Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ
Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя
Показаны работы: 1 - 3 из 3
Связь рефлексии и понятийного мышления подростковКандидатская диссертация
Соискатель:
Серёгин Константин Сергеевич
Руководитель:
Семенов Игорь Никитович
Оппоненты:
Решетова Татьяна Яковлевна, Слободчиков Виктор Иванович
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
24.09.2013
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в теоретико-экспериментальном исследовании взаимосвязи структурных особенностей личностной рефлексии и понятийного мышления на материале подросткового возраста, ввиду его синзетивности к формированию рефлексии. Осуществляется теоретический вклад в понимание проблем генезиса рефлексии человека, ее основных функций и факторов развития в онтогенезе. На эмпирическом уровне конкретизируются представления о роли понятийного мышления в структуре рефлексивного самосознания человека. Объектом исследования выступает личностная рефлексия подростков, а предметом – структурные характеристики личностной рефлексии. Цель настоящего исследования выявить и эмпирически верифицировать связь понятийного мышления подростков и личностной рефлексии на уровне ее структурных характеристик
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 1.62 Мб]
Автореферат [*.pdf, 434.54 Кб]
Рефлексия как условие динамики фрустрационного реагированияКандидатская диссертация
Соискатель:
Чернышкова Елена Юрьевна
Руководитель:
Оппоненты:
Битюцкая Екатерина Владиславовна, Поддьяков Александр Николаевич
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
24.04.2012
Интерес к экспериментальному изучению агрессии, агрессивности личности, особенностей реагирования человека во фрустрационных ситуациях в мировой психологии начинается с публикации книги Дж. Доллара с соавторами «Фрустрация и агрессия» в 1939 году. Почти столетие прошло с тех пор, но общественная и экзистенциальная значимость разработки этой проблемы не утрачивается, а возрастает. Экономические кризисы, информационные перегрузки, экологические катастрофы, вооружённые столкновения, социальные потрясения, безработица обусловливают дестабилизацию эмоциональной сферы личности. Негативные эмоции коммулируются, «не находят выхода», но, в конечном счете, неконтролируемым образом «выплескиваются» во вне или(и) приводят к возникновению психосоматических заболеваний.Агрессивные проявления случаются столь часто, что порой воспринимаются людьми как своего рода «норма» их поведения в обществе (феномен «благородного негодования», убеждение в том, что «добро должно быть с кулаками» и т. д., и т. п.). Тем не менее, отсроченным образом люди, ведущие себя импульсивно, могут переживать чувства стыда и вины и пытаться найти способы совладания с собственной агрессией. Настоящее исследование призвано поддержать тех, кто ставит перед собой эту задачу.Центральная идея работы заключается в том, что значительные ресурсы коррекции агрессивных проявлений открывает рефлексия собственных эмоциональных реакций в ситуации фрустрации. Развитая рефлексивность (генез которой подразумевает прохождение ступеней внешнего контроля, контроля со стороны «значимого другого во мне», наконец, принимает форму субъективного проговаривания собственных импульсивных реакций) есть, предположительно, фактор позитивной трансформации агрессии. Изучение изменений фрустрационного реагирования в процессуальном контексте при актуализированной рефлексии также является важнейшей частью работы, отражающей динамические аспекты в плане взаимоотношения рассматриваемых явлений. Цель исследования – изучить роль эмоциональной саморефлексии индивида в процессах фрустрационного реагирования. Объект исследования – саморефлексия как источник динамики поведения. Предмет исследования – влияние эмоциональной саморефлексии индивида в условиях фрустрации на профиль фрустрационного реагирования.
Ключевые слова:
Автореферат [*.pdf, 435.08 Кб]
Структура личностной рефлексии студентовКандидатская диссертация
Соискатель:
Двоеглазова Маргарита Юрьевна
Руководитель:
Семенов Игорь Никитович
Оппоненты:
Решетова Татьяна Яковлевна, Петрушихина Елена Борисовна
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
2.12.2008
В наши дни центральной проблемой науки становиться современный человек, что обуславливается движением общества по пути гуманизации, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя. Сложившиеся условия, с одной стороны, расширяют диапазон возможностей, дают определенный простор для самореализации личности, но одновременно лишают ее социальной защищенности, возлагают на человека самого ответственность за свою судьбу, жизненный выбор, позицию, требуют от него новых подходов к организации жизни и деятельности. Осуществляющееся в ходе обучения в вузе успешное овладение человеком профессиональными знаниями, и последующее их применение на практике не может быть воплощено в жизнь без определенных личностных изменений, основанных на осознании человеком себя и своего жизненного пути. Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и эмпирически верифицировать модель содержания и структуры личностной рефлексии студентов, условий ее развития. Объект исследования - личностная рефлексия студентов как психологический феномен. Предмет исследования - структура личностной рефлексии, условия ее развития.
Ключевые слова:
Автореферат [*.pdf, 349.11 Кб]