• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социум в сетях

Как общаются россияне

Социум в сетях

©Essentials/ISTOCK

В России сравнительно низкий уровень доверия – 42% граждан относятся к окружающим настороженно. Однако это не мешает высокой включенности населения в различные социальные сети: часты контакты с друзьями и родственниками, все активнее общение онлайн, в трудной ситуации большинство уверено, что не останется с проблемой один на один. Яна Рощина и Екатерина Куфлина выяснили это в исследовании «Дифференциация социального капитала россиян и ее факторы»

Открытость осторожных

Социальный капитал — связи между людьми, зависящие в том числе от норм поведения и доверия. Низкий уровень последнего в России выявил опрос RLMS-HSE 2016 года. Чуть больше 42% жителей РФ старше 14 лет посчитали, что в общении всегда нужно быть осторожным, 41% полагают, что доверие ситуативно, и лишь около 17% готовы доверять большинству.

Уровень доверия зависит от возраста, образования, пола, места жительства. С возрастом и ростом образованности он падает. Среди молодежи до 25 лет доверяющих большинству 21%, в группе 41–60 лет — 15,5%, а 61+ — 15,4%.

С точки зрения образования самая высокая доля доверяющих (около 21%) в среде школьников 10–11 классов. Окончившие вуз осмотрительнее: 15%.

Женщины и селяне менее доверчивы. Первые по сравнению с мужчинами, вторые — с горожанами. При этом женщины и жители сел, занятые на рынке труда, более других доверяют коллегам по работе, а горожане — руководству своих предприятий.

Близкие рядом

У абсолютного большинства россиян есть родственники, живущие отдельно. Общение с ними не редкость. Около трети (29%) встречаются, переписываются по электронной почте, разговаривают по телефону или Скайпу практически ежедневно. Почти столько же — несколько раз в неделю. Чуть меньше (23,5%) — несколько раз в месяц.

Похожая частота общения с друзьями: около четверти населения видится/переписывается/созванивается с ними каждый день, 29% — несколько раз в неделю.

Чаще других с друзьями контактирует молодежь. Свыше половины (53%) тех, кому меньше 25 лет, отмечают, что делают это почти каждый день. Среди молодых и самая высокая доля имеющих большое (от 11 человек) число близких друзей.

Около 30% россиян сообщили, что у них один-два близких друга, и довольно много (21%) заявили, что друзей нет совсем. О последнем главным образом говорит старшее поколение (61+) — друзья отсутствуют у трети из них. 

К кому пойти за помощью

В 2016 году в анкету RLMS‑HSE были включены вопросы об ожидании помощи в трудной ситуации (купить лекарство, получить совет, одолжить денег).

Выяснилось, что обращаться, прежде всего, готовы к семье, родственникам и близким друзьям. При этом обнаружены значительные различия между демографическими группами:

 молодые (14–25 лет) в первую очередь рассчитывают на проживающих вместе с ними родственников, близких друзей и друзей в социальных сетях онлайн;

 люди среднего возраста (26–40) полагаются на близких друзей, знакомых и коллег по работе;
 у 41–60-летних несколько снижается роль близких друзей, но сохраняется роль коллег;
 пожилые старше 60-ти чаще других рассчитывают на родных, живущих отдельно, а также на соседей, церковь и общественные организации.

Большую поддержку позволяет получить высокий уровень образования. Для сельских жителей значимее помощь родственников и соседей. Для горожан — близких друзей и коллег.

С религией и без

Важная составляющая социума — религиозная жизнь. Насколько жители РФ включены в нее, показали ответы на вопросы о частоте посещения церкви и ощущении поддержки со стороны других верующих.

Степень включенности оказалась невелика — достаточно активно (несколько раз в месяц) на религиозных мероприятиях бывают лишь 6% россиян.

Дружбу и поддержку в религии большинство (60%) не находит. А в числе тех, кто получает и то и другое (31,5%), чаще встречаются пожилые, женщины, люди с образованием 8–9/10–11 классов школы и жители городов.

В онлайне

Отдельный аспект взаимодействия — социальные сети в интернете («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook и другие). По данным 2016 года, 43% взрослого населения России общаются в них 2–5 лет, 33% — 6–9 лет, 13% — 10 и более.

Интересно, что старожилами оказались преимущественно жители сел. Например, свыше 10 лет таким интернет-сервисом пользуются 15% селян и лишь 6% горожан.

Большинство сидит в соцсетях почти каждый день (65%) или один-два раза в неделю (26%). Доля тех, у кого более 500 друзей, мала — 1,7%.

Каждому свой капитал

«Сети онлайн, возможная поддержка в трудной ситуации, контакты с друзьями и родственниками и включенность в жизнь церкви могут быть интерпретированы как разные виды (аспекты) социального капитала», — говорят авторы исследования. Сопоставив с помощью факторного анализа значения 17 переменных, измеряющих уровень доверия, частоту общения и проч., они оценили объем капитала для групп населения по полу, возрасту, образованию и месту жительства:

 социальный капитал, накопленный онлайн, оказался более характерен для молодых и людей с высшим образованием;
 наибольшая уверенность в получении помощи присуща представителям среднего возраста (41–60 лет), лицам с высшим образованием и женщинам;
 молодежь, сельские жители и мужчины более предрасположены к доверию и активному общению с друзьями. Для них же менее типична вовлеченность в родственные сети;
 пожилые и женщины чаще других ищут опору в религиозных общинах и практиках.

IQ

Авторы исследования:

Яна Рощина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической социологии, ведущий научный сотрудник Центра лонгитюдных обследований Института социальной политики НИУ ВШЭ
Екатерина Куфлина, стажер-исследователь Центра лонгитюдных обследований Института социальной политики НИУ ВШЭ