• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Место антропологии в системе философии духа Г.В.Ф. Гегеля

Соискатель:
Чепурин Кирилл Валериевич
Оппоненты:
Лунгина Дарья Андреевна; Судаков Андрей Константинович
Специальность:
09.00.03 История философии
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
9/13/2011
В диссертации предлагается новый взгляд на сущность зрелой философии духа Г.В.Ф. Гегеля сквозь призму его антропологии. Цель исследования – проанализировать, как гегелевская антропология скрыто или явно определяет и пронизывает всю его философию духа в целом и каждый из ее разделов в частности. Именно анализ антропологии Гегеля как учения об индивидуальной человеческой душе даёт возможность переосмыслить Гегелеву философию в противовес распространенному утверждению, будто Гегель, мыслитель всеобщности, не оставляет места в своей системе для конкретно-человеческого, индивидуально-реального, и показать, что у Гегеля есть человек как вот этот вот конкретный человек, в единстве его души и его сознания, антропологии и феноменологии, а также в христологическом основании его субъективности. В исследовании рассматривается проблема включенности антропологии Гегеля в его философию духа, а не философию природы, и демонстрируется, что антропология обладает в системе философии духа Гегеля поистине фундаментальным значением. Впервые вводится тема интенсивности души у Гегеля и определяются как ее истоки в антропологии Канта, так и ее отношение к гегелевскому понятию духа. Впервые выявляются и анализируются гегелевские концепции «личной» смерти, меры интенсивности души, масштаба души, а также его антропологическая концепция «судьбы» как направляющей человека внутри «общего дела» ( Gemeinwesen, res publica ). По-новому устанавливается основополагающая роль антропологии в логике развития субъективного духа у Гегеля (в движении антропология-феноменология-психология) и разбирается вытекающая из этой логики несвобода и «бессознательность» сознания. Тем самым показывается, что у Гегеля есть антропологическая критика сознания – тема, ранее в литературе о Гегеле не поднимавшаяся. Предлагается новое осмысление того, что Гегель называет безумием рассудка, и определяется значение обращения к душе (антропологии) и истинным образом понятому опыту для преодоления этого безумия. Наконец, впервые выявляется троякая – через цель, структуру и основание – связь антропологии Гегеля и его философии абсолютного духа, а также роль антропологической фигуры Христа как реального основания всякой субъективности в гегелевской философии духа.


Автореферат [*.pdf, 326.53 Кб]
См. на ту же тему

Рецепция платонизма в антропологии М.ФичиноКандидатская диссертация

Соискатель: Гурьянов Илья Геннадьевич
Руководитель: Доброхотов Александр Львович
Дата защиты: 10/31/2017

Проблема статуса несуществующих вещей в майнонгианской философской традицииКандидатская диссертация

Соискатель: Селиверстов Владимир Валерьевич
Руководитель: Порус Владимир Натанович
Дата защиты: 6/24/2014

Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной наукиКандидатская диссертация

Соискатель: Юдин Григорий Борисович
Руководитель: Филиппов Александр Фридрихович
Дата защиты: 12/18/2012