• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рукописная традиция и литературный контекст греческих подделок в конфессиональной полемике западной Европы XVI в.: казус Константина ПалеокаппыManuscript Tradition and Literary Context of the Greek Forgeries in the Confessional Controversy in Western Europe in the 16th Century: the Casus of Constantine Paleocappa

Соискатель:
Бернацкий Михаил Михайлович
Члены комитета:
Луховицкий Лев Всеволодович (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», канд. филол. наук, председатель комитета), Димитракопулос Джон (Университет Патр (Греция), PhD, член комитета), Кравецкий Александр Геннадьевич (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, канд. филол. наук, член комитета), Скарпа Марко (Мессинский университет (Италия), PhD, член комитета), Уваров Павел Юрьевич (Институт всеобщей истории РАН, д-р истор. наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
10/24/2023
Диссертация принята к защите:
11/15/2023
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
1/11/2024
Диссертация посвящена мало изученной и междисциплинарной теме — созданию греческих литературных фальсификаций в Западной Европе в XVI в. в контексте полемики между католиками и протестантами. Ярким примером является критский переписчик рукописей Константин Палеокаппа, который в 50-х годах XVI в. работал в королевской библиотеке замка Фонтенбло. Поддельные сочинения, созданные им для знаменитого парижского полемического издания 1560 г и атрибутированные православным авторам V–XII вв., вызвали большой резонанс в истории европейской литературы. Издание должно было оказать помощь католикам в полемике с гугенотами по вопросам сакраментологии. Палеокаппа создает два псевдоэпиграфа (трактаты псевдо-Самона Газского и псевдо-Прокла Константинопольского), обнаруженные предшествующими исследователями, и обнаруженный нами трактат псевдо-Николая Мефонского. Кроме того, критский фальсификатор сделал новую редакцию текста Литургии апостола Иакова, чьи особенности нашли текстологическое отражение в его подделках. Выдвигается и обосновывается предположение о принадлежности Палеокаппе еще одного псевдоэпиграфа, созданного вне рамок работы на кардинала, но в тех же полемических нуждах — краткой версии гомилии о Евхаристии патриарха Геннадия Схолария (XV в.). Осуществлено исследование рукописной традиции подделок, которая не старше XVI в., и подготовлены критические издания вновь открытых фальсификаций с аппаратами разночтений, заимствований и реминисценций. Текстологическое исследование позволило выявить содержащие заимствования рукописи Национальной библиотеки Франции, доступные для критского переписчика. Продемонстрирован литературный метод, который использовал Палеокаппа.
Диссертация [*.pdf, 3.85 Мб] (дата размещения 10/25/2023)
Резюме [*.pdf, 283.97 Кб] (дата размещения 10/25/2023)
Summary [*.pdf, 235.11 Кб] (дата размещения 10/25/2023)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации



Отзывы
Отзыв научного руководителя
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата филологических наук (протокол № 2 от 11.01.2024). Решением диссертационного совета (протокол №1 от 19.01.2024) присуждена ученая степень кандидата филологических наук.