• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эстетика видеоигрового медиума: зрительский и игровой опыт в интерактивной средеAesthetics of the video game medium: spectator and gamer experience in interactive environment

Соискатель:
Шибаев Максим Валерьевич
Члены комитета:
Очеретяный Константин Алексеевич (ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет", кандидат философских наук, председатель комитета), Кириченко Владислав Владимирович (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", кандидат филологических наук, член комитета), Фадеева Татьяна Евгеньевна (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", доктор искусствоведения, член комитета), Ханова Полина Андреевна (ФГБОУ ВО "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова", кандидат философских наук, член комитета), Чубаров Игорь Михайлович (ФГБОУ ВО "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова", доктор философских наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
5/16/2024
Диссертация принята к защите:
5/31/2024
Дисс. совет:
Совет по культурологии, искусству и дизайну
Дата защиты:
9/19/2024
Диссертационное исследование посвящено проблеме восприятия эстетики видеоигрового медиума. Основным объектом для анализа в работе выступает интерактивная среда, в которой две оптики, — игровая и зрительская, — сталкиваются и взаимодействуют друг с другом и с окружающим виртуальным пространством. Значительное место занимает также визуально-нарративный дизайн — направление в организации среды, виртуальной или реальной, которое в той или иной форме существовало на протяжении всей человеческой истории. Исследование затрагивает три большие темы, каждая из которых может мыслиться самостоятельно, но тем не менее неразрывно объединены в работе в рамках эстетики видеоигрового медиума. Являясь определяющими, зрительская и игровая оптика соединяются в интерактивной среде в одном лице — лице конкретного игрока, дисциплины или подхода, каждый из к которых будет иметь свой уникальный взгляд при столкновении с виртуальной средой. Предложенный в исследовании взгляд на эстетику видеоигр может помочь не только игровым разработчикам в создании более качественных пространств, но также и кураторам культурных институций и выставочных проектов, которые в своей работе могут брать за основу инсталляционную логику видеоигрового медиума.
Диссертация [*.pdf, 3.58 Мб] (дата размещения 6/18/2024)
Резюме [*.pdf, 386.50 Кб] (дата размещения 6/18/2024)
Summary [*.pdf, 341.68 Кб] (дата размещения 6/18/2024)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

Шибаев М.В. Visual Codes of Dystopia in Video Games: Representation of Social Class Differences // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2023. Том 8. № 3. С. 157-174. (смотреть на сайте журнала)
Шибаев М.В. Живопись сквозь призму виртуальной графики игрового пространства // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2021. Том 6. № 4. С. 5-26. (смотреть на сайте журнала)
Шибаев М.В. Disco Elysium: морфология полифонического нарратива // Артикульт. 2022. № 3 (47). С. 25-41. (смотреть на сайте журнала)


Отзывы
Отзыв научного руководителя
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук в области искусства и дизайна (протокол № 2 от 19.09.2024). Решением диссертационного совета (протокол № 6 от 31.10.2024) присуждена ученая степень кандидата наук в области искусства и дизайна.