Детские пособия в России платят не тем
Треть детских пособий получают семьи, которые могут без них обойтись. Зато более 40% нуждающихся их не имеет.
Детские пособия в России положительно воздействуют на среднедушевые доходы семей, однако их влияние на уровень бедности достаточно слабое. Причины – в небольшой доле пособий в семейных доходах, а также в том, что госпомощь не получают 41,4% нуждающихся, зато их выплачивают трети небедных домохозяйств с детьми.
В работе «Оценка эффективности социальной защиты (на примере детских пособий)» Анна Филиппова проанализировала влияние выплат на бедность и уровень благосостояния семей. Доклад по результатам исследования был представлен в рамках прошедшей в НИУ ВШЭ XVII Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
Основой исследования стали данные RLMS-HSE (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ) за двенадцать лет наблюдений – с 2003 по 2014 годы.
Деньги не для всех
Анализ характеристик респондентов RLMS-HSE выявил разницу между семьями, получающими и не получающими детские пособия, между получателями пособий на детей до и после 1,5 лет.
В домохозяйствах без пособий выше доли работающих и пенсионеров, а доля детей – ниже. Это обуславливает их более высокие доходы. Семьи с пособиями чаще проживают в сельской местности, без пособий – в областных центрах. Среди получателей выплат для детей до 1,5 лет больше полных семей, для детей от 1,5 лет – матерей-одиночек.
В системе выплаты детских пособий есть «провалы и утечки».
Денежную госпомощь получают около трети небедных домохозяйств с детьми и не получают более сорока процентов бедных, пояснила автор исследования.
Таблица 1. Связь отдельных характеристик домохозяйства и факта получения/неполучения детского пособия, %
Показатель |
Семьи, получающие детские пособия |
Семьи, не получающие детские пособия |
Все детские пособия |
40,47 |
59,53 |
Бедность | ||
Небедные домохозяйства |
32,88 |
67,12 |
Бедные домохозяйства |
58,56 |
41,44 |
Тип населенного пункта | ||
Областной центр |
31,81 |
68,19 |
Город |
37,54 |
62,46 |
ПГТ |
39,22 |
60,78 |
Село |
56,69 |
43,31 |
Состав домохозяйства | ||
Полная семья |
40,47 |
59,53 |
Мать-одиночка (в т.ч. с другими родственниками) |
42,31 |
57,69 |
Отец-одиночка (в т.ч. с другими родственниками) |
30,59 |
69,41 |
Другие семьи |
36,45 |
63,55 |
Высшее образование матери | ||
У матери нет высшего образования |
44,53 |
55,47 |
У матери есть высшее образование |
30,89 |
69,11 |
Высшее образование отца | ||
У отца нет высшего образования |
42,45 |
57,55 |
У отца есть высшее образование |
30,3 |
69,7 |
Как влияют выплаты на доход семей
Данные RLMS-HSE позволили проследить изменение величины пособий и их доли в доходах домохозяйств с детьми в течение двенадцати лет. Размер среднего пособия для детей от 1,5 лет с 2003 по 2014 год рос постепенно, до 1,5 лет – менялся достаточно сильно. Последнее связано с резким повышением в 2007 году выплат по беременности и родам (их максимальный размер увеличился с 16125 до 23400 рублей) и по уходу за ребёнком (с 700 до 1500–6000 рублей).
Рисунок 1. Средняя доля детских пособий в доходах домохозяйств, %
В 2014 году средняя доля пособий на детей до 1,5 лет в доходах домохозяйств составила 15,4%, пособий на детей от 1,5 лет – 4,45%. При этом доля домохозяйств, получающих пособия на детей до 1,5 лет, остаётся относительно стабильной, а получающих пособия на детей от 1,5 лет с годами сильно сокращается.
Исследователи такие цифры объясняют отрицательной зависимостью госпомощи от доходов семей.
Во-первых, всё меньше домохозяйств проходят проверку нуждаемости, обязательную для назначения ряда региональных детских пособий, отметила автор доклада.
Во-вторых, вероятно, чем больше растёт доход домохозяйств, тем меньше они склонны обращаться за детскими пособиями из-за возникающих при этом издержек (временных и моральных).
Рисунок 2. Доля домохозяйств, получающих пособия на детей, %
Отечественная система детских пособий сформировалась ещё в СССР. Ее современный вариант отличается от советского частичным переводом на адресную основу.
Пособия делятся на федеральные и региональные. Выплата большинства из них производится до достижения ребенком 1,5 лет.
Основную часть составляют федеральные, прежде всего:
- по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- по беременности и родам;
- единовременные пособия при рождении ребенка.
Основная региональная выплата – ежемесячное пособие, предусматривающее проверку нуждаемости. Также на социальную помощь в регионах могут рассчитывать многодетные семьи (в зависимости или вне зависимости от их дохода), дети военнослужащих (в том числе погибших и пропавших без вести), дети, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов.
Проверка нуждаемости
Моделирование влияния социальных выплат на бедность и доходы семей с детьми, проведенное в рамках исследования, показало: детские пособия в России положительно воздействуют на среднедушевые доходы семей, снижают риск их бедности, однако влияние на бедность достаточно слабое. Причины – в небольшой доле пособий в семейных доходах, а также в «провалах и утечках».
Повысить эффективность пособий, по мнению эксперта НИУ ВШЭ, может улучшение их таргетирования, в частности – «перевод пособий для детей от 1,5 лет на стопроцентно адресную основу с концентрацией в наиболее нуждающихся семьях».
Пособия, которые составляют ничтожную часть от доходов семей, предлагается «либо отменить, либо изменить так, чтобы они направлялись на поддержку именно бедных семей с детьми».
Кроме того, полагает исследователь, необходима единая база данных по пособиям, выплачиваемым в регионах (пока ничего подобного в стране нет).
Презентации «Оценка эффективности социальной защиты (на примере детских пособий)» (PPTX, 281 Кб)
См. также:
«Материнский капитал» помог рожать раньше, но не больше