на тяжелый опыт реформирования одного из известных петербургских вузов. Там были созданы совещательные органы с участием профессоров, но на деле они всячески тормозили инициативы ректората. В итоге решения приходилось принимать в обход новых структур. «Мы об этом опыте знаем и, конечно же, его учитываем», — ответил Ярослав Кузьминов.
Основная цель создания «больших» факультетов — ликвидировать лишние бюрократические цепочки
Традиционный для конференций Вышки разговор о бюрократизации продолжил научный руководитель факультета государственного и муниципального управления Алексей Барабашев. Он опасается, что создание «больших» факультетов приведет к появлению новых управленческих структур и только усилит позиции университетских бюрократов.
«Это произойдет, если административный персонал будет находиться вне контроля профессоров, — заметил Ярослав Кузьминов. — У нас, к сожалению, проблема «отвязывания» управленческого персонала состоит в том, что он вынужден работать в условиях отсутствия заинтересованности в самоуправлении со стороны педагогических и научных коллективов. Это широко известная проблема».
Вышка стала настолько большим университетом, что ректорат ни технически, ни физически не может вникать во все административные вопросы. «Основная цель создания «больших» факультетов — ликвидировать лишние бюрократические цепочки, — продолжил ректор ВШЭ. — Мы передадим им от трети до половины средств Программы развития». Это значит, что «дистанция», которую необходимо преодолеть для оформления командировки, выделения новой ставки, оформления на работу, поддержки нового научного проекта или приглашения зарубежного коллеги, станет короче.
С появлением Лицея ВШЭ в университете появляется и еще одна категория работников — преподаватели-методисты
Как известно, Вышка переходит к эффективному контракту. В связи с этим некоторые преподаватели, не удовлетворяющие полностью академическим требованиям, но в чьих услугах университет заинтересован, переводятся на гражданско-правовые договоры. О необходимости защиты их прав на конференции заявил доцент факультета государственного и муниципального управления, один из руководителей межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» Павел Кудюкин. «Их права, безусловно, должны защищаться, давайте подумаем, как это сделать, — согласился Ярослав Кузьминов, — но я хочу подчеркнуть, что мы их к заключению такого договора не принуждаем, это их выбор».
С появлением Лицея ВШЭ в университете появляется и еще одна категория работников — преподаватели-методисты. Ярослав Кузьминов предложил профсоюзным активистам вместе с администрацией ВШЭ разработать специальное положение, определяющее функции и права таких преподавателей.
Еще один вопрос, заданный ректору, касался перспектив реформирования диссертационных советов и системы получения степеней, приближения ее к той, что принята в западных университетах. «Это не от нас зависит, — отметил ректор. — Но если государство решится предоставить ведущим университетам такое право, мы достаточно быстро перейдем к более разумной и, кстати, менее бюрократизированной форме защит». Напомним, что в зарубежных университетах диссертационных советов нет — решение о присуждении PhD принимает не формальная комиссия, а несколько профессоров, специализирующихся в данной области, которые собираются для оценки конкретной работы.
«Мы этого будем добиваться, потому что та система, которая сейчас в России есть, никого ни от чего не защищает, мы находимся в состоянии позорной профанации ученой степени, — подчеркнул Ярослав Кузьминов. — Шансы изменить ситуацию есть, но против них стоит стена людей, которые нечестным путем получили ученые степени за последние двадцать лет».
Но какие механизмы взаимного влияния есть у университетского сообщества и государства? И как скажется на автономии конкретного вуза, Высшей школы экономики, тот факт, что ректор университета больше не избирается конференцией работников, а назначается учредителем, то есть российским правительством? Этот вопрос задал старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ Григорий Юдин*.
Репутация университета — лучшая гарантия его автономии. Кто является хозяином университета? У нас он не один. Это и правительство, и коллектив, который в нем работает. Один хозяин без другого университет держать не может
Репутация университета — лучшая гарантия его автономии, уверен Ярослав Кузьминов. «Кто является хозяином университета? У нас он не один. Это и правительство, и коллектив, который в нем работает, — пояснил ректор ВШЭ. — Один хозяин без другого университет держать не может. И в зависимости от того, кто из них активен и осознает свои интересы, а кто пассивен и осознает их слабо, реальные «права собственности» смещаются из стороны в сторону. С учебным заведением, коллектив которого обладает хорошей репутацией, второй собственник будет обходиться бережно, потому что не захочет, чтобы этот коллектив ушел. А если академический коллектив вялый, то с этим университетом, даже если ректор его избирается и на бумаге у него полная автономия, можно делать все, что угодно».
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
* Григорий Юдин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Кузьминов Ярослав Иванович
ректор ВШЭ