• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сюжеты о христианизации Руси в Повести временных лет и в составе ПрологаPlots About The Christianization Of Rus in The Tale Of Bygone Years And In The Prologue

Члены комитета:
Гиппиус Алексей Алексеевич (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», д-р филол. наук, председатель комитета), Виноградов Андрей Юрьевич (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», д-р филол. наук, член комитета), Гимон Тимофей Валентинович (Институт всеобщей истории РАН, д-р истор. наук, член комитета), Литвина Анна Феликсовна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», канд. филол. наук, член комитета), Рождественская Милена Всеволодовна (Санкт-Петербургский государственный университет, д-р филол. наук, доцент, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
4/5/2023
Диссертация принята к защите:
4/19/2023
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
6/23/2023
В диссертации рассмотрены рассказы о крещении Руси в составе летописей и Пролога: рассказ об Андрее Первозванном, рассказ о крещении Ольги, сюжет о варягах-мучениках, крещении Владимира (Корсунская легенда), и рассказы о крещении Киева и Новгорода. В результате исследования сделаны следующие выводы. В основе рассмотренных проложных текстов находятся летописные источники, в редких случаях с незначительными добавлениями из других текстов, однако летописные тексты всегда первичны. Рассказы Повести временных лет имеют высокую частотность препозиционного употребления клитики ся, что свидетельствует об устном происхождении рассказов. Анализ разночтений в тексте об апостоле Андрее в летописи и Прологе дал возможность подтвердить существование Свода 1165 г. Составитель проложной статьи о княгине Ольге использовал в своей работе не только летописный текст, но и компилятивную Память и Похвалу Иакова мниха, что дает возможность датировать создание Памяти и Похвалы Иакова мниха временем до 1160-х гг. (времени создания Пролога). Летописный текст об убиении варягов-мучеников появился в Начальном своде 1090-х гг., и этот летописный текст являлся единственным источником проложного жития варягов-мучеников. Вставки в Корсунскую легенду, произведенные составителем Начального свода, не являются вставками устного происхождения, а имеют в своей основе письменный источник, или являются конструктом летописца. Летописное описание крещения Новгорода было создано на основании летописного текста о крещении Киева и по его лекалам. «Недостающие» элементы сюжета о крещении Новгорода появляются постепенно, как в более поздних летописях, так и в устных повествованиях, записанных лишь в XIX в.
Диссертация [*.pdf, 1.40 Мб] (дата размещения 4/6/2023)
Резюме [*.pdf, 359.82 Кб] (дата размещения 4/6/2023)
Summary [*.pdf, 174.16 Кб] (дата размещения 4/6/2023)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации



Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата филологических наук с отличием (протокол № 2 от 23.06.2023). Решением диссертационного совета (протокол №13 от 27.06.2023) присуждена ученая степень кандидата филологических наук с отличием.
См. на ту же тему

Нарративный модус в историографических памятниках Древней Руси и Древней СкандинавииКандидатская диссертация

Соискатель: Глебова Дарья Сергеевна
Руководитель: Успенский Федор Борисович
Дата защиты: 1/25/2022