Средний класс
Кто он и на что тратит деньги
Динамику российского среднего класса и его поведение в сфере платных услуг изучили в Центре анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. Исследование на данных RLMS-HSE охватывает 2000-2017 годы. Результаты представили на XX Апрельской международной научной конференции.
Между богатыми и бедными
Вопрос, кого включать в средний класс, неоднозначен. Общепризнанных методик нет, соответственно, численность «середняков», подсчитанная по-разному, может значительно отличаться.
Исследователи ВШЭ применили подход на основе трех критериев:
- Благосостояние;
- Социально-профессиональный статус;
- Самоидентификация.
1. Благосостояние
Средний класс идентифицируется с учетом следующих компонент: доходы, сбережения, имущество (товары длительного пользования), недвижимость, активы, типичные для села (земельные участки, выручка от личных подсобных хозяйств).
В 2017 году по параметру благосостояния к среднему классу относился 21% российских домохозяйств. С 2000-го показатель практически не изменился.
2. Социально-профессиональный статус
Признаками среднего класса считаются высшее образование при регулярной занятости, не связанной с физическим трудом, или малое предпринимательство.
В 2017 году — 29,4% домашних хозяйств (в 2000 — 19,3%).
3. Самоидентификация
Учитываются субъективные оценки доходов, личного уважения и властной позиции, которые фиксируются в RLMS-HSE на основе шкал с девятью градациями. Средним классом признаются домохозяйства, для которых значения по двум или всем шкалам — выше среднего.
В 2017 году — почти 50,8% семей (в 2000 – 41,8%).
Три в одном
Средний класс неоднороден. В нем выделили несколько групп:
Ядро. Включает тех, кто «проходит» по всем критериям (благосостояние, социально-профессиональный статус, самоидентификация).
Полуядро. Соответствуют двум из трех критериев.
Периферия. Соответствуют одному из трех.
По сумме домохозяйств ядра и полуядра определяется обобщенный средний класс, а добавление к ним периферии очерчивает границы совокупного среднего класса.
В России 2017 года на обобщенный средний класс приходилось 28,4% населения. Доля совокупного составляла 67,6%, в том числе:
5,5% — ядро;
около 23% — полуядро;
чуть больше 39% — периферия.
Численность ядра в последние годы несколько уменьшилась — сказался экономический спад в стране. Теряя тот или иной статус, представители первой группы перемещались во вторую. Благодаря этому полуядро с 2013 к 2017 году не только не сократилось, но немного увеличилось.
Доля периферии ни в кризис, ни по итогам 2017-го существенно не трансформировалась. «Отчасти потому, что группа в основном состоит из семей, относящихся к среднему классу лишь по признаку самоидентификации», — поясняется в исследовании.
Совокупный средний класс постоянно рос в 2000-2015 годах, при переходе к 2017-му тенденция была прервана. В сегменте обобщенного приращение фиксировалось вплоть до 2017 года.
Востребованное потребление
Отличительная особенность среднего класса — активность в сфере платных услуг. Его представители более других инвестируют в человеческий капитал (обучение — собственное и своих детей, медобслуживание), в страхование, банковские продукты, отдых и досуг.
Изменилось ли что-то вслед за проблемами в экономике? По выводам социологов, да, но лидерские позиции не утрачены, показатели обращения к платным услугам в 2017 году либо восстановились, либо пошли вверх:
Образование для детей
Среди «середняков» потребителей этих услуг вдвое больше, чем среди населения в целом. В 2015 году о расходах на занятия в детских дошкольных учреждениях, школах, секциях, кружках и т.д. заявляла четверть семей ядра и полуядра (обобщенный средний класс) и 18,5% — периферии. В 2017-м зафиксирован значительный рост таких трат.
Образование для взрослых
Востребовано меньше, чем обучение детей: в 2017 году — от 4,7% до 9,3% в зависимости от групп. Однако динамика существенно выше: с 2000-го доля пользующихся услугами прибавила 66% (обобщенный средний класс) и 81% (периферия).
Медицина
Ядро и полуядро активнее остального населения, а вот периферия ближе к тем, кто в средний класс не попадает. Самое значительное расхождение наблюдалось в 2015 году по доле пациентов стационаров. В кризис стоимость лечения, очевидно, ударила по карману большинства граждан. Впрочем, в 2017 году число клиентов всех видов платной медицины снова увеличилось.
Страхование
Высокие темпы прироста потребителей. С 2000 года в 2,7 раза (обобщенный средний класс), в 2 раза (периферия).
Досуг и отдых
Обобщенный средний класс — в лидерах, но реагирует на экономические трудности острее: в 2013–2015 годы расходующих деньги на отдых и развлечения стало меньше. Однако уже в 2017-м отмечен рост не только по отношению к 2015, но и к докризисному 2013 году.
IQ