Разработка лингвистических тестов для диагностики речевых нарушений и их внедрение в клиническую и исследовательскую практикуDevelopment of linguistic tests for detection of speech/language disorders and their implementation in the clinical and research practice
Соискатель:
Руководитель:
Члены комитета:
Слюсарь Наталия Анатольевна (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", д-р филол.наук, председатель комитета), Вания Мариса Коррейя де Агиар (Университет Гронингена (Нидерланды), PhD, член комитета), Вильгельмина Мария Элизабет ван де Сандт-Кендерман (Университет Эразмус (Роттердам, Нидерланды), PhD, член комитета), Дорофеева Светлана Валентиновна (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", канд.филол.наук, член комитета), Сильвия Мартинез-Феррейро (Университет Тулуза - Жан Жорес (Франция), PhD, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
7/5/2021
Диссертация принята к защите:
7/27/2021
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
10/20/2021
Часто наличие речевых нарушений у людей с органическими поражениями головного мозга остается не диагностированным. Причиной этого может являться отсутствие стандартизированного диагностического инструментария. В статьях, включенных в диссертационное исследование, детально описывается процесс адаптации и стандартизации двух скрининговых тестов для русского языка: «Быстрого Теста на Афазию» и теста «Афазия: Быстрая Верификация». Эти инструменты могут использоваться в неврологических отделениях больниц для определения наличия речевых нарушений, однако несомненна их ценность и для исследователей-лингвистов. Скрининговые тесты могут использоваться в процессе отбора испытуемых для участия в лингвистических экспериментах, а более детальные тесты – для описания локуса дефицита и оценки сохранности разных языковых уровней. В диссертации приведен пример использования в исследовательской практике Русского Афазиологического Теста, стандартизированной батареи тестов, позволяющей получить детальное описание речевого дефицита. Благодаря наличию такого инструмента стало возможно зафиксировать наличие связи между синтаксической обработкой и механизмами имплицитно-статистического научения. Таким образом, в исследовании обоснована релевантность лингвистически мотивированных тестов для клиницистов и исследователей.
Диссертация [*.pdf, 18.06 Мб] (дата размещения 7/23/2021)
Резюме [*.pdf, 321.20 Кб] (дата размещения 7/23/2021)
Summary [*.pdf, 226.62 Кб] (дата размещения 7/23/2021)
Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации
Implicit- statistical learning in aphasia and its relation to lesion location (смотреть на сайте журнала)
Отзывы
Отзыв научного руководителя
- Драгой О.В. (дата размещения 7/21/2021)
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата филологических наук (протокол № 2 от 20.10.2021). Решением диссертационного совета (протокол №17 от 29.10.2021) присуждена ученая степень кандидата филологических наук.
Ключевые слова:
См. на ту же тему
Методы анализа и оценки устного дискурса людей с речевыми нарушениямиКандидатская диссертация
Соискатель: Худякова Мария Викторовна
Руководитель: Драгой Ольга Викторовна
Дата защиты: 12/28/2023
Речевой дефицит и дислексия: экспериментальное исследование русскоговорящих детейКандидатская диссертация
Соискатель: Дорофеева Светлана Валентиновна
Руководитель: Драгой Ольга Викторовна
Дата защиты: 11/16/2020