Проблема реальности самости в современной аналитической философииRealism about the Self in Contemporary Analytic Philosophy
Соискатель:
Турко Дмитрий Сергеевич
Руководитель:
Члены комитета:
Васильев Вадим Валерьевич (ФГБОУ ВО "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова", доктор философских наук, председатель комитета), Гаспаров Игорь Гарибович (ФГБОУ ВО "Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко", кандидат философских наук, член комитета), Косилова Елена Владимировна (ФГБОУ ВО "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова", доктор философских наук, член комитета), Нехаев Андрей Викторович (ФГАОУ ВО "Омский государственный технический университет", доктор философских наук, член комитета), Секацкая Мария Александровна (Heinrich-Heine-University Duesseldorf (Германия), PhD, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
8/23/2023
Диссертация принята к защите:
8/23/2023
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
10/25/2023
Диссертация представляет собой исследование в области онтологии личности. Она посвящена проблемам реальности и природы самости (self), личности и субъекта опыта с учётом дискуссий в современной аналитической философии. Автор защищает феноменалистский процессуальный реализм в отношении самости, согласно которому фундаментальная природа самости или личности — быть опытным (феноменальным) процессом. В некоторых аспектах этот подход близок к идем современных теоретиков (Б. Дейнтона, Д. Захави, Н. Решера, Г. Стросона), но восходит к идеям представителей философии раннего Нового времени — Р. Декарта, Дж. Локка и Д. Юма. Автор критикует антиреалистические и не-феноменалистские теории. Предложена натуралистическая теория самостей, отождествляющая их с существами, наделёнными чувствительностью (sentience). Дан ответ на критику сторонников нейрофилософского антиреализма (Т. Метцингер, П. Чёрчленд) и буддийского редукционизма о самости (М. Сидериц). Разработана теория субъекта опыта, трактующая его не как отдельную сущность, а как внутренне присущее свойство опыта. Предложена критика анимализма — позиции, согласно которой каждый из нас тождественен человеческому животному. Анимализм и не-феноменалистские теории онтологии личности признаются лишь акцидентально истинными. В пику «сильному» варианту реализма, утверждающему онтологическую независимость самостей, делается вывод об онтологической зависимости самости от поддерживающей ее основы. Однако самость укоренена в своей основе лишь случайным образом: тождество основы не необходимо для тождества личности. В конце работы предложен аргумент в пользу того, что личности являются нередуцируемыми сущностями.
Актуальность диссертации заключается в важности вопросов метафизики личности для многих областей практической философии: биоэтики, этики животных, этики окружающей среды, этики ИИ, морального статуса личности. Многое в этих областях зависит от фундаментальных идей и концепций, поставляемых метафизическим дискурсом о личности. В настоящее время эти области становятся все более важными по целому ряду причин. Другая причина актуальности диссертации заключается в общей актуальности метафизики личности сегодня. В отличие от проблемы диахронического тождества личности, теме онтологии личности в аналитической философии до недавнего времени не уделялось достаточного внимания. Но за последние несколько десятилетий возникли новые позиции в онтологии личности: анимализм, нарративизм, феноменализм, нейрофилософский антиреализм и аналитический буддизм. Сами эти позиции, их аргументы и отношения между ними требуют прояснения; диссертация отчасти заполняет эту исследовательскую лакуну.
Актуальность диссертации заключается в важности вопросов метафизики личности для многих областей практической философии: биоэтики, этики животных, этики окружающей среды, этики ИИ, морального статуса личности. Многое в этих областях зависит от фундаментальных идей и концепций, поставляемых метафизическим дискурсом о личности. В настоящее время эти области становятся все более важными по целому ряду причин. Другая причина актуальности диссертации заключается в общей актуальности метафизики личности сегодня. В отличие от проблемы диахронического тождества личности, теме онтологии личности в аналитической философии до недавнего времени не уделялось достаточного внимания. Но за последние несколько десятилетий возникли новые позиции в онтологии личности: анимализм, нарративизм, феноменализм, нейрофилософский антиреализм и аналитический буддизм. Сами эти позиции, их аргументы и отношения между ними требуют прояснения; диссертация отчасти заполняет эту исследовательскую лакуну.
Диссертация [*.pdf, 1.90 Мб] (дата размещения 8/24/2023)
Резюме [*.pdf, 367.02 Кб] (дата размещения 8/24/2023)
Summary [*.pdf, 340.69 Кб] (дата размещения 8/24/2023)
Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации
Отзывы
Отзыв научного руководителя
- Гаспарян Д.Э. (дата размещения 8/21/2023)
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата философских наук (протокол № 2 от 25.10.2023). Решением диссертационного совета (протокол № 8 от 30.10.2023) присуждена ученая степень кандидата философских наук.
Ключевые слова:
См. на ту же тему
Становление темпоральных понятий античной философии (архаический и классический периоды)Кандидатская диссертация
Соискатель: Плешков Алексей Александрович
Руководитель: Руткевич Алексей Михайлович
Дата защиты: 6/21/2016
Логико-онтологические основания современной аналитической теологии (на материале концепции Алвина Плантинги)Кандидатская диссертация
Соискатель: Горбатова Юлия Валерьевна
Руководитель: Порус Владимир Натанович
Дата защиты: 6/26/2012