Биографические траектории и социальные трансформации старообрядцев-странников в первой трети XX векаBiographical Trajectories and Social Transformations of the Old Believers Wanderers in the First Third of the 20th Century
Соискатель:
Руководитель:
Кормина Жанна Владимировна (др. работы под рук-вом)
Члены комитета:
Ауст Мартин (Боннский университет (Германия), Dr. habil., председатель комитета), Данилко Елена Сергеевна (Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, д-р истор. наук, член комитета), Дутчак Елена Ерофеевна (Национальный исследовательский Томский государственный университет, д-р истор. наук, член комитета), Семенов Александр Михайлович (Амхерст-колледж (США), PhD, член комитета), Уайт Джеймс Мэттью (Уральский федеральный университет, PhD, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
7/25/2022
Диссертация принята к защите:
8/31/2022
Дисс. совет:
Совет по истории
Дата защиты:
9/28/2022
Диссертация представляет собой социальную историю сообщества старообрядцев-странников, радикально эсхатологического направления Старой веры. Хронологически исследование описывает первую треть XX века, период фундаментальных социально-политических трансформаций, разворачивавшихся на территории Российской империи и Советского союза. В фокусе исследования биографические траектории трех представителей данного религиозного движения, последовательно испытавших столкновение с позднеимперским капиталистическим пространством, раннесоветской сельскохозяйственной кооперацией и, наконец, сталинскими репрессиями. Основным подходом исследования является столкновение разных категорий источников как вышедших из-под пера самих странников, так и документов имперской и советской бюрократии. Использование такого подхода позволяет продемонстрировать, что вопреки традиционным историографическим представлениям о радикальном эскапизме странников, представители сообщества умело ориентировались в окружающем социальном пространстве, успешно адаптировались к внешним политическим реалиям и, фактически, несмотря на собственные эскапистские идеологические декларации никогда не были отделены от внешнего мира. Таким образом, в отличии от традиционной историографической традиции, которая предлагает дихотомизирующий взгляд на отношения странников (и, шире, старообрядцев) с пространством за пределами их общин как на диалектические отношения между архаичной религиозной традицией и модернизирующимся миром, диссертация предлагает деэкзотизацию истории странников, показывая ее неотчуждаемость от процессов, разворачивающихся за пределами их общин.
Диссертация [*.pdf, 2.72 Мб] (дата размещения 7/27/2022)
Резюме [*.pdf, 479.63 Кб] (дата размещения 7/27/2022)
Summary [*.pdf, 517.31 Кб] (дата размещения 7/27/2022)
Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации
Милленаристы, капиталисты, кооператоры: позднеимперский и раннесоветский опыт старообрядцев-странников (смотреть на сайте журнала)
Красная смерть Кабанкина: старообрядцы-странники и русское ритуальное убийство в позднеимперской России (смотреть на сайте журнала)
«Мы теперь перед собой видим две церкви». Переходы в старообрядчество Белокриницкого согласия и особенности мультиправославного религиозного ландшафта после 1905 года (смотреть на сайте журнала)
Отзывы
Отзыв научного руководителя
- Кормина Ж.В. (дата размещения 7/27/2022)
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата исторических наук (протокол № 2 от 28.09.2022). Решением диссертационного совета (протокол №5 от 25.10.2022) присуждена ученая степень кандидата исторических наук.
Ключевые слова:
См. на ту же тему
Россия встречает скандинавизм: имперские представления, каналы коммуникации и практики управления (1843-1864)Кандидатская диссертация
Соискатель: Егоров Евгений Витальевич
Руководитель: Селин Адриан Александрович
Дата защиты: 10/30/2023