Зачем пенсионерам работать
После выхода на заслуженный отдых россияне готовы трудиться даже за небольшую прибавку к пенсии.
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Оксана Синявская, заместитель директора, заведующий Центром комплексных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ.
Анна Ермолина, младший научный сотрудник Центра комплексных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ.
Елизавета Любушина, стажер-исследователь Центра комплексных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ.
Невысокие пенсии заставляют работающих пенсионеров продолжать трудиться. Зарплата в 40 тысяч рублей увеличивает вероятность занятости пожилых людей почти в три раза. Хотя большинство из них работают за гораздо меньшие деньги, выяснили Оксана Синявская, Анна Ермолина и Елизавета Любушина в исследовании* «Занятость после выхода на пенсию в России: роль пенсий — активное долголетие или вынужденная необходимость?».
Результаты исследования представлены
на XVIII Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ
Стимул к труду
Результаты исследования показывают, что в России неудовлетворенность своим материальным положением — важнейший фактор занятости пенсионеров. Эта мотивация далека от концепции добровольного сохранения трудовой активности ради повышения благополучия в пожилом возрасте — важного элемента активного долголетия.
Проблемы со здоровьем — главный ограничитель продолжения трудовой деятельности, и этим Россия мало отличается от других стран. Плохое или очень плохое состояние здоровья снижает шансы сохранить занятость на 47% для мужчин и 40% для женщин, наличие инвалидности — на 63% и 48% для мужчин и женщин соответственно.
Хороший уровень образования пенсионеров и принадлежность к более высокой профессиональной группе стимулируют их продолжать работу. Диплом вуза или ученая степень увеличивает отношение шансов (вероятность занятости к вероятности незанятости) быть занятым для мужчин на 87%, для женщин — на 67%.
Приличная зарплата — отличный стимул продолжить работать. Так, доход в 5–6 МРОТ (в настоящее время МРОТ составляет 7,5 тысяч рублей) повышает отношение шансов продолжения трудовой деятельности почти в три раза.
При этом значительная часть представителей старшего поколения готова трудиться даже за небольшую прибавку к пенсии. Как подтверждают российские исследования, примерно четверть работающих пожилых людей в РФ занята неквалифицированным трудом. Чаще всего они работают в госсекторе, в том числе в организациях здравоохранения, образования, науки, культуры, где зачастую платят не так много.
У занятости женское лицо
На экономическую активность в старшем возрасте сильно влияют семейные факторы. Отсутствие супруга/партнера повышает отношение шансов работать на пенсии для женщин на 25%. Причем только для женщин, и именно они в первую очередь обеспечивают рост уровня занятости. Одинокие женщины стремятся работать на пенсии, вероятно, из-за нехватки финансовых средств, и готовы это делать даже за зарплату в 2–3 МРОТ.
«Каждая вторая женщина в первые пять лет после наступления общеустановленного возраста выхода на пенсию продолжает работать, что почти вдвое выше, чем в середине 1990-х годов», — комментируют исследователи. Уровень занятости женщин 60–72 лет, составлявший в 1995 году 18,5%, за двадцать лет увеличился более чем в 2,5 раза. Занятость мужчин того же возраста выросла в 1,7 раза: с 16,2% в 1995 году до 27,6% в 2015 году.
Пенсионеры трудятся дольше
Пожилые люди стали работать дольше во всех странах. Этому способствует совершенствование качества медпомощи, увеличение продолжительности жизни, повышение пенсионного возраста и улучшение состояния их здоровья.
Например, с 2000 года этот показатель для 60–64-летних увеличился более чем в три раза в Болгарии и Венгрии и более чем в два раза — в Латвии, Чехии, Финляндии, Франции, Германии. В 2015–2016 годах, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), уровень занятости граждан 55–64 лет был наиболее высок в Исландии (84,7%), Новой Зеландии (76,1%), Швеции (74,5%), Швейцарии (72,8%), Норвегии (72,6%).
В среднем по странам ОЭСР в 2015 году уровень занятости 55–64-летних составил 58,1%. В России — 45,2%. По мнению авторов исследования, это отчасти объяснимо «плохим состоянием здоровья, низким пенсионным возрастом и большей распространенностью досрочных пенсий».
В старших возрастных группах (65+) в России в 2015 году было занято 7,4%, что больше, чем в Литве (6,3%), Чехии (5,7%), Болгарии (4,2%), Венгрии (2,1%). Однако значительно меньше, чем в Исландии (39,1%), Грузии (43,3%), Корее (31,5%), Чили (24,2%), Японии (22,7%), Израиле (19,2%).
*Информационная база исследования — панельные данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ-ВШЭ) за 2010–2014 годы. Выборка охватывает работающих пенсионеров в возрасте от 45 до 74 лет (3680 человек, в том числе 1145 мужчин и 2535 женщин).
См. также:
Пенсионерам нужны гибкие формы занятости
Плохое здоровье не мешает пожилым россиянам долго работать