• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нарушение речи у детей с расстройствами аутистического спектра: лингвистические аспектыLanguage Impairment in Children with Autism Spectrum Disorder: Linguistic Aspects

Соискатель:
Арутюнян Вардан Геворгович
Руководитель:
Лопухина Анастасия Александровна (др. работы под рук-вом)
Члены комитета:
Слюсарь Наталия Анатольевна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», д-р филол. наук, председатель комитета), Буйволова Ольга Витальевна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», канд. филол. наук, член комитета), Дорофеева Светлана Валентиновна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», канд. филол. наук, член комитета), Мейер Наталья (Университет имени Бар-Илана (Израиль), PhD, член комитета), Чернова Дарья Алексеевна (Санкт-Петербургский государственный университет, канд. филол. наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
4/29/2022
Диссертация принята к защите:
5/11/2022
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
6/30/2022
Диссертация посвящена теме исследования лингвистических аспектов как атипичного развития, так и нарушения речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Рассматриваются, с одной стороны, речевые особенности русскоязычных детей с РАС начальной школы (7–11 лет) на разных лингвистических уровнях (фонология, лексика, морфосинтаксис, дискурс), а с другой – фонологические механизмы, играющие роль в порождении и понимании слов на раннем (дошкольном) этапе развития типичных детей, которые могут быть нарушены при РАС. В целом в опубликованных работах было показано, как лингвистическая теория и экспериментальная методология позволяют системно подойти к описанию речевых нарушений при РАС, а также фонологических механизмов, вовлеченных в порождение и понимание слов у детей. В частности, в диссертационном исследовании впервые были описаны особенности нарушения речи у репрезентативной группы русскоговорящих детей с РАС на разных лингвистических уровнях при помощи стандартизированного теста, учитывающего значимые психолингвистические параметры русского языка. Кроме того, в рамках работы впервые были сравнены домены порождения и понимания речи у одной и той же группы детей с РАС на уровне лексики, морфосинтаксиса и дискурса, а также была показана роль невербального IQ в разнице между порождением и пониманием. Наконец, на материале русского языка впервые было показано, что плотность фонологического соседства влияет на порождение и понимание слов уже у детей дошкольного возраста, что может быть использовано в дальнейшем для исследования паттернов развития речи у детей с РАС младшего возраста. Таким образом, в работе была продемонстрирована значимость лингвистически обоснованного подхода в описании нарушения речи у детей с РАС и речевого функционирования типичных детей.
Диссертация [*.pdf, 39.92 Мб] (дата размещения 4/29/2022)
Резюме [*.pdf, 897.07 Кб] (дата размещения 4/29/2022)
Summary [*.pdf, 870.56 Кб] (дата размещения 4/29/2022)

Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата филологических наук с отличием (протокол № 2 от 30.06.2022). Решением диссертационного совета (протокол №13 от 07.07.2022) присуждена ученая степень кандидата филологических наук с отличием.