• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Детские пособия в России платят не тем

Треть детских пособий получают семьи, которые могут без них обойтись. Зато более 40% нуждающихся их не имеет.

Детские пособия в России платят не тем

Автор исследования:
Анна Филиппова, сотрудник Лаборатории экономических исследований общественного сектора Центра фундаментальных исследований (ЦФИ) НИУ ВШЭ
 

Детские пособия в России положительно воздействуют на среднедушевые доходы семей, однако их влияние на уровень бедности достаточно слабое. Причины – в небольшой доле пособий в семейных доходах, а также в том, что госпомощь не получают 41,4% нуждающихся, зато их выплачивают трети небедных домохозяйств с детьми.

В работе «Оценка эффективности социальной защиты (на примере детских пособий)» Анна Филиппова проанализировала влияние выплат на бедность и уровень благосостояния семей. Доклад по результатам исследования был представлен в рамках прошедшей в НИУ ВШЭ XVII Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Основой исследования стали данные RLMS-HSE (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ) за двенадцать лет наблюдений – с 2003 по 2014 годы.

Деньги не для всех

Анализ характеристик респондентов RLMS-HSE выявил разницу между семьями, получающими и не получающими детские пособия, между получателями пособий на детей до и после 1,5 лет.

В домохозяйствах без пособий выше доли работающих и пенсионеров, а доля детей – ниже. Это обуславливает их более высокие доходы. Семьи с пособиями чаще проживают в сельской местности, без пособий – в областных центрах. Среди получателей выплат для детей до 1,5 лет больше полных семей, для детей от 1,5 лет – матерей-одиночек.

В системе выплаты детских пособий есть «провалы и утечки».

Денежную госпомощь получают около трети небедных домохозяйств с детьми и не получают более сорока процентов бедных, пояснила автор исследования.

Таблица 1. Связь отдельных характеристик домохозяйства и факта получения/неполучения детского пособия, %

Показатель

Семьи, получающие детские пособия

Семьи, не получающие детские пособия

Все детские пособия

40,47

59,53

Бедность

Небедные домохозяйства

32,88

67,12

Бедные домохозяйства

58,56

41,44

Тип населенного пункта

Областной центр

31,81

68,19

Город

37,54

62,46

ПГТ

39,22

60,78

Село

56,69

43,31

Состав домохозяйства

Полная семья

40,47

59,53

Мать-одиночка (в т.ч. с другими родственниками)

42,31

57,69

Отец-одиночка (в т.ч. с другими родственниками)

30,59

69,41

Другие семьи

36,45

63,55

Высшее образование матери

У матери нет высшего образования

44,53

55,47

У матери есть высшее образование

30,89

69,11

Высшее образование отца

У отца нет высшего образования

42,45

57,55

У отца есть высшее образование

30,3

69,7

Как влияют выплаты на доход семей

Данные RLMS-HSE позволили проследить изменение величины пособий и их доли в доходах домохозяйств с детьми в течение двенадцати лет. Размер среднего пособия для детей от 1,5 лет с 2003 по 2014 год рос постепенно, до 1,5 лет – менялся достаточно сильно. Последнее связано с резким повышением в 2007 году выплат по беременности и родам (их максимальный размер увеличился с 16125 до 23400 рублей) и по уходу за ребёнком (с 700 до 1500–6000 рублей).

Рисунок 1. Средняя доля детских пособий в доходах домохозяйств, %

В 2014 году средняя доля пособий на детей до 1,5 лет в доходах домохозяйств составила 15,4%, пособий на детей от 1,5 лет – 4,45%. При этом доля домохозяйств, получающих пособия на детей до 1,5 лет, остаётся относительно стабильной, а получающих пособия на детей от 1,5 лет с годами сильно сокращается.

 Исследователи такие цифры объясняют отрицательной зависимостью госпомощи от доходов семей.

Во-первых, всё меньше домохозяйств проходят проверку нуждаемости, обязательную для назначения ряда региональных детских пособий, отметила автор доклада.

Во-вторых, вероятно, чем больше растёт доход домохозяйств, тем меньше они склонны обращаться за детскими пособиями из-за возникающих при этом издержек (временных и моральных).

Рисунок 2. Доля домохозяйств, получающих пособия на детей, %

 

Отечественная система детских пособий сформировалась ещё в СССР. Ее современный вариант отличается от советского частичным переводом на адресную основу.

Пособия делятся на федеральные и региональные. Выплата большинства из них производится до достижения ребенком 1,5 лет.

Основную часть составляют федеральные, прежде всего:

  • по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • по беременности и родам;
  • единовременные пособия при рождении ребенка.

Основная региональная выплата – ежемесячное пособие, предусматривающее проверку нуждаемости. Также на социальную помощь в регионах могут рассчитывать многодетные семьи (в зависимости или вне зависимости от их дохода), дети военнослужащих (в том числе погибших и пропавших без вести), дети, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов.

Проверка нуждаемости

Моделирование влияния социальных выплат на бедность и доходы семей с детьми, проведенное в рамках исследования, показало: детские пособия в России положительно воздействуют на среднедушевые доходы семей, снижают риск их бедности, однако влияние на бедность достаточно слабое. Причины – в небольшой доле пособий в семейных доходах, а также в «провалах и утечках».

Повысить эффективность пособий, по мнению эксперта НИУ ВШЭ, может улучшение их таргетирования, в частности – «перевод пособий для детей от 1,5 лет на стопроцентно адресную основу с концентрацией в наиболее нуждающихся семьях».

Пособия, которые составляют ничтожную часть от доходов семей, предлагается «либо отменить, либо изменить так, чтобы они направлялись на поддержку именно бедных семей с детьми».

Кроме того, полагает исследователь, необходима единая база данных по пособиям, выплачиваемым в регионах (пока ничего подобного в стране нет).

 Презентации «Оценка эффективности социальной защиты (на примере детских пособий)» (PPTX, 281 Кб)

 

См. также:

«Материнский капитал» помог рожать раньше, но не больше

 Семейная политика Франции пригодится России

 Социальная помощь остается безадресной