К обману готовы
Кому не верят российские потребители и почему
Россияне не считают, что смогут защитить свои потребительские права, не надеются на государство, не доверяют магазинам и товаропроизводителям. Такие настроения негативно сказываются на отношении к политической системе, утверждает социолог Регина Решетеева в исследовании на данных RLMS HSE и опроса свыше пятисот москвичей.
Жалуйтесь!
Главное для потребителя в России — не быть обманутым. К обману он всегда готов, как и к привычно худшему развитию событий, говорит Регина Решетеева.
Все это переносится на восприятие представителей рынка, особенно в случае возникновения потенциальной угрозы.
«Представьте, что в крупной партии молочных продуктов обнаружена опасная инфекция. Как вы считаете, что сделают их производители и магазины?» — смоделировала ситуацию исследовательница.
«Скроют информацию» — ответили около 60% участников опроса (декабрь 2017, население Москвы 18+, 532 чел.). По мнению около 30%, информация будет, но не полная.
Манипулировать правдой станет и государство, убеждены москвичи: 83% полагают, что в критических условиях оно тоже преследует собственный интерес.
Уровень доверия потребителей
Представьте, что в крупной партии молочных продуктов обнаружена опасная инфекция. Как вы считаете, что в этой ситуации сделают… (%)
«Культура подозрения унаследована от советского опыта. С приходом рынка формат отношений между потребителем и продавцом изменился, однако асимметрия власти в пользу продавца в оценках населения осталась», — пишет Регина Решетеева.
Причем речь именно о подозрении, которое, в отличие от недоверия, позволяет действовать. Например, так:
«В последние годы растет спрос на формальные способы защиты потребительских прав. Россияне стали чаще жаловаться на представителей торговли в Роспотребнадзор. Динамика обращений прогрессировала с 2005 г. и достигла максимально высокого уровня в период экономического кризиса (2014–2017 гг.). По данным Верховного Суда РФ, в 2013 г. в суды поступили 383 458 исков от потребителей, а в 2016 г. — уже 503 110».
Границы контроля
Экономическая справедливость в понимании граждан — это адекватные цены, качественные товары и приоритет «норм солидарности над стимулом получения прибыли».
Жители Москвы считают, что производители и продавцы справедливость нарушают. Первые способны экономить на качестве продуктов (42% опрошенных), вторые — действуют исключительно из своей выгоды (68%) и могут безосновательно повышать цены (46%).
Ожидания от нечестной торговли провоцируют повышенный спрос на контроль, в первую очередь государственный. Почти 80% населения (всероссийский мониторинг RLMS-HSE) за то, чтобы государство устанавливало стоимость продуктов питания (с начала 1990-х годов оно не имеет права этого делать).
87% участников московского опроса тоже сторонники надзора, но не только со стороны власти. Регуляторами цен они назначают:
государство (55% опрошенных);
магазины (15%);
производителей (13%);
независимые общественные организации (13%).
Регулирование цен
Кто в первую очередь должен отвечать за контроль рыночных цен на продукты питания в России? (% от тех, кто считает, что цены нужно контролировать)
Суммарная доля магазинов и производителей, на взгляд автора исследования, велика и объясняется тем, что по советскому прошлому в Москве не скучают.
«Среди московских потребителей идея интервенции государства в рынок абсолютной поддержкой не пользуется. Идея предсказуемости и понятности советского прошлого тоже озвучивалась осторожно: информанты сожалели об утраченных стандартах качества товаров, но к возврату в потребительский быт СССР относились крайне сдержанно».
Критика от незащищенных
В Советском Союзе люди жили при постоянном дефиците. Это было плохо и вместе с тем привычно и предсказуемо. Рыночная система принесла свободу выбора, но лишила ощущения безопасности.
Почти 60% москвичей не уверены, что смогут защитить свои права на качественные и безопасные покупки и услуги, на возврат денег за бракованный товар, на его ремонт по гарантии и т.д. Примерно столько же не надеются в данном вопросе на государство.
Это, по словам Регины Решетеевой, подтверждает связь между потребительской удовлетворенностью и отношением к политической системе: чем больше у покупателей и клиентов сферы услуг трудностей, тем они критичнее к власти.
Не случайно, по результатам опроса:
30% не согласны с тем, что государство заинтересовано в решении проблем населения;
44% в той или иной степени уверены, что оно впустую тратит налоги;
54% склонны думать, что политиков не волнует мнение простых граждан.
30% сомневаются в компетентности людей, управляющих страной.
IQ