Гендерный парадокс
Ученые ВШЭ установили разницу между удовлетворенностью работой мужчин и женщин
Женщины в России довольны работой больше, чем мужчины, несмотря на худшие условия труда и меньшую – на 25% – зарплату. Причины и особенности такого гендерного парадокса изучили исследователи ВШЭ.
Принявшие реальность
Российские женщины по сравнению с мужчинами более удовлетворены различными аспектами своей занятости – от надежности работы и служебных обязанностей до режима и условий труда, установили ученые по результатам анализа данных Росстата*.
Такая ситуация объясняется феноменом гендерного парадокса: женщины ожидают от работы меньшего, поэтому принимают ситуацию, сложившуюся в реальности.
Исключение составляет уровень зарплаты. Здесь гендерный парадокс не работает. Оплатой труда женщины удовлетворены меньше, чем мужчины. Исследователи называют несколько причин:
уровень женских зарплат ниже мужских. По данным RLMS-HSE, к началу 2017 года разница составляла 25%;
женщины нуждаются в достойной оплате труда, поскольку часто только они пополняют семейный бюджет;
даже когда основные деньги приносит муж, их не всегда хватает и заработок жены остается значимым.
В целом зарплатой в РФ вне зависимости от пола довольна меньшая часть занятых – 36,6%. Больше всего (82%) россиян удовлетворены режимом работы, он устраивает 79% мужчин и 85% женщин.
Удовлетворенность различными аспектами работы мужчин и женщин в России, %
Источник: «Комплексное наблюдение условий жизни населения» (Росстат, 2014)
Разница в подходе
На удовлетворенность работой влияют образование, возраст, тип семьи и трудового контракта, отмечают исследователи.
Разный уровень образования – это разные трудовые ценности. Лица без высшего образования чаще заняты физическим трудом, меньше думают о его престиже, поэтому для них, в отличие от представителей «белых воротничков», важнее условия работы, комфорт рабочего места или расстояние до него. Высокообразованные, наоборот, ориентированы на содержательную, интересную работу, даже если она дальше от дома.
Меньше всего удовлетворены работой люди моложе 25 лет – активные, на старте карьеры. Больше – те, кому за 55. Недовольные к этому возрасту уже уходят с рынка, а оставшиеся либо «воспринимают работу как нечто дополнительное», либо «достигают наилучших позиций и довольствуются своими карьерными успехами».
Трудовой контракт на неопределенный срок сильнее всего влияет на оценку удовлетворенности надежностью работы, что, по словам ученых, естественно: такой контракт, как правило, гарантирует сохранение места и выплату зарплаты.
Результаты исследования также показали, что среди мужчин больше удовлетворены работой мужчины-одиночки. Женщины из неполных семей с детьми, напротив, меньше довольны работой по сравнению с женщинами из других типов семей. Первые не обременены обязательствами, зарабатывают для себя. Трудовая жизнь вторых регулируется совмещением профессиональных и семейных обязанностей и более высокими требованиями к работе (гибкий график, менее интенсивный режим).
200 лет до равенства
Удовлетворенность трудом и ее гендерные особенности зависят не только от субъективных оценок самого человека, но и от объективных характеристик – уровня занятости в стране, заработных плат, мест в должностной иерархии.
По этим характеристикам, как подтверждают международные исследования, женщины уступают мужчинам.
Уровень женской занятости ниже. В странах с низкими доходами населения примерно на 10%, с высокими – около 15%. Российский показатель – свыше 6% (занятость мужчин 83,5%, женщин 76,9% – Росстат, 2015).
Женщины с меньшей вероятностью трудятся полный рабочий день. Они сосредоточены на менее высоких должностях – в целом по миру занимают до одной трети всех управленческих позиций.
Труд мужчин и женщин оплачивается неодинаково. По данным ОЭСР, разница (в пользу мужчин) варьируется от 6% в Новой Зеландии до 37% в Южной Корее. «Равноправие» в зарплатах ожидается не скоро. В докладе ВЭФ The Global Gender Gap Report 2017 на ликвидацию гендерного неравенства в сфере оплаты труда эксперты отводят 217 лет. IQ
* Эмпирическую основу исследования составили два раунда «Комплексного наблюдения условий жизни населения» (Росстат, 2011 и 2014 гг.). Объем выборки по занятым: 11014 человек (2011 год) и 62421 человек (2014 год).