Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ
Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя
Показаны работы: 1 - 10 из 29
Теория понимания у раннего Хайдеггера: трансцендентально-феноменологическая перспективаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по философии
Объектом диссертационного исследования являются труды из философского наследия М. Хайдеггера, относящиеся к раннему периоду его философского развития (с 1912 г. до начала 1930-х гг.), а также некоторые труды более позднего периода, в которых представлен ретроспективный взгляд Хайдеггера на становление «бытийного вопроса». Кроме того, объект исследования включает в себя в качестве текстов источников, на основании которых производится интертекстуальный анализ, «Логические исследования» Гуссерля, «Логику философии и учение о категориях» Ласка и «Критику чистого разума» Канта. Цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы эксплицировать трансцендентально-феноменологические основания теории понимания (теории категорий), получившей свое развитие в трудах раннего Хайдеггера, а также зафиксировать соответствующие данной проблематике понятийные сдвиги, в том числе трансформации понятий, которые осуществляются по отношению к исходным философским терминам в трудах Ласка, Гуссерля и Канта. Полученные в настоящей работе результаты уточняют и дополняют наметившуюся в исследовательской литературе линию исследования генезиса основных понятий философии Хайдеггера, реконструируют круг исходных проблем и вопросов феноменологической философии Хайдеггера, тем самым исследование способствует углублению и конкретизации проблем феноменологической философии в целом.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 1.42 Мб] (дата размещения 10/22/2024)
Резюме [*.pdf, 453.02 Кб] (дата размещения 10/22/2024)
Summary [*.pdf, 408.82 Кб] (дата размещения 10/22/2024)
Проект имагинативной философии Я. Э. ГолосовкераКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по философии
В диссертации впервые предложено целостное рассмотрение творческого наследия Я. Э. Голосовкера исходя из его имагинативной философии. В рамках изучения трактата «Имагинативный абсолют» анализируются неологизмы и аргументационные приемы, которыми пользуется Голосовкер, а также внутренние противоречия в его построениях. Особое внимание уделено работе с архивными материалами и введению их в научный оборот, что позволяет не только дополнить непростую интеллектуальную биографию автора, но и прояснить ключевые темы созданной им философии. В качестве ее лейтмотивов рассмотрены противостояние разума воображения (imaginatio) и отвлеченного разума (ratio), особое внимание к Элладе и диагноз современного кризиса культуры. Идеи Голосовкера, несмотря на его стремление к обособленности, были включены в интеллектуальную традицию. Показано, как влияние Ф. Гельдерлина, Ф. Ницше и конкретных персоналий Серебряного века транслируется в его философию. В исследовании обосновывается тезис о том, что в произведениях «Достоевский и Кант», «Сожженный роман» и «Сказания о титанах» Голосовкер реализует свою концепцию «философии-как-искусства». В разнообразной творческой деятельности раскрывается его «Единый миф жизни» о воображении, дарующем человеку символическое бессмертие. Оценена перспектива его нового культур-философский подхода «кривая смысла» для гуманитарных наук. В качестве интеллектуального эксперимента такой подход применен к творчеству ее автора. В диссертации подчеркивается открытость проекта Голосовкера, нацеленного на спасение культуры и создание логики воображения, к дальнейшему развитию.
Дискуссии о технике и “другой модерн” в Германии: между культуркритикой и технократиейДокторская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Диссертация представляет собой не имеющую аналогов не только в русской, но и в мировой науке попытку систематического исследования дискуссий о технике в Германии в их динамическом развитии на протяжении шести десятилетий — от 1900-х до 1960-х годов включительно, — в которые вмещаются все значимые этапы трансформации немецкого государства в новейшее время. Наряду с известными авторами – В. Зомбартом, О. Шпенглером, М. Хайдеггером, Э. Юнгером, Х. Фрайером в диссертации рассматриваются никогда не переводившиеся на русский язык работы таких философов и интеллектуалов, как Л. Клагес, Т. Лессинг, В. Ратенау, Ф. Дессауэр, А. Гелен, Х. Шельски, Г. Гюнтер и др. Особое внимание уделяется проектам так называемого "Другого модерна" в Германии, а именно, консервативной мысли о технике и технической современности. Теоретической рамкой автору диссертации служит оригинальная философская концепция «маятникового модерна», которая позволяет описывать разнонаправленные социокультурные логики внутри технической современности.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 5.00 Мб] (дата размещения 8/6/2024)
Резюме [*.pdf, 820.16 Кб] (дата размещения 8/6/2024)
Summary [*.pdf, 859.75 Кб] (дата размещения 8/6/2024)
Позднеантичные философские традиции в «Беседах на псалмы» Оригена и Василия ВеликогоКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Грюнерт Анна
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
10/17/2024
В диссертационном исследовании впервые была критически проанализирована связь между «Беседами на псалмы» Оригена и одноимённым сборником проповедей Василя Великого. При этом впервые была осуществлена попытка рассмотреть эти источники не просто как памятники раннехристианской литературы, но также как источники, которые могут быть рассмотрены с историко-философской точки зрения. Таким образом впервые выявлена особая позднеантичная концептуализация библейской книги Псалтири в качестве универсального источника знания, представленного отчасти в философских терминах. Была также сформулирована связь различных частей философии, которые находят отражение в экзегезе отдельных псалмов. Кроме того, был представлен историко-философский анализ греческого понятия «выбора» в его различных трактовках в рамках различных философских традиций и более ранних раннехристианских богословских и апологетических памятников. При этом внимание было также уделено историческим аспектам и контекстам избранных источников. Было таким образом констатировано, что полноценное понимание историко-философского контекста ранних гомилий невозможно без грамотного изучения аудитории и полемического фона этих текстов. Избранная оптика исследования позволила изучить и коснуться ряда очень важных и довольно малоисследованных аспектов, которые рассматривались до сих пор только в отношении более ранней философской и христианской литературы.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 1.68 Мб] (дата размещения 7/16/2024)
Резюме [*.pdf, 412.99 Кб] (дата размещения 7/16/2024)
Summary [*.pdf, 366.15 Кб] (дата размещения 7/16/2024)
Концепт посттрудового общества и эволюция философии трудаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Нестеров Олег Георгиевич
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
10/16/2024
В диссертации предпринята попытка показать изменения, которые происходят с человеком в условиях трансформации труда в постиндустриальную эпоху, как изменения труда и трудовых отношений отразились на эволюции философской мысли о труде, рассмотреть концепт посттрудового общества, а также показать, как меняется отношение человека к труду, как меняется культура и этика труда в современную эпоху.
Трансформация сферы труда и изменение отношения к труду обусловлена, с одной стороны, становлением посттрудового общества и позднего капитализма, а с другой стороны, последствиями таких недавних явлений и событий, как, например, пандемия COVID-19, обусловившая распространение дистанционного формата работы, цифровизацию экономики, образования и труда.
В качестве отправной точки исследования концепта посттрудового общества и эволюции философии труда мы обращаемся к изменению человека и его труда в социальных теориях и философских работах конца XX века. Научно-технические достижения привели к совершенствованию и созданию новых способов производства, которые трансформировали традиционные и создали новые виды и условия труда. Переконфигурация содержания и структуры труда стала основой новой социальной стратификации. Внедрение достижений технического прогресса привели к изменению образа жизни человека, к дискуссиям о конце различных видов труда, об изменении человека, его существования в условиях нового труда, изменений его культуры и этики.
Трансформация сферы труда и изменение отношения к труду обусловлена, с одной стороны, становлением посттрудового общества и позднего капитализма, а с другой стороны, последствиями таких недавних явлений и событий, как, например, пандемия COVID-19, обусловившая распространение дистанционного формата работы, цифровизацию экономики, образования и труда.
В качестве отправной точки исследования концепта посттрудового общества и эволюции философии труда мы обращаемся к изменению человека и его труда в социальных теориях и философских работах конца XX века. Научно-технические достижения привели к совершенствованию и созданию новых способов производства, которые трансформировали традиционные и создали новые виды и условия труда. Переконфигурация содержания и структуры труда стала основой новой социальной стратификации. Внедрение достижений технического прогресса привели к изменению образа жизни человека, к дискуссиям о конце различных видов труда, об изменении человека, его существования в условиях нового труда, изменений его культуры и этики.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 1.84 Мб] (дата размещения 8/15/2024)
Резюме [*.pdf, 841.06 Кб] (дата размещения 8/15/2024)
Summary [*.pdf, 614.69 Кб] (дата размещения 8/15/2024)
Философский анализ мифологических мотивов в русской художественной классикеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
4/9/2024
Цель диссертационного исследования – дать философскую интерпретацию произведений Лермонтова, Гончарова и Толстого как мифотворчества (с опорой на философии мифа и связанную с нею в одно смысловое целое философию детства), доказать реальность мифотворчества и его эвристическую ценность для философского познания. Онтогносеологический анализ мифотворчества Лермонтова, Гончарова и Толстого позволяет привнести в академическую философию элементы живого знания и по-новому понять хорошо изученные произведения классиков (равно как и философию мифологии Шеллинга, Кассирера, Лосева) – словом вдохнуть новую жизнь в философский анализ русской литературы, отыскать новые пути его развития. Настоящая работа связывает ряд гуманитарных дисциплин: философию мифа, филологию, детскую психологию – не в смутном смешении различных направлений, но в одной методологической программе и понятийной схеме, что сегодня представляется перспективным и востребованным как в сфере самих гуманитарных исследований, так и в сфере преподавания. Данное исследование может стать идейной и методической базой курсов по философии мифа, философии детства, по осмыслении художественной литературы как формы философствования.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 2.88 Мб] (дата размещения 2/8/2024)
Резюме [*.pdf, 648.38 Кб] (дата размещения 2/8/2024)
Summary [*.pdf, 463.76 Кб] (дата размещения 2/8/2024)
Природа философии и ее истолкование в витгенштейнианстве: школа СуонсиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
12/5/2023
В кандидатской диссертации Г.А. Золоткова проведено историко-философское исследование взглядов витгенштейнианцев Университета Суонси (школы Суонси) на природу философии. Реконструкция и критический анализ воззрений исследуемых мыслителей осуществляется автором в рамках общего контекста идей представителей витгенштейнаинского движения, который в свою очередь задается путем: проведения автором демаркации витгенштейнианского движения и иных философских направлений, испытавших влияние Витгенштейна; выделения группы наиболее авторитетных представителей витгенштейнианского движения; демонстрации разносторонности взглядов Витгенштейна на природу философии, а также разграничения трех основных подходов к трактовке его взглядов на природу философии. Рассмотрение взглядов школы Суонси под таким углом позволяет автору выявить и проанализировать особенности истолкования природы философии представителями данной группы, а также указать на ряд недостатков предложенного ими истолкования.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 1.59 Мб] (дата размещения 9/27/2023)
Резюме [*.pdf, 463.88 Кб] (дата размещения 9/27/2023)
Summary [*.pdf, 386.38 Кб] (дата размещения 9/27/2023)
Проблема реальности самости в современной аналитической философииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Турко Дмитрий Сергеевич
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
10/25/2023
Диссертация представляет собой исследование в области онтологии личности. Она посвящена проблемам реальности и природы самости (self), личности и субъекта опыта с учётом дискуссий в современной аналитической философии. Автор защищает феноменалистский процессуальный реализм в отношении самости, согласно которому фундаментальная природа самости или личности — быть опытным (феноменальным) процессом. В некоторых аспектах этот подход близок к идем современных теоретиков (Б. Дейнтона, Д. Захави, Н. Решера, Г. Стросона), но восходит к идеям представителей философии раннего Нового времени — Р. Декарта, Дж. Локка и Д. Юма. Автор критикует антиреалистические и не-феноменалистские теории. Предложена натуралистическая теория самостей, отождествляющая их с существами, наделёнными чувствительностью (sentience). Дан ответ на критику сторонников нейрофилософского антиреализма (Т. Метцингер, П. Чёрчленд) и буддийского редукционизма о самости (М. Сидериц). Разработана теория субъекта опыта, трактующая его не как отдельную сущность, а как внутренне присущее свойство опыта. Предложена критика анимализма — позиции, согласно которой каждый из нас тождественен человеческому животному. Анимализм и не-феноменалистские теории онтологии личности признаются лишь акцидентально истинными. В пику «сильному» варианту реализма, утверждающему онтологическую независимость самостей, делается вывод об онтологической зависимости самости от поддерживающей ее основы. Однако самость укоренена в своей основе лишь случайным образом: тождество основы не необходимо для тождества личности. В конце работы предложен аргумент в пользу того, что личности являются нередуцируемыми сущностями.
Актуальность диссертации заключается в важности вопросов метафизики личности для многих областей практической философии: биоэтики, этики животных, этики окружающей среды, этики ИИ, морального статуса личности. Многое в этих областях зависит от фундаментальных идей и концепций, поставляемых метафизическим дискурсом о личности. В настоящее время эти области становятся все более важными по целому ряду причин. Другая причина актуальности диссертации заключается в общей актуальности метафизики личности сегодня. В отличие от проблемы диахронического тождества личности, теме онтологии личности в аналитической философии до недавнего времени не уделялось достаточного внимания. Но за последние несколько десятилетий возникли новые позиции в онтологии личности: анимализм, нарративизм, феноменализм, нейрофилософский антиреализм и аналитический буддизм. Сами эти позиции, их аргументы и отношения между ними требуют прояснения; диссертация отчасти заполняет эту исследовательскую лакуну.
Актуальность диссертации заключается в важности вопросов метафизики личности для многих областей практической философии: биоэтики, этики животных, этики окружающей среды, этики ИИ, морального статуса личности. Многое в этих областях зависит от фундаментальных идей и концепций, поставляемых метафизическим дискурсом о личности. В настоящее время эти области становятся все более важными по целому ряду причин. Другая причина актуальности диссертации заключается в общей актуальности метафизики личности сегодня. В отличие от проблемы диахронического тождества личности, теме онтологии личности в аналитической философии до недавнего времени не уделялось достаточного внимания. Но за последние несколько десятилетий возникли новые позиции в онтологии личности: анимализм, нарративизм, феноменализм, нейрофилософский антиреализм и аналитический буддизм. Сами эти позиции, их аргументы и отношения между ними требуют прояснения; диссертация отчасти заполняет эту исследовательскую лакуну.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 1.90 Мб] (дата размещения 8/24/2023)
Резюме [*.pdf, 367.02 Кб] (дата размещения 8/24/2023)
Summary [*.pdf, 340.69 Кб] (дата размещения 8/24/2023)
Проблема понимания в теоретической философии В.В. Розанова и русский идеализм конца XIX – начала XX вв.Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
10/25/2023
В исследовании предпринимается историко-философская контекстуализация идей, концепций и общих методологических установок трактата В.В. Розанова «О понимании», которая призвана выявить генетическое родство розановской теории понимания с идеалистическим течением русской философии, одними из главных представителей которых являлись славянофилы, В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой и Л. М. Лопатин. Целью исследования является историко-философская реконструкция концепции понимания В. В. Розанова для соотнесения ее основных положений с русской идеалистической традицией и выделением идейных новшеств, которые Розанов в нее привносит. Автор устанавливает линию идейной преемственности, на фоне которой представляется возможным вписать Розанова в контекст русской идеалистической философии, а также указать то особенное, что позволяет выделить Розанова в качестве самостоятельной и значимой фигуры исторического развития русской философской мысли на рубеже конца XIX – начала XX века.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 1.29 Мб] (дата размещения 8/22/2023)
Резюме [*.pdf, 459.05 Кб] (дата размещения 8/22/2023)
Summary [*.pdf, 672.35 Кб] (дата размещения 8/22/2023)
Онтологические основания семантики событийКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
6/28/2023
Одна из заметных тенденций в современной логической семантике – активное использование и исследование подходов, в центре которых находятся такие категории, как «событие», «ситуация», «процесс», «состояние». Будем обобщенно называть их динамическими категориями, поскольку содержание этих понятий связано с динамикой (события и процессы происходят, ситуации могут возникать и устраняться, состояния могут сменять друг друга). Логико-семантические концепции, основывающиеся на этих категориях, можно называть семантикой событий.
В настоящее время семантика событий представляет собой влиятельную философско-лингвистическую парадигму, востребованную в различных сферах теоретических и экспериментальных исследований, однако ее онтологические аспекты представляют собой поле для продолжающихся дискуссий, а также страдают от терминологической и концептуальной неопределенности. Необходимо найти корректное теоретическое понимание категории событие и уточнить ее взаимосвязи с другими категориями, используемыми при логико-семантическом анализе естественных языков. Цель данного исследования – анализ онтологических оснований логико-семантических подходов, центральное место в которых принадлежит динамическим категориям (ситуационная семантика, нефрегевская логика, дэвидсоновская семантика событий).
В настоящее время семантика событий представляет собой влиятельную философско-лингвистическую парадигму, востребованную в различных сферах теоретических и экспериментальных исследований, однако ее онтологические аспекты представляют собой поле для продолжающихся дискуссий, а также страдают от терминологической и концептуальной неопределенности. Необходимо найти корректное теоретическое понимание категории событие и уточнить ее взаимосвязи с другими категориями, используемыми при логико-семантическом анализе естественных языков. Цель данного исследования – анализ онтологических оснований логико-семантических подходов, центральное место в которых принадлежит динамическим категориям (ситуационная семантика, нефрегевская логика, дэвидсоновская семантика событий).
Диссертация [*.pdf, 8.45 Мб] (дата размещения 4/27/2023)
Резюме [*.pdf, 1.71 Мб] (дата размещения 4/27/2023)
Summary [*.pdf, 1.93 Мб] (дата размещения 4/27/2023)