• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Визуальная риторика в актуальных практиках российских художников с 2010 по 2023 гг.Visual Rhetoric in the Relevant Practices of Russian Artists from 2010 to 2023

Члены комитета:
Бобринская Екатерина Андреевна (Государственный институт искусствознания, доктор искусствоведения, председатель комитета), Злыднева Наталья Витальевна (Институт славяноведения РАН, доктор искусствоведения, член комитета), Лаврентьев Александр Николаевич (ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова», доктор искусствоведения, член комитета), Пыркина Дарья Андреевна (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", кандидат искусствоведения, член комитета), Фадеева Татьяна Евгеньевна (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", доктор искусствоведения, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
5/15/2024
Диссертация принята к защите:
5/31/2024
Дисс. совет:
Совет по культурологии, искусству и дизайну
Диссертация посвящена исследованию вербально-визуальных репрезентаций в актуальных практиках российских художников в период с 2010 по 2023 годы. В работе рассматриваются различные типы связей между словом и изображением в отечественном искусстве, культурные коды вербальных компонентов художественных текстов, варианты взаимодействия русского и европейского искусства в исторической перспективе. Автор приходит к выводу о том, что вербально-визуальное искусство — это закономерное направление на российской художественной сцене. Установлено, что возникновение современных изовербальных практик определено внутренней проблематикой и опирается на национальную культурную традицию (передвижничество, русский авангард и московский концептуализм). Кроме того, существенное влияние на современное российское изовербальное искусство оказали европейский и американский концептуализм конца 1960-х – начала 1970-х годов, поп-арт, граффити-культура, визуальная поэзия. Особое внимание уделено вариантам взаимодействия слова и изображения в современном искусстве, художественным стратегиям работы с текстом в различных медиумах (живопись, графика, коллаж, скульптура, арт‑объекты, инсталляции, стрит-арт).
Диссертация [*.pdf, 4.70 Мб] (дата размещения 6/18/2024)
Резюме [*.pdf, 720.85 Кб] (дата размещения 6/18/2024)
Summary [*.pdf, 773.52 Кб] (дата размещения 6/18/2024)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

Афанасьева И.А. Лабиринты «поворотов» в современном искусстве: лингвистический, иконический, визуальный // Обсерватория культуры. 2023. Т. 20. № 2. С. 188-196. (смотреть на сайте журнала)
Sorokin P.S., Afanaseva I.A., Goloshchapov A.A. Art and Agency in the Era of De-Structuration: Exploring a New Field // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2024. Vol. 58. P. 204-220. (смотреть на сайте журнала)
Афанасьева И.А. «Художественный текст» в произведениях В.Е. Маковского (1846–1920): риторические фигуры и визуальные тропы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2023. № 2 (13). С. 252-275. (смотреть на сайте журнала)
Афанасьева И.А. Языковое поколение: слово в современном российском искусстве // Человек. 2022. Т. 33. № 6. С. 136-155. (смотреть на сайте журнала)
Афанасьева И.А. Рецепции русского авангарда в творчестве современных российских художников // Артикульт. 2022. № 4 (48). С. 27-35. (смотреть на сайте журнала)
Афанасьева И.А. Топосы видения и нарративы в творчестве современных российских художников (П. Арсеньева, М. Безыдейного, С. Мотолянца, В. Чтака) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 54 (в печати).