• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феномен присутствия специалиста и клиента в процессе психотерапииPHENOMENON OF PRESENCE OF A SPECIALIST AND A CLIENT IN THE PROCESS OF PSYCHOTHERAPY

Соискатель:
Осетрова Мария Александровна
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
9/24/2024
Дисс. совет:
Совет по психологии
В диссертационной работе представлена интегральная модель феномена присутствия специалиста и клиента в процессе психотерапии, построенная в результате реализации двухэтапного эмпирического исследования. Целью изучения явления было определение содержания, генеза и динамики переживания феномена. Эмпирический материал был собран благодаря проведению глубинных полуструктурированных интервью с респондентами (в первом этапе соисследователями выступили клиенты, во втором – психотерапевты), тексты которых были обработаны методом А. Джорджи. Сконструированная модель позволяет холистически описывать психотерапевтическое присутствие и охватывает организационный, структурный, процессуальный, динамический аспекты изучаемого явления, нашедшие репрезентацию в 22 инвариантных компонентах. Третий этап исследовательской работы позволил разработать и осуществить апробацию бланка семантического дифференциала «Психотерапевтическое присутствие», который объединил в себе 9 дескрипторов групповой семантической универсалии и 9 показателей факторного анализа. Метод является диагностическим инструментом, ориентированным на измерение степени выраженности феномена присутствия у участников психотерапевтического процесса.Диссертационная работа имеет теоретическую значимость, т. к. фундаментально описывает наибольший объем процессуальных характеристик психотерапевтической сессии. Приложение на практику интегральной модели психотерапевтического присутствия расширяется от конкретной сессии (где есть показания к терапии при условии выстраивания глубинного контакта, в котором помощь реализуется через пространство «между») к обучению в ВУЗах навыкам организации предикторов присутствия специалиста до разработки отдельного направления психотерапии, ставящим центральным в оказании помощи синергийный эффект. Кроме того, исследование восполняет «разрыв» между психологией как областью знаний и ее практической стороной, способствует развитию целостного единого взгляда на процесс оказания психологической и психотерапевтической помощи.