«Большая пятёрка» предсказала тягу россиян к алкоголю
А вот наличие высшего образования сокращает потребление спиртного. Хотя и не так сильно, как думали раньше
Сначала коротко
Проблема: Потребление алкоголя в России сокращается. Постепенно снижаются «алкогольная» смертность и преступность. Однако, по данным ВОЗ, наша страна всё равно остаётся в двадцатке самых пьющих.
Решение: Отношение человека к спиртному формирует не только внешняя среда. Ответственны за тягу к алкоголю и некогнитивные (психологические) навыки — черты характера и социально-эмоциональные особенности поведения. Однако их влияние изучено мало из-за чего недостаточно используется как инструмент антиалкогольной политики.
Теперь подробнее
В психологии воздействие особенностей личности на уровень потребления алкоголя обычно изучается на небольших выборках и без связи с социально-экономическими показателями, что в значительной степени снижает валидность получаемых данных. Ксения Рожкова, Сергей Рощин и Яна Рощина из НИУ ВШЭ провели исследование на данных массового опроса с учётом всех параметров. Учёные измерили вклад некогнитивных навыков в вероятность и объём потребления россиянами спиртных напитков и подтвердили роль личных качеств в «алкоголизации» населения. Кроме того, новые данные заставили переоценить значимость фактора образования, считающегося одним из главных в снижении чрезмерного потребления алкоголя. С препринтом работы можно ознакомиться на сайте НИУ ВШЭ.
О чём речь?
Основная цель исследования состояла в проверке влияние некогнитивных навыков, входящих в так называемую «Большую пятерку» (Big Five) черт личности. Этот термин впервые появился в 1981 году в работе американского психолога Льюиса Голдберга, а сегодня это одна из самых популярных моделей, на основе которой можно составить портрет личности.
«Большая пятерка» объединяет следующие характеристики:
добросовестность/сознательность (conscientiousness). Включает такие характеристики, как упорство, аккуратность, трудолюбие, обязательность, стремление к порядку;
экстраверсия (extraversion) — ориентация интересов и энергии человека на внешний мир, а не на субъективный опыт (общительность, энтузиазм, эмоциональная теплота, склонность к приключениям, активность);
невротизм/нейротизм (neuroticism) — отражает эмоциональную стабильность или нестабильность (беспокойство, импульсивность, неуверенность, раздражительность, уязвимость к стрессам, враждебность);
открытость опыту (openness) — подразумевает творческое начало (креативность, любознательность, хорошее воображение);
согласность/доброжелательность (agreeableness) — способность идти на компромиссы и быть дружелюбным (сговорчивость, кооперация, альтруизм, доверие, скромность).
Как изучали?
Для работы были взяты результаты опроса RLMS-HSE 2016–2018 годов — социально-демографические показатели 5,3 тыс. жителей России в возрасте от 20 до 60 лет, информация об их некогнитивных навыках (ответы на 24 вопроса по категориям «Большой пятерки») и о потреблении алкоголя (вопросы о вероятности воздержания, предпочитаемых напитках, периодичности и объемах выпиваемого).
Данные анализировались с помощью различных эконометрических моделей. В качестве основных применялись пробит- и тобит-модели со случайными эффектами.
Пробит — это модель бинарного выбора, позволяющая оценить вероятность события в зависимости от переменных. Тобит — модель, которую применяют, когда зависимая переменная имеет ограничения возможных значений. В данном случае переменная объёма алкоголя ограничена снизу — люди не могут пить меньше 0 литров. И если не учитывать это ограничение, оценки будут несостоятельны. Использование моделей со случайными эффектами позволяет учитывать различия между разными людьми в потреблении алкоголя.
Контроль осуществлялся по 19 индивидуальным и региональным характеристикам: от пола, возраста, этнической принадлежности, семейного положения и массы тела человека до доходов на душу населения, цен на спиртное и температуры воздуха в регионах.
Что получили?
Не связанной с «алкогольными» практиками оказалась только одна черта — доброжелательность или согласность. Степень влияния остальных отличается, в том числе для мужчин и женщин, но главный вывод однозначный: особенности личности определяют отношение к алкоголю — предсказывают вероятность и объем потребления.
Так, оказалось, что чем человек добросовестнее (упорнее, трудолюбивее, обязательнее), тем меньше он выпивает и больше шансов, что не начнёт. Тем более что добросовестность — это ещё и дальновидность. У таких людей лучше развиты самоконтроль, потребность в накоплении человеческого капитала (инвестиций в свое здоровье и образование), ориентация на здоровый образ жизни.
Увеличение сознательности на одно стандартное отклонение, подсчитали исследователи, повышает вероятность воздержания от алкоголя на 2,5 п.п. для мужчин и на 1,7 п.п. для женщин, а также снижает объем потребления на 38 п.п. и 28 п.п. соответственно.
В то же время, экстраверты пьют больше, а открытые новому опыту люди — меньше. В отличие от добросовестности эффект экстраверсии противоположный. Ориентация на внешний мир, жажда общения ведут к частым социальным контактам, а значит, к большей возможности выпить и меньшей вероятности отказаться от рюмки.
Увеличение экстраверсии на одно стандартное отклонение сокращает возможность воздержания на 2,1 п.п. для мужчин и на 2,7 п.п. для женщин и «наращивает» объём потребления на 27 п.п. и 24 п.п. соответственно.
У открытых новому опыту (креативных, любознательных, с хорошим воображением) зависимость обратная. Чем сильнее эта черта личности, тем меньше спиртного: на 7 п.п. — у мужчин. Для женщин связи не обнаружено, зато сильнее эффект нейротизма. Эмоциональная нестабильность, неуверенность, тревожность, уязвимость перед стрессами подталкивает к выпивке. Объём потребляемого алкоголя у мужчин с этой выраженной чертой прибавляет 7 п.п., тогда как у женщин почти в два раза выше — 13 п.п.
Истоки гендерного различия, вероятно, в разной мотивации к распитию алкоголя. «У мужчин он чаще ассоциируется с конформизмом и стремлением получить приятные ощущения, у женщин — с защитой от негативных эмоций. Кроме того, более высокий нейротизм связан с депрессивными эпизодами, которые чаще испытывают женщины, а алкоголь в этом случае может служить инструментом самолечения», — поясняют учёные.
Известно, что образование снижает потребление алкоголя. Исследование НИУ ВШЭ такую связь подтвердило: наличие высшего образования сокращает объём выпитого в месяц на 50 п.п. (мужчины) и 31 п.п. (женщины), среднего специального — на 37 п.п. и 21 п.п. соответственно. Однако это всё без учёта некогнитивных навыков.
Когда в анализ включили «Большую пятёрку», те же цифры заметно уменьшились. Для выпускников вузов — почти вдвое — до 26 п.п. у мужчины и 16 п.п. у женщины. А для выпускников колледжей — до 24,8 п.п. и 11,6 п.п.
«Без изучения личностных черт влияние образования на поведение, связанное с алкоголем, переоценивается, — заключают учёные. — Университеты и колледжи дают новую социальную среду, но качества личности, связанные с ограничением потребления алкоголя (например, добросовестность, экстраверсия, нейротизм), к студенчеству уже формируются. Исследования близнецов показывают, что 30–50% самооценочных личностных черт наследуются, причем экстраверсия и нейротизм — наиболее наследуемые категории “Большой пятёрки”, а сознательность в основном представляет собой итог первичной социализации».
Для чего это нужно?
На сокращение потребления алкоголя в России работает государственная политика. Оценки некогнитивных навыков могут помочь ей практически, а пересмотр исследователями эффекта образования ставит важный вопрос. Концентрироваться на профилактической работе со студентами — не поздно ли? Если личностные черты, провоцирующие склонность к чрезмерному потреблению спиртного, к этому времени уже сложились, то и действовать нужно раньше — развивать психологические особенности, в первую очередь сознательность, ещё в школе.
IQ