Ожидание высокой зарплаты способствует ее росту
Чем выше зарплатные требования соискателей, тем больше оказывается их доход на следующем месте работы, выяснили исследователи НИУ ВШЭ
авторы исследования:
При приеме на работу имеет смысл претендовать на зарплату чуть выше той, что платят уже работающим сотрудникам. Результаты исследования ученых НИУ ВШЭ показали, что завышение на 1% наименьшей суммы, за которую человек согласен начать трудиться (ее еще называют резервируемой зарплатой), сопровождается увеличением фактической зарплаты на 0,25%
Причем такая позиция у высокопроизводительных сотрудников с адекватной оценкой своих возможностей приводила даже к более быстрому получению работы, отметили Ростислав Капелюшников и Анна Лукьянова в исследовании «Парадоксы формирования резервируемой заработной платы на российском рынке труда».
Эта работа – первый опыт анализа на российских данных, по результатам Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ-ВШЭ) за 2006–2014 годы. Исследователи изучили зарплатные ожидания 11894 безработных старше шестнадцати лет, половина из которых женщины, треть — сельские жители. 50% респондентов имели среднее образование, 15% — высшее. Четверть опрошенных не имели опыта работы, а половина — ушли с прошлого места работы по собственному желанию. Лишь каждый десятый был зарегистрирован в государственной службе занятости и получал пособие.
Кто поднимает планку
Резервируемая зарплата, безусловно, зависит от персональных характеристик (заработка на последнем месте, продолжительности поиска работы) и состояния локальных рынков.
Авторы исследования выяснили, что более высокие требования к зарплатам предъявляют:
- мужчины (их зарплатные ожидания примерно на 40% выше, чем у женщин);
- люди, состоящие в браке и имеющие детей;
- обладатели среднего и высшего профобразования;
- проживающие в более обеспеченных семьях. Наличие финансовой «подушки безопасности» дает им больше времени для выбора.
У студентов и пенсионеров требования к размеру оплаты труда чаще всего на 10% ниже рынка.
Сверхоптимистичными бывают те, кто ищет работу впервые. У вынужденно уволенных запросы на 6–8% ниже, чем у ушедших с прошлой работы добровольно.
Зарплатная планка в селах на треть ниже, чем в городах.
При этом большое значение имеют изменения на местных рынках труда. Как показало исследование, прирост на 1% среднего уровня заработной платы в регионе повышает на 1% и резервную зарплату его жителей, почти такой же порядок цифр — при снижении уровня безработицы.
«Тесная связь резервируемой заработной платы с макроэкономическими характеристиками — одна из особенностей российского рынка труда. Во многих других странах такая связь является очень слабой либо вообще отсутствует», — пояснили эксперты ЦеТИ.
Знать себе цену
Выводы ученых безработные проверяют практикой. Они склонны устанавливать резервную зарплату на завышенном уровне — больше средней по рынку и той, что они получали на своем прошлом месте работы. Это наблюдается и в других странах, но нигде, кроме России, разрыв не является столь внушительным, отметили авторы исследования. Данных за последние годы пока нет, но, к примеру, до кризиса 2008-2009 годов резервная зарплата превосходила фактическую на прошлом месте работы почти в два раза, а в посткризисный период — в полтора раза.
Возможные причины такого несовпадения кроются в особенностях поведения россиян при поиске работы, считают ученые:
- соискатели устанавливали резервную зарплату на «нерыночном» уровне из-за того, что владели ограниченной и искаженной информацией об обстановке на рынке труда;
- они имели неверные представления о собственной привлекательности в глазах работодателей, переоценивали свои способности и квалификацию;
- могли вообще не следовать сознательной стратегии поиска и не определяли никакого минимального уровня зарплаты.
Правда, безработные не склонны крепко держаться за свои первоначальные ожидания и готовы быстро их пересматривать. Новая зарплата, на которую они соглашались после столкновения с реальностью, чаще всего оказывалась гораздо ниже намеченной. В среднем запросы в сторону уменьшения через год корректировали 54% респондентов.
Шансы на успешное трудоустройство зависят от уровня образования и увеличиваются с возрастом, отметили ученые. Большая вероятность найти хорошее предложение у мужчин, у активно занимающихся поиском работы и тех, кто имеет случайные подработки.
Чем дольше человек находится без работы, тем меньше шансов ее получить. Причины, считают эксперты, могут быть связаны с «постепенным обесценением человеческого капитала в ходе поиска» и с тем, что «индивиды с более низкой производительностью на более длительное время застревают в состоянии незанятости».
Оптимизм на пользу рынку
Результаты исследования парадоксальны, констатировали исследователи. С одной стороны, зарплатные ожидания в России завышены — вроде бы оторваны от реальности. С другой, потенциальные работники оценивают свои перспективы вполне реалистично — «резервируют» оплату не случайно, а экономически осмысленно.
Для того, кто знает себе цену и действует последовательно, это приводит к положительным результатам. Особенностью же большинства безработных является неустойчивый «поисковый оптимизм»: высокие требования к зарплате в начале поиска и готовность к ее последующему существенному снижению.
Такая неустойчивость, по мнению экспертов, влияет на российский рынок труда в целом — повышает его гибкость и препятствует формированию высокой долговременной безработицы.
См. также:
Низкая самооценка может стать предвестником безработицы
Трудовая мобильность открывает работникам новые перспективы