• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Специфика интертекстуальности в цикле романов Т. Пратчетта «Плоский мир»Specificity Of Intertextuality In T. Pratchett’s Book Series “Discworld”

Члены комитета:
Сидорова Ольга Григорьевна (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, д-р филол. наук, профессор, председатель комитета), Баронова Елена Владимировна (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, канд. филол. наук, член комитета), Гумерова Анна Леонидовна (Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, канд. филол. наук, член комитета), Сергеева Валентина Сергеевна (Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, канд. филол. наук, член комитета), Струкова Татьяна Георгиевна (Воронежский государственный педагогический университет, д-р филол. наук, профессор, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
12/5/2023
Диссертация принята к защите:
12/22/2023
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
2/29/2024
Данная диссертация посвящена изучению специфики интертекстуальности в цикле романов Терри Пратчетта «Плоский мир», написанного в жанре комического фэнтези.  В работе впервые в отечественном литературоведении предлагается комплексный анализ проявления интертекстуальности вышеназванного цикла на нескольких уровнях: паратекстуальном (заглавия), гипертекстуальном (пародия), архитекстуальном (экспериментирование с элементами классического пути героя фэнтези) и собственно интертекстуальном (прямые и квази- цитаты, аллюзии).  Отмечается, что интертекстуальность романов Т. Пратчетта связана с комическим началом, характерным для английского национального культурного мира с его вездесущей насмешливостью и игровой стихией. Среди заглавий наибольшую группу составляют цитатные заглавия, которые обладают многоуровневым семантическим пластом, что позволяет писателю играть с ожиданиями читателя, в том числе обманывая их. Основу ранних романов цикла составляет пародийная установка, которая проявляется в конструировании мира, образах персонажей и сюжетных линиях. Показано, что для комического фэнтези, как и для эпического, остаются актуальными этапы пути мифологического героя (по Дж. Кэмпбеллу), хотя Пратчетт изменяет их последовательность и интерпретацию с целью ухода от условностей «конвейерного» фэнтези, в полемике с которыми задумывались романы о Плоском мире. Выявлено, что при использовании цитат и аллюзий автор обращается не только к массовому, но и эрудированному читателю, что делает глубинные уровни интертекста трудно распознаваемыми до конца.
Диссертация [*.pdf, 1.54 Мб] (дата размещения 12/12/2023)
Резюме [*.pdf, 272.41 Кб] (дата размещения 12/12/2023)
Summary [*.pdf, 343.91 Кб] (дата размещения 12/12/2023)

Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата филологических наук (протокол № 2 от 29.02.2024). Решением диссертационного совета (протокол №3 от 04.03.2024) присуждена ученая степень кандидата филологических наук.