Каждый год несколько инициативных образовательных проектов кадрового резерва ВШЭ получают грантовую и институциональную поддержку. В этом году победителями стали три команды: одна из них занимается инклюзивным образованием, вторая — обучающими видеокурсами по математике, а третья разрабатывает научно-исследовательские семинары для лицеистов ВШЭ.
Участники проектов рассказали корреспонденту новостной службы ВШЭ о своих проектах, их целях и первых результатах.
Александр Калгин, руководитель проекта, преподаватель департамента государственного и муниципального управления
Участие в кадровом резерве дало нам возможность встретить единомышленников и получить поддержку нашего проекта со стороны руководства Вышки, коллег и экспертов. До того как мы попали в кадровый резерв, мы не задумывались о том, как осуществить наши идеи, а инфраструктура резерва предоставила действующий механизм реализации задуманного проекта.
В процентном соотношении численность студентов с инвалидностью составляет примерно 1% от числа всех студентов (по данным на 1 октября 2015 года в Вышке учится 193 студента с ограниченными возможностями или инвалидностью). Сейчас их поддержка ведется по заявкам Управлением социальной сферы и Управлением организации учебного процесса, то есть содействие оказывается в ответ на конкретные просьбы студентов. Иными словами, университет не располагает полными данными о нуждах таких ребят. Прежде всего, в рамках нашего проекта мы проведем серию глубинных интервью со студентами с особыми потребностями, которые учатся в нашем университете. На основе собранных данных мы составим «Атлас потребностей студентов с ОВЗ», а затем и «Карту возможностей», которые может им предложить университет.
Следующая проблема, которую мы выявили (мы провели пилотный опрос 83 преподавателей во всех кампусах Вышки) и которая, я надеюсь, скоро будет решена — это отсутствие у преподавателей необходимого опыта и методической поддержки для работы со студентами с ОВЗ. По результатам опроса мы видим, что преподаватели сталкивались на своих занятиях с ребятами с ограниченными возможностями, при этом многие хотели бы быть более подготовленными с методической или организационной точки зрения (например, приносить на занятия со слабовидящим ребятами не только бумажные распечатки, но и тот материал, с которым они смогут работать).
Мы убеждены, что в университете работа по выявление нужд студентов с особыми возможностями и инвалидами должна идти на постоянное основе. И мы знаем, что Вышка делает шаги в этом направлении, например, совершенствуется система учета поступающих студентов с ОВЗ.
Еще одним шагом на пути развития инклюзивного образования может быть введение в учебные планы факультативов, направленных на помощь в адаптации студентов с ОВЗ к образовательному процессу в вузе. Такие курсы могли бы выбирать те ребята, которые в этом нуждаются.
Мария Волконская, доцент департамента иностранных языков, инициатор проекта и один из участников команды
Мы также изучили (и планируем продолжать это делать) лучшие практики в области инклюзивного образования, которые есть в нашей стране: опыт Бауманки, МГППУ, Челябинского государственного университета, Новосибирского государственного университета и других вузов. Благодаря победе в конкурсе наше общение с профессионалами в сфере инклюзии стало выходить на уровень реального сотрудничества, прямого диалога с целым рядом экспертов, которых мы пригласим в Вышку для обмена опытом.
Университет идет навстречу особым потребностям студентов. Осталось сделать эту работу более системной и донести эту информацию до абитуриентов, чтобы они не боялись поступать в Вышку
Анализ инклюзивной практики других университетов, интервью со студентами, консультации с экспертами — все это поможет нам в разработке рекомендаций для преподавателей. Сегодня то, как преподаватель работает с такими ребятами, определяется не его специальной подготовкой или последовательной политикой университета, а личным опытом и участием. По результатам нашего опроса выяснилось, что уже существующие методические рекомендации, к сожалению, не являются для преподавателей реальной помощью.
В целом, по результатам первых интервью уже можно сказать, что университет идет навстречу особым потребностям студентов. Осталось сделать эту работу более системной и донести эту информацию до абитуриентов, чтобы они не боялись поступать в Вышку.
Анастасия Шалаева, преподаватель Школы философии, руководитель проекта
Я веду в лицее ВШЭ курс по теории познания уже два года, и, как и все мои коллеги, преподаю по новому ГОСТу (ФГОС 2.0), согласно которому каждый выпускник школы должен владеть исследовательскими компетенциями. То есть за два года (10-11 класс) он должен подготовить индивидуальное исследование: самостоятельно найти тему, сформулировать ключевой вопрос, цель и задачи, подобрать профессиональную литературу и критически ее осмыслить. И в итоге представить текст, отвечающий основным академическим требованиям, хотя и не абсолютно оригинальное исследование, так как речь идет о школе. Вот здесь и возникает основная проблема: как школьнику после девяти лет обучения, пересказов и изложений без подготовки начать исследовать и находить новое?
Как показывает практика, это не очень просто. Многие из тем, которые ребята формулируют с первого раза в начале 10 класса, больше похожи на заголовки статей в СМИ или блогов в социальных сетях и очень далеки от исследовательского подхода. Хотя индивидуально с помощью супервайзеров из числа преподавателей и научных консультантов некоторым ребятам это удается.
Мы же предлагаем лицеистам, перед которыми стоит задача написать исследовательскую работу, пройти курс НИС по программе, разработанной участниками проекта (Сергеем Бариновым, Натальей Долгоруковой, Анастасией Копыловой, Олегом Морозовым). Пока мы разработали программы семинаров по четырем направлениям — истории, филологии, истории знания и философии, полевым исследованиям (сейчас также ведем переговоры и консультируемся с социологами и экономистами).
Первый установочный семинар для десятиклассников пройдет уже 14 мая, занятия будут посвящены общим вопросам: как выбрать тему, какие темы удачны, какие не очень, как поставить ключевой вопрос, как работать с источниками, как планировать свое исследование? Надеюсь, что в мае мы успеем провести еще один семинар по методам исследовательской работы, который даст лицеистам некоторый заряд на то, чтобы летом подумать о своем исследовании, начать работать над ним и прийти в сентябре на НИС с новыми идеями. Также я надеюсь, что разработанные программы НИС будут использоваться и в рамках мероприятий факультетского дня, когда лицеисты приходят на профильный факультет, чтобы познакомится со студентами, посетить занятия и получить консультации вузовских преподавателей. Думаю, что результаты нашей работы будут полезны и преподавателям лицея при планировании исследовательской деятельности в старшей школе.
Работая над проектом, мы стараемся учитывать советы участников кадрового резерва и экспертов, которые очень помогли нам в подготовке заявки, а сейчас помогают разрабатывать программы НИС, находить новые идеи, оригинальные подходы, необычные перспективы и возможности.
Павел Гавриленко, младший научный сотрудник Международной лаборатории теории представлений и математической физики, руководитель проекта
Наша идея заключается в том, чтобы делать качественные и увлекательные научно-популярные видео-ролики по математике и другим естественным наукам и выкладывать их на YouTube и другие каналы. Эти видео должны быть интересны не только студентам матфака и школьникам, учащимся в специализированных классах, но и людям, далёким от науки. И мы очень надеемся, что попутно те, кто будут смотреть наши материалы, начнут ассоциировать математику, физику, computer science с Вышкой. А эти направления в нашем университете одни из самых сильных в стране.
Школьное обучение часто даёт детям представление о математике как о чём-то унылом, так как направлено на сдачу формальных экзаменов и концентрирует внимание на технической стороне математики, на заучивании формул и методов
Кроме того, я просто верю в необходимость популяризация науки, это хорошее дело. К сожалению, школьное обучение часто даёт детям представление о математике как о чём-то унылом, так как направлено на сдачу формальных экзаменов и концентрирует внимание на технической стороне математики, на заучивании формул и методов. Школа часто отпугивает от попытки разобраться в сути, и не позволяет понять, что математика — это не только задачи с большим количеством параметров, она может быть увлекательна, интересна и красива.
Мы уже написали несколько сценариев для наших роликов. Сценаристов у нас много, потому работа идет непрерывно: сначала мы набрасываем идеи, о чём вообще можно рассказать, потом пишем несколько сценариев, выбираем лучшие, доводим их до ума и раскладываем на кадры. Сейчас как раз этап, когда мы заканчиваем работу над первыми двумя сценариями. После этого приступим к съёмке: будем снимать «говорящие головы», проводить разные демонстрации и эксперименты. Следующий этап — отрисовка графики. После этого — монтаж и выкладывание на YouTube. Ну а дальше — распространение роликов, репосты в сообществах научной тематики, реклама на своих сайтах. Таковы наши планы. Мы продолжаем искать среди наших студентов рассказчиков и ребят с классными идеями и сюжетами, которые готовы сотрудничать.
Что касается кадрового резерва, то для нас он оказался плацдармом и толчком, без которого воплощение в жизнь этих идей было бы сомнительно. Благодаря конкурсу удалось собрать действительно замечательную разностороннюю команду, куда вошли как резервисты, так и много хороших людей, не относящихся к нему, но это оказалось не страшно.
Мезенцева Людмила, новостная служба портала ВШЭ