Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ
Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя
Показаны работы: 1 - 2 из 2
Технологии машинного обучения в научном искусстве (сайнс-арт) XXI векаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по культурологии, искусству и дизайну
Дата защиты:
30.10.2024
С начала 2020-х годов человечество оказалось в ситуации новой научно-технической революции, связанной с так называемыми технологиями искусственного интеллекта. Речь идёт о глубоком машинном обучении и генеративных нейросетевых алгоритмах, появление которых стало наиболее заметным феноменом в этой области. Особый интерес к этим технологиям вызван тем, что автоматизация и алгоритмизация теперь затрагивают такие сферы, как искусство, дизайн и креативные практики — области, которые всегда считались прерогативой исключительно человека.Сегодня технологии машинного обучения начинают встраиваться как инструмент в самые разные направления искусства: генеративное искусство, сайнс-арт, глитч-арт, видеоарт, медиаперформанс, паблик-арт, акционизм, партисипаторное искусство, а также графический дизайн, кинематограф и коммерческая печать и многие другие. В связи с этим возникает необходимость исследовать влияние новых технологий на художественные практики и ответить на вопросы, какие новые формы и проблематику они привносят в творческий процесс и эксперименты художников. Также необходимо дополнить современные классификации медиа и компьютерного искусства, обозначая новые границы внутри художественных практик с использованием технологий машинного обучения.
В данной работе предпринимается попытка рассмотреть научное искусство, основанное на технологиях машинного обучения, как уникальный и самостоятельный феномен в контексте художественной практики компьютерного и медиаискусства. Исследование обобщает опыт учёных, как отечественных, так и зарубежных, и расширяет его в рамках научного искусства с использованием машинного обучения. Материалы, представленные в работе, дают подробное представление о специфических для этого направления практиках, фиксируют значимые персоналии художников, работающих с данными технологиями, и дополняют существующие классификации. Кроме того, они могут быть полезны в дальнейших исследованиях в области искусствознания.
В данной работе предпринимается попытка рассмотреть научное искусство, основанное на технологиях машинного обучения, как уникальный и самостоятельный феномен в контексте художественной практики компьютерного и медиаискусства. Исследование обобщает опыт учёных, как отечественных, так и зарубежных, и расширяет его в рамках научного искусства с использованием машинного обучения. Материалы, представленные в работе, дают подробное представление о специфических для этого направления практиках, фиксируют значимые персоналии художников, работающих с данными технологиями, и дополняют существующие классификации. Кроме того, они могут быть полезны в дальнейших исследованиях в области искусствознания.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 3.29 Мб] (дата размещения 29.08.2024)
Резюме [*.pdf, 761.91 Кб] (дата размещения 29.08.2024)
Summary [*.pdf, 549.76 Кб] (дата размещения 29.08.2024)
Путь героя в современных аудиовизуальных искусствахКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по искусству и дизайну
Дата защиты:
20.03.2023
Объектом изучения в данной диссертации является ряд художественных произведений, созданных в 2010-2020 гг. и относящихся к сфере современных аудиовизуальных искусств, работающих с малыми экранными формами: веб-сериалов, короткометражных мультипликационных фильмов и интерактивного кино. Актуальность рассмотрения выбранных искусств не вызывает сомнений в контексте стремительного развития современных аудиовизуальных форматов и медиапрактик. В условиях постоянной эволюции упомянутых форматов их изучение представляется более чем релевантным и полезным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Не менее актуальным можно считать и разностороннее переосмысление универсальной концепции мономифа, представленное в работе. Автор обнаруживает серьёзную лакуну на стыке ряда современных исследовательских направлений (изучение медиаформатов, сторителлинг, переосмысление мономифа, теория креативных метафор) и заполняет её, одновременно задавая новый вектор развития сразу для нескольких актуальных областей исследования.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 2.19 Мб] (дата размещения 19.01.2023)
Резюме [*.pdf, 364.46 Кб] (дата размещения 19.01.2023)
Summary [*.pdf, 316.39 Кб] (дата размещения 19.01.2023)