• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучение школьников стратегиям учения в современной образовательной средеTeaching School Students the Learning Strategies in a Modern Educational Environment

Соискатель:
Чернышова Наталья Алексеевна
Члены комитета:
Пискунова Елена Витальевна (ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», доктор педагогических наук, председатель комитета), Босова Людмила Леонидовна (ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", доктор педагогических наук, член комитета), Ковалева Татьяна Михайловна (ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, член комитета), Обухов Алексей Сергеевич (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», кандидат психологических наук, член комитета), Сериков Владислав Владиславович (ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
11/26/2021
Диссертация принята к защите:
12/24/2021 (Протокол № 10)
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
4/25/2022
Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования определены требования к результатам освоения образовательных программ (то, чему учить) и предметные области (то, где могут формироваться образовательные результаты, в т.ч. умение учиться, самостоятельно определять цели, самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения задач и др). Однако методы и способы формирования образовательных результатов не определены.  При этом, несмотря на то что ФГОС ОО предполагают развитие у обучающихся метапредметных навыков, результаты международного сравнительного исследования PISA, проверяющего, в том числе учебную самостоятельность обучающихся, свидетельствуют о низком развитии данных навыков в России. Стоит также отметить, что в 2020 году актуальность данного диссертационного исследования стремительно возросла. Многие сегодняшние школьники впервые столкнулись с проблемами обучения на дому: отсутствие постоянного контроля со стороны учителя, необходимость самоорганизации, планирования собственного времени, умения преодолевать себя. В связи с этим саморегуляция учения вышла на первый план. Однако, несмотря на очевидную необходимость развития навыков саморегуляции учения, в т.ч. стратегий учения, в обучении школьников по-прежнему отсутствуют элементы, которые их развивают. Целью данного исследования было определить взаимосвязь обучения учителями стратегиям учения и их сформированности у школьников. Выборку исследования составили 1807 обучающихся 10 московских школ из 8 и 10 классов, среди которых был проведен опрос, и учителя, принявшие участие в фокус-группах (91 учитель). Выдвигалась гипотеза, что стратегии учения более развиты у обучающихся тех школ, в которых учителя обладают знаниями о стратегиях учения и целенаправленно их развивают у школьников. При обработке результатов были проведены регрессионный и контент-анализ. Получены парадоксальные результаты: школы, в которых учителя считают, что уделяют достаточное внимание развитию стратегий учения, не способствуют их формированию у школьников; в то же время в школах, в которых учителя говорили о том, что целенаправленно не уделяют внимание развитию стратегий учения, напротив, стратегии учения у школьников более развиты. Вопросы о том, какие факторы способствуют развитию стратегий учения у школьников, если не развивать их целенаправленно «сверху», и почему целенаправленное развитие стратегий учения исследуемыми учителями приводит к обратному результату, остаются открытыми для дискуссии и дальнейших исследований.
Диссертация [*.pdf, 9.54 Мб] (дата размещения 2/21/2022)
Резюме [*.pdf, 510.94 Кб] (дата размещения 2/21/2022)
Summary [*.pdf, 416.06 Кб] (дата размещения 2/21/2022)

Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук об образовании (протокол № 2 от 25.04.2022). Решением диссертационного совета (протокол № 4 от 12.05.2022) присуждена ученая степень кандидата наук об образовании.
См. на ту же тему

Адаптивные функции мечты и процесса мечтанияКандидатская диссертация

Соискатель: Егорова Полина Алексеевна
Руководитель: Осин Евгений Николаевич
Дата защиты: 4/7/2023

Позитивное уединение: личностные предпосылки и феноменологические характеристикиКандидатская диссертация

Соискатель: Ишанов Сергей Александрович
Руководитель: Осин Евгений Николаевич
Дата защиты: 12/21/2021

Мотивационный потенциал возможных «Я» в академической сфереКандидатская диссертация

Соискатель: Василевская Екатерина Юрьевна
Руководитель: Молчанова Ольга Николаевна
Дата защиты: 10/21/2019