Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 1 из 1

Неоавангард в русскоязычной поэзии 2-й половины ХХ – начала ХХI векаДокторская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
15.06.2023
Диссертационное исследование посвящено изучению истории генезиса и развития во 2-й половине ХХ – начала XXI века, главным образом – в контексте литературы андеграунда и русского зарубежья, художественной системы позднего, послевоенного авангарда – неоавангарда. Эта система рассматривается в ее преемственной связи по отношению к «историческому авангарду» второй половины 1900-х – второй половины 1930-х годов, в сложных отношениях отталкивания и притяжения как с типологически родственными ей художественными явлениями мирового искусства (прежде всего словесного – с различными течениями и группами западного неоавангарда), так и с синхронными им явлениями отечественного искусства, главным образом неподцензурного. В частности, предметом подробного рассмотрения в диссертации становится творчество Александра Кондратова, поэтов-«трансфуристов» Ры Никоновой и Сергея Сигея, Константина Кузьминского; важный неоавангардный субстрат обнаруживается в творчестве поэтов «Лианозовской школы» Генриха Сапгира и Всеволода Некрасова; объясняются причины существования современного неоавангарда и характеризуются некоторые его черты на примере творчества Сергея Бирюкова и Германа Лукомникова. Исследование программных работ авторов – как манифестарно-теоретических и поэтологических, так и собственно поэтических – позволяет определить ключевые особенности русскоязычного поэтического неоавангарда в его историко-культурной специфике. Особое внимание уделяется «проективным» аспектам творчества неоавангардистов, их стремлению к взаимодействию поэзии не только со смежными видами искусств (живописью, музыкой, перформансом), но и современной наукой, использованию современных технических изобретений (например, возможностей кибернетики). Исследование существенно меняет прежние представления об устройстве послевоенного литературного поля – прежде всего в неподцензурной среде, о связях неподцензурной поэзии и ряда современных ее течений, о значимости той или иной фигуры в ряду поэтов 2-й половины ХХ-го – начала XXI века.
Диссертация [*.pdf, 3.44 Мб] (дата размещения 7.03.2023)
Резюме [*.pdf, 462.83 Кб] (дата размещения 7.03.2023)
Summary [*.pdf, 477.79 Кб] (дата размещения 7.03.2023)
  • Сбросить фильтры